Анализ результатов исследования мотивации школьников к изучению английского языка в гимназии
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-48-53Ключевые слова:
мотивация, методы мотивации, учебная деятельность, уровень учебной мотивации, английский языкАннотация
В данной статье описаны основные методы и факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности учащихся основной школы. Для детей, обучающихся с 7 по 9 класс, характерно падение уровня мотивации к изучению иностранного языка в школе. Появляются так называемые «группы риска» – дети, имеющие крайне низкий уровень мотивации к изучению английского языка. Задачей данного исследования является изучение уровня развития мотивации школьников (оптимальный, достаточный или низкий) с целью совершенствования учебного процесса и определения эффективных методов повышения мотивации учеников, а следовательно, и их успеваемости по данной дисциплине. Проводилось исследование среди учащихся 7–9-х классов гимназии города Кирова путем анкетирования по различным методикам. В результате проведения анкетирования у 15 % был выявлен низкий уровень развития учебной мотивации у школьников, а также были обозначены те виды организации учебной деятельности, в которых школьники оказались более заинтересованы и которые стимулируют их заниматься изучением английского языка. Наиболее эффективными видами организации учебной деятельности стали игра, групповые работы, проектная деятельность и другие. В конечном итоге, на основе анализа ответов учащихся 7-х, 8-х и 9-х классов, были разработаны пути, методы и приемы работы с учениками, вошедшими в «группу риска», а также были даны рекомендации по организации учебного процесса учащихся с 7 по 9 класс.
Библиографические ссылки
Asmolov, A. G, Burmenskaya, G. V., Volodarskaya, I. A. (2008). Kak proektirovat’ universal’nye uchebnye deystviya v nachal’noy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal learning activities in primary school. From action to thought: a guide for teachers]. Moscow, Prosveshchenie, 152 p. (In Russ.)
Asmolov, A. G. (2019). Psikhologiya lichnosti: kul’turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Personality psychology: cultural and historical understanding of human development]. Moscow, Smysl, 448 p. (In Russ.)
Babanskiy, Yu. K. (1992). Ob izuchenii prichin neuspevaemosti shkol’nikov [On the study of the causes of school failure]. Sovetskaya pedagogika, 1, 18–25. (In Russ.)
Bim, I. L., Biboletova, M. Z., Shchepilova, A. V., Kopylova, V. V. (2009). Inostrannyy yazyk v sisteme shkol’nogo filologicheskogo obrazovaniya (kontseptsiya) [Foreign language in the system of school philological education (concept)]. Inostrannye Yazyki v Shkole, 1, 4–11. (In Russ.)
Bozhovich, L. I. (1979). Psikhicheskoe razvitie shkol’nika i ego vospitanie [Mental development of a schoolchild and his upbringing]. Moscow, Znamya, 96 p. (In Russ.)
Gal’skova, N. D. (2003). Sovremennaya metodika obucheniya IYa [Modern methods of teaching foreign languages]. Moscow, Arkti, 192 p. (In Russ.)
Gez, N. I., Lyakhovitskiy, M. V. (1982). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Vysshaya shkola, 373 p. (In Russ.)
Gordeeva, T. O. (2022). Motivatsiya shkol’nikov XXI veka: prakticheskie sovety Metodicheskoe posobie [Motivation of schoolchildren of the 21st century: practical advice]. Moscow, Blagotvoritel’nyy fond «Vklad v budushchee», 135 p (In Russ.).
Il’in, E. P. (2006). Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint-Petersburg, Piter, 51 p. (In Russ.)
Koryakovtseva, N. F. (2002). Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel’noy raboty izuchayushchikh inostrannyy yazyk [Modern methods of organizing independent work of foreign language learners]. Moscow, Arkti, 176 p. (In Russ.)
Luk’yanova, M. I., Kalinina, N. V. (1998). Uchebnaya deyatel’nost’ shkol’nikov: sushchnost’ i vozmozhnosti formirovaniya [Educational activity of schoolchildren: essence and possibilities of formation]. Ulyanovsk, IPK PRO, 64 p. (In Russ.)
Passov, E. I. (1988). Urok inostrannogo yazyka v sredney shkole [Foreign language lesson in high school]. Moscow, Prosveshchenie, 223 p. (In Russ.)
Prokof’eva, V. L. (1990). Naglyadnost’ kak sredstvo sozdaniya kommunikativnoy motivatsii pri obuchenii ustnomu inoyazychnomu obshcheniyu [Visualization as a means of creating communicative motivation when teaching oral foreign language communication]. Inostrannye Yazyki v Shkole, 5, 23–27. (In Russ.)
Rogova, G. V., Rabinovich, F. M., Sakharova, T. E. (1991). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Prosveshchenie, 287 p. (In Russ.)
Frankin, R. (2003). Motivatsiya povedeniya: biologicheskie,kognitivnye i sotsial’nye aspekty [Motivation of behavior: biological, cognitive and social aspects]. Saint-Petersburg, Piter (In Russ.)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.