Анализ результатов исследования мотивации школьников к изучению английского языка в гимназии

Авторы

  • Валентина Долгополова МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», Киров, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-48-53

Ключевые слова:

мотивация, методы мотивации, учебная деятельность, уровень учебной мотивации, английский язык

Аннотация

В данной статье описаны основные методы и факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности учащихся основной школы. Для детей, обучающихся с 7 по 9 класс, характерно падение уровня мотивации к изучению иностранного языка в школе. Появляются так называемые «группы риска» – дети, имеющие крайне низкий уровень мотивации к изучению английского языка. Задачей данного исследования является изучение уровня развития мотивации школьников (оптимальный, достаточный или низкий) с целью совершенствования учебного процесса и определения эффективных методов повышения мотивации учеников, а следовательно, и их успеваемости по данной дисциплине. Проводилось исследование среди учащихся 7–9-х классов гимназии города Кирова путем анкетирования по различным методикам. В результате проведения анкетирования у 15 % был выявлен низкий уровень развития учебной мотивации у школьников, а также были обозначены те виды организации учебной деятельности, в которых школьники оказались более заинтересованы и которые стимулируют их заниматься изучением английского языка. Наиболее эффективными видами организации учебной деятельности стали игра, групповые работы, проектная деятельность и другие. В конечном итоге, на основе анализа ответов учащихся 7-х, 8-х и 9-х классов, были разработаны пути, методы и приемы работы с учениками, вошедшими в «группу риска», а также были даны рекомендации по организации учебного процесса учащихся с 7 по 9 класс.

Биография автора

Валентина Долгополова, МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», Киров, Россия

учитель иностранных языков

Библиографические ссылки

Asmolov, A. G, Burmenskaya, G. V., Volodarskaya, I. A. (2008). Kak proektirovat’ universal’nye uchebnye deystviya v nachal’noy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal learning activities in primary school. From action to thought: a guide for teachers]. Moscow, Prosveshchenie, 152 p. (In Russ.)

Asmolov, A. G. (2019). Psikhologiya lichnosti: kul’turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Personality psychology: cultural and historical understanding of human development]. Moscow, Smysl, 448 p. (In Russ.)

Babanskiy, Yu. K. (1992). Ob izuchenii prichin neuspevaemosti shkol’nikov [On the study of the causes of school failure]. Sovetskaya pedagogika, 1, 18–25. (In Russ.)

Bim, I. L., Biboletova, M. Z., Shchepilova, A. V., Kopylova, V. V. (2009). Inostrannyy yazyk v sisteme shkol’nogo filologicheskogo obrazovaniya (kontseptsiya) [Foreign language in the system of school philological education (concept)]. Inostrannye Yazyki v Shkole, 1, 4–11. (In Russ.)

Bozhovich, L. I. (1979). Psikhicheskoe razvitie shkol’nika i ego vospitanie [Mental development of a schoolchild and his upbringing]. Moscow, Znamya, 96 p. (In Russ.)

Gal’skova, N. D. (2003). Sovremennaya metodika obucheniya IYa [Modern methods of teaching foreign languages]. Moscow, Arkti, 192 p. (In Russ.)

Gez, N. I., Lyakhovitskiy, M. V. (1982). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Vysshaya shkola, 373 p. (In Russ.)

Gordeeva, T. O. (2022). Motivatsiya shkol’nikov XXI veka: prakticheskie sovety Metodicheskoe posobie [Motivation of schoolchildren of the 21st century: practical advice]. Moscow, Blagotvoritel’nyy fond «Vklad v budushchee», 135 p (In Russ.).

Il’in, E. P. (2006). Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint-Petersburg, Piter, 51 p. (In Russ.)

Koryakovtseva, N. F. (2002). Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel’noy raboty izuchayushchikh inostrannyy yazyk [Modern methods of organizing independent work of foreign language learners]. Moscow, Arkti, 176 p. (In Russ.)

Luk’yanova, M. I., Kalinina, N. V. (1998). Uchebnaya deyatel’nost’ shkol’nikov: sushchnost’ i vozmozhnosti formirovaniya [Educational activity of schoolchildren: essence and possibilities of formation]. Ulyanovsk, IPK PRO, 64 p. (In Russ.)

Passov, E. I. (1988). Urok inostrannogo yazyka v sredney shkole [Foreign language lesson in high school]. Moscow, Prosveshchenie, 223 p. (In Russ.)

Prokof’eva, V. L. (1990). Naglyadnost’ kak sredstvo sozdaniya kommunikativnoy motivatsii pri obuchenii ustnomu inoyazychnomu obshcheniyu [Visualization as a means of creating communicative motivation when teaching oral foreign language communication]. Inostrannye Yazyki v Shkole, 5, 23–27. (In Russ.)

Rogova, G. V., Rabinovich, F. M., Sakharova, T. E. (1991). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Prosveshchenie, 287 p. (In Russ.)

Frankin, R. (2003). Motivatsiya povedeniya: biologicheskie,kognitivnye i sotsial’nye aspekty [Motivation of behavior: biological, cognitive and social aspects]. Saint-Petersburg, Piter (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.