Специфика аудиовизуального сторителлинга на научно-популярную тематику

Авторы

  • Ирина Топчий Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8601-9041
  • Дарья Иванова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-81-89

Ключевые слова:

аудиовизуальный сектор, контент, популяризация науки, аудиовизуальные средства, аудитория, научно-популярный контент, научно-популярная журналистика, научно-популярные медиа

Аннотация

В современном аудиовизуальном ландшафте, отмеченном огромным предложением аудиовизуального контента, как на традиционном телевидении, так и в кроссплатформенных вариантах, сложнее найти привлекательный и понятный аудиовизуальный формат, транслирующий информацию о науке. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения специфики аудиовизуального сторителлинга для использования его в качестве одной из эффективных альтернатив традиционному обучению и образованию. В статье рассматриваются решения, которые предлагает нам актуальный подход к созданию аудиовизуального сценария. Цель статьи - выявить эффективные способы распространения научного контента среди широкой публики в аудиовизуальном формате. Для реализации цели статьи были исследованы теоретические аспекты аудиовизуального сторителлинга, проанализирован аудиовизуальный сторителлинг на научно-популярную тематику в отечественных медиапроектах, выявлены проблемы в применении аудиовизуального сторителлинга на научно-популярную тематику. Использованы методы исследования - сравнительный, функциональный и медиаэстетический анализ. Материалом исследования послужили проекты двух российских научно-популярных каналов на видеохостинге YouTube («Химия - Просто» и «ПостНаука»). В заключении статьи авторы приходят к выводу о том, что успешным вариантом использования аудиовизуального сторителлинга для представления научно-популярной тематики является ограничение длительности видео, упрощение сложной информации экспертами, использование юмора и различных мультимедийных инструментов.

Биографии авторов

Ирина Топчий, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства

Дарья Иванова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

студентка 4-го курса факультета журналистики

Библиографические ссылки

Anyukhina, A. M. (2017). Fenomen mul'timedijnogo longrida i digital storytelling v setevykh media [The phenomenon of multimedia longread and digital storytelling in online media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (24), 146–150. (In Russ.)

Varakin, V. S. (2014). Storitelling kak instrument informatsionnogo modelirovaniya sotsial'noj deistvitel'nosti [Storytelling as a tool for informational modeling of social reality]. O. V. Tretyakova (Ed.), Sotsial'naya missiya zhurnalistiki: Realii i prognozy: Materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Arkhangelsk, 92–99. (In Russ.)

Vyrovceva, E. V. (2023a). Predstavlenie nauchnogo znaniya v audiovizual'nykh formatah nauchno-populyarnykh massmedia: Vozrazhenie kak rechevoe deistvie [Presentation of scientific knowledge in audiovisual formats of popular science mass media: Objection as a speech act]. Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoj konferentsii po Medialingvistike, Sankt-Peterburg, 28 iyunya – 01 iyulya 2023. Sankt-Peterburg: Mediapapir LLC, 211–215. (In Russ.)

Vyrovceva, E. V. (2023b). Rasprostranenie nauchnogo znaniya v internet-prostranstve: Kommunikativnyj resurs vozrazheniya [Dissemination of scientific knowledge in the internet space: Communicative resource of objection]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (47), 38–45. (In Russ.)

Vyrovceva, E. V. (2016). Mul'timedijnaya istoriya: Tekhnologii i tvorchestvo [Multimedia story: Technology and creativity]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 5 (22), 51–59. (In Russ.)

Dzyaloshinsky, I. M. (2021). Informatsionno-kommunikatsionnyj universum kak sistema matrits tekstovoj deyatel'nosti: Sozdanie, vospriyatie i ponimanie mediatekstov [Information and communication universe as a system of text activity matrices: Creation, perception, and understanding of media text]. Moscow: IPR Media, 328–330. (In Russ.)

Dzyaloshinsky, I. M., & Dzyaloshinskaya, M. I. (2021). Rossijskie media: Tselevye ustanovki, strategii i tekhnologii vozdejstviya na auditoriyu. Stat'ya pervaya: Sistema ponyatij i metodologiya issledovaniya [Russian media: Target settings, strategies, and technologies of audience impact. Article one: System of concepts and research methodology]. Voprosy Zhurnalistiki, 9, 5–41. https://www.doi.org/10.17223/26188422/9/1. (In Russ.)

Enbaeva, A. P., & Topchii, I. V. (2018). Storitelling – trend sovremennoj zhurnalistiki [Storytelling – a trend in modern journalism]. Mediasreda, 2, 27–31. (In Russ.)

Zvereva, E. A. (2020). Potentsial storitellinga v professional'no-orientirovannoj kommunikatsii: Podgotovka magistrantov napravleniya "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu" [The potential of storytelling in professionally-oriented communication: Training of masters in the direction of "Advertising and Public Relations"]. K. V. Kiuru (Ed.), Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyakh informatsionno-tekhnologicheskikh peremen: Aktual'nye voprosy i trendy: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Chelyabinsk, 17–18 aprelya 2020. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 159–163. (In Russ.)

Ignatova, I. B., Zubarkina, E. S., & Zemlyansky, A. V. (2022). Novye media: Teoriya i praktika [New media: Theory and practice]. Moscow: Moscow Pedagogical State University. 96 p. (In Russ.)

Kasheev, O. V., & Buz'kevich, A. O. (2020). Psikhologicheskoe vozdejstvie reklamy na kul'turu obshchestva potrebleniya cherez sotsial'nye seti [Psychological impact of advertising on the culture of consumer society through social networks]. Vestnik Slavyanskikh Kultur, 57, 94–103. (In Russ.)

Krasavina, A. V. (2017). Storitelling kak zhurnalistskaya distsiplina: Problemy i perspektivy prepodavaniya [Storytelling as a journalistic discipline: Problems and prospects of teaching]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 133–137. (In Russ.)

Kiriya, I. (2010). Chto takoe mul'timedia? [What is multimedia?]. Zhurnalistika i konvergentsiya: Pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timedijnye. Moscow, 21–22. (In Russ.)

Konyaeva, Y. M. (2023). Kommunikativnyj stszenarij razvertyvaniya vozrazheniya v nauchno-populyarnom mediadiskurse: Korrektsiya novogo znaniya [Communicative scenario of objection deployment in popular science media discourse: Correction of new knowledge]. Dinamika Mediasistem, 3 (1), 176–182. (In Russ.)

Nazarova, M. S., & Shesterkina, L. P. (2021). Osobennosti primeneniya transmedijnogo storitellinga v protsesse sozdaniya nauchno-populyarnogo mediaproekta [Features of using transmedia storytelling in the process of creating a popular science media project]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Sotsial'no-Gumanitarnye Nauki, 21 (3), 103–110. (In Russ.)

Pavlushkina, N. A., & Teplyashina, A. N. (2023). Nauchno-populyarnye media dlya detej: Adaptatsiya v tsifrovoj srede [Popular science media for children: Adaptation in the digital environment]. Dinamika Mediasistem, 3 (1), 226–236. (In Russ.)

Panyukova, S. A. (2020a). Mediaestetika nauchno-populyarnogo kontenta YouTube-kanalov. In Mediaesteticheskij komponent sovremennoj kommunikatsii: Kollektivnaya monografiya [Media aesthetics of popular science content on YouTube channels. In Media Aesthetic Component of Modern Communication: Collective Monograph]. Chelyabinsk: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 265–293. (In Russ.)

Panyukova, S. A. (2022). Transformatsiya kontenta nauchno-populyarnogo rossijskogo media "Postnauka" [Transformation of the content of the popular science Russian media "Postnauka"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (46), 109–114. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10414. (In Russ.)

Panyukova, S. A. (2020b). Funktsional'nost' metoda tsifrovogo storitellinga v nauchno-populyarnykh materialakh [Functionality of the digital storytelling method in popular science materials]. Izvestiya Ural'skogo Federal'nogo Universiteta. Seriya 1, Problemy Obrazovaniya, Nauki i Kul'tury, 26 (3), 105–111. (In Russ.)

Pyatkova, O. B. (2018). Metod storitellinga v obuchenii [The method of storytelling in education]. Shkol'nye Tekhnologii, 6, 41–45. (In Russ.)

Simakova, S. I., & Enbaeva, A. P. (2019). Storitelling kak priem zhurnalistskoj raboty [Storytelling as a technique of journalistic work]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (31), 110–117. (In Russ.)

Fadeeva, O. A. (2015). Storitelling kak simvolicheskaya informatsionno-kommunikativnaya tekhnologiya [Storytelling as a symbolic information and communication technology]. Politicheskaya Lingvistika, 4 (54), 150–153. (In Russ.)

Filatova, E. A. (2020). Osobennosti audiovizual'nogo teksta nauchno-populyarnogo dokumental'nogo fil'ma o prirode [Storytelling as a symbolic information and communication technology]. Vestnik RGGU. Seriya "Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul'turologiya", 9, 240–250. (In Russ.)

Khutyz, I. P. (2019). Storitelling v lektsionnom diskurse [Storytelling in lecture discours]. Nauchnye Tekhnicheskie Vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i Obshchestvennye Nauki, 10(2), 64–73. (In Russ.)

Shesterina, A. M. (2022). Osobennosti kul'turno-prosvetitel'skogo i nauchno-populyarnogo kontenta videokhostinga RUTUBE [Features of cultural and educational and popular science content of the video hosting RUTUBE]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 135–142. https://www.doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10114. (In Russ.)

Fundora, Y. S., & García, Y. R. (2021). Scientific dissemination: An effective tool in research centers. Bibliotecas. Anales de Investigación, 7, 105–108. (In Span.)

Загрузки

Опубликован

03-11-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.