Специфика аудиовизуального сторителлинга на научно-популярную тематику
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-81-89Ключевые слова:
аудиовизуальный сектор, контент, популяризация науки, аудиовизуальные средства, аудитория, научно-популярный контент, научно-популярная журналистика, научно-популярные медиаАннотация
В современном аудиовизуальном ландшафте, отмеченном огромным предложением аудиовизуального контента, как на традиционном телевидении, так и в кроссплатформенных вариантах, сложнее найти привлекательный и понятный аудиовизуальный формат, транслирующий информацию о науке. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения специфики аудиовизуального сторителлинга для использования его в качестве одной из эффективных альтернатив традиционному обучению и образованию. В статье рассматриваются решения, которые предлагает нам актуальный подход к созданию аудиовизуального сценария. Цель статьи - выявить эффективные способы распространения научного контента среди широкой публики в аудиовизуальном формате. Для реализации цели статьи были исследованы теоретические аспекты аудиовизуального сторителлинга, проанализирован аудиовизуальный сторителлинг на научно-популярную тематику в отечественных медиапроектах, выявлены проблемы в применении аудиовизуального сторителлинга на научно-популярную тематику. Использованы методы исследования - сравнительный, функциональный и медиаэстетический анализ. Материалом исследования послужили проекты двух российских научно-популярных каналов на видеохостинге YouTube («Химия - Просто» и «ПостНаука»). В заключении статьи авторы приходят к выводу о том, что успешным вариантом использования аудиовизуального сторителлинга для представления научно-популярной тематики является ограничение длительности видео, упрощение сложной информации экспертами, использование юмора и различных мультимедийных инструментов.
Библиографические ссылки
Anyukhina, A. M. (2017). Fenomen mul'timedijnogo longrida i digital storytelling v setevykh media [The phenomenon of multimedia longread and digital storytelling in online media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (24), 146–150. (In Russ.)
Varakin, V. S. (2014). Storitelling kak instrument informatsionnogo modelirovaniya sotsial'noj deistvitel'nosti [Storytelling as a tool for informational modeling of social reality]. O. V. Tretyakova (Ed.), Sotsial'naya missiya zhurnalistiki: Realii i prognozy: Materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Arkhangelsk, 92–99. (In Russ.)
Vyrovceva, E. V. (2023a). Predstavlenie nauchnogo znaniya v audiovizual'nykh formatah nauchno-populyarnykh massmedia: Vozrazhenie kak rechevoe deistvie [Presentation of scientific knowledge in audiovisual formats of popular science mass media: Objection as a speech act]. Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoj konferentsii po Medialingvistike, Sankt-Peterburg, 28 iyunya – 01 iyulya 2023. Sankt-Peterburg: Mediapapir LLC, 211–215. (In Russ.)
Vyrovceva, E. V. (2023b). Rasprostranenie nauchnogo znaniya v internet-prostranstve: Kommunikativnyj resurs vozrazheniya [Dissemination of scientific knowledge in the internet space: Communicative resource of objection]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (47), 38–45. (In Russ.)
Vyrovceva, E. V. (2016). Mul'timedijnaya istoriya: Tekhnologii i tvorchestvo [Multimedia story: Technology and creativity]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 5 (22), 51–59. (In Russ.)
Dzyaloshinsky, I. M. (2021). Informatsionno-kommunikatsionnyj universum kak sistema matrits tekstovoj deyatel'nosti: Sozdanie, vospriyatie i ponimanie mediatekstov [Information and communication universe as a system of text activity matrices: Creation, perception, and understanding of media text]. Moscow: IPR Media, 328–330. (In Russ.)
Dzyaloshinsky, I. M., & Dzyaloshinskaya, M. I. (2021). Rossijskie media: Tselevye ustanovki, strategii i tekhnologii vozdejstviya na auditoriyu. Stat'ya pervaya: Sistema ponyatij i metodologiya issledovaniya [Russian media: Target settings, strategies, and technologies of audience impact. Article one: System of concepts and research methodology]. Voprosy Zhurnalistiki, 9, 5–41. https://www.doi.org/10.17223/26188422/9/1. (In Russ.)
Enbaeva, A. P., & Topchii, I. V. (2018). Storitelling – trend sovremennoj zhurnalistiki [Storytelling – a trend in modern journalism]. Mediasreda, 2, 27–31. (In Russ.)
Zvereva, E. A. (2020). Potentsial storitellinga v professional'no-orientirovannoj kommunikatsii: Podgotovka magistrantov napravleniya "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu" [The potential of storytelling in professionally-oriented communication: Training of masters in the direction of "Advertising and Public Relations"]. K. V. Kiuru (Ed.), Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyakh informatsionno-tekhnologicheskikh peremen: Aktual'nye voprosy i trendy: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Chelyabinsk, 17–18 aprelya 2020. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 159–163. (In Russ.)
Ignatova, I. B., Zubarkina, E. S., & Zemlyansky, A. V. (2022). Novye media: Teoriya i praktika [New media: Theory and practice]. Moscow: Moscow Pedagogical State University. 96 p. (In Russ.)
Kasheev, O. V., & Buz'kevich, A. O. (2020). Psikhologicheskoe vozdejstvie reklamy na kul'turu obshchestva potrebleniya cherez sotsial'nye seti [Psychological impact of advertising on the culture of consumer society through social networks]. Vestnik Slavyanskikh Kultur, 57, 94–103. (In Russ.)
Krasavina, A. V. (2017). Storitelling kak zhurnalistskaya distsiplina: Problemy i perspektivy prepodavaniya [Storytelling as a journalistic discipline: Problems and prospects of teaching]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 133–137. (In Russ.)
Kiriya, I. (2010). Chto takoe mul'timedia? [What is multimedia?]. Zhurnalistika i konvergentsiya: Pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timedijnye. Moscow, 21–22. (In Russ.)
Konyaeva, Y. M. (2023). Kommunikativnyj stszenarij razvertyvaniya vozrazheniya v nauchno-populyarnom mediadiskurse: Korrektsiya novogo znaniya [Communicative scenario of objection deployment in popular science media discourse: Correction of new knowledge]. Dinamika Mediasistem, 3 (1), 176–182. (In Russ.)
Nazarova, M. S., & Shesterkina, L. P. (2021). Osobennosti primeneniya transmedijnogo storitellinga v protsesse sozdaniya nauchno-populyarnogo mediaproekta [Features of using transmedia storytelling in the process of creating a popular science media project]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Sotsial'no-Gumanitarnye Nauki, 21 (3), 103–110. (In Russ.)
Pavlushkina, N. A., & Teplyashina, A. N. (2023). Nauchno-populyarnye media dlya detej: Adaptatsiya v tsifrovoj srede [Popular science media for children: Adaptation in the digital environment]. Dinamika Mediasistem, 3 (1), 226–236. (In Russ.)
Panyukova, S. A. (2020a). Mediaestetika nauchno-populyarnogo kontenta YouTube-kanalov. In Mediaesteticheskij komponent sovremennoj kommunikatsii: Kollektivnaya monografiya [Media aesthetics of popular science content on YouTube channels. In Media Aesthetic Component of Modern Communication: Collective Monograph]. Chelyabinsk: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 265–293. (In Russ.)
Panyukova, S. A. (2022). Transformatsiya kontenta nauchno-populyarnogo rossijskogo media "Postnauka" [Transformation of the content of the popular science Russian media "Postnauka"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (46), 109–114. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10414. (In Russ.)
Panyukova, S. A. (2020b). Funktsional'nost' metoda tsifrovogo storitellinga v nauchno-populyarnykh materialakh [Functionality of the digital storytelling method in popular science materials]. Izvestiya Ural'skogo Federal'nogo Universiteta. Seriya 1, Problemy Obrazovaniya, Nauki i Kul'tury, 26 (3), 105–111. (In Russ.)
Pyatkova, O. B. (2018). Metod storitellinga v obuchenii [The method of storytelling in education]. Shkol'nye Tekhnologii, 6, 41–45. (In Russ.)
Simakova, S. I., & Enbaeva, A. P. (2019). Storitelling kak priem zhurnalistskoj raboty [Storytelling as a technique of journalistic work]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (31), 110–117. (In Russ.)
Fadeeva, O. A. (2015). Storitelling kak simvolicheskaya informatsionno-kommunikativnaya tekhnologiya [Storytelling as a symbolic information and communication technology]. Politicheskaya Lingvistika, 4 (54), 150–153. (In Russ.)
Filatova, E. A. (2020). Osobennosti audiovizual'nogo teksta nauchno-populyarnogo dokumental'nogo fil'ma o prirode [Storytelling as a symbolic information and communication technology]. Vestnik RGGU. Seriya "Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul'turologiya", 9, 240–250. (In Russ.)
Khutyz, I. P. (2019). Storitelling v lektsionnom diskurse [Storytelling in lecture discours]. Nauchnye Tekhnicheskie Vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i Obshchestvennye Nauki, 10(2), 64–73. (In Russ.)
Shesterina, A. M. (2022). Osobennosti kul'turno-prosvetitel'skogo i nauchno-populyarnogo kontenta videokhostinga RUTUBE [Features of cultural and educational and popular science content of the video hosting RUTUBE]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 135–142. https://www.doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10114. (In Russ.)
Fundora, Y. S., & García, Y. R. (2021). Scientific dissemination: An effective tool in research centers. Bibliotecas. Anales de Investigación, 7, 105–108. (In Span.)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.