Опыт превентизации профессионально-педагогических трудностей будущих учителей

Авторы

  • Елена Быстрай Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
  • Иван Скоробренко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-42-47

Ключевые слова:

будущие учителя, профессиональная подготовка, профессионально-педагогические трудности, воркшоп, педагогическое общение

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионально-педагогических трудностей будущих педагогов и их преодоления. Проанализированы результаты опроса студентов старших курсов о причинах, затрудняющих их общение с обучающимися, которые подтвердили, что одной из важнейших причин профессионально-педагогических трудностей является несформированность умений педагогического общения у будущих учителей. В статье представлены результаты опроса студентов 4 курса факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», прошедших педагогическую практику. Также авторами статьи проанализированы дневники студентов-практикантов, представленные по результатам производственной (педагогической) практики на 4 курсе. Авторами выявлены и представлены в тексте статьи трудности, с которыми студенты столкнулись в процессе прохождения практики.
В статье описан опыт работы со студентами в формате воркшопа, имеющего обучающий характер и направленного на превентизацию профессионально-педагогических трудностей будущих учителей. Подробно описывается содержание факультативных обучающих встреч со студентами, направленных на получение ими новых знаний об особенностях коммуникации между различными субъектами образования и на применение этих знаний на практике. Констатируется, что вводный этап воркшопа способствовал формированию положительного психологического климата в группе и отработке навыков самопредставления и самопрезентации, основной этап работы позволил познакомить студентов с современными технологиями эффективного психолого-педагогического взаимодействия в теории и на практике, а заключительный этап, посвященный микропреподаванию, способствовал углублению методической подготовки будущих учителей и развитию у них умений саморефлексии.
Делается вывод о том, что проведенная работа позволит будущим педагогам умело выстраивать взаимоотношения с различными субъектами образовательного процесса и преодолевать профессионально-педагогические трудности. В качестве наиболее перспективных направлений использования опыта превентизации профессионально-педагогических трудностей будущих учителей авторы рассматривают активизацию таких форм работы со студентами, как анализ проблемных ситуаций и микропреподавание.

Биографии авторов

Елена Быстрай, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Иван Скоробренко, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

аспирант кафедры педагогики и психологии, направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Библиографические ссылки

Gukalenko, O. V. (2022). Razvitie emocional’nogo intellekta budushchih uchitelej kak instrument povysheniya kachestva vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Developing of emotional intelligence of future teachers as a tool for improving the quality of higher pedagogical education]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 6 (88), 33–42. (In Russ.).

Gulaya, T. M. & Romanova, S. A. (2020). Ierarhiya kompetentnostej sovremennogo pedagoga [Hierarchy of competencies of a modern teacher]. Sociologiya, 2, 234–240. (In Russ.).

Dzusova, B. T. (2020). Kompetentnostnyj podhod v usloviyah sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Competence-based approach in the conditions of modern teacher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 69–2, 67–69. (In Russ.). Erina, I. A., Fanina, E. N. & Perederij, S. N. (2021). Vedushchie tendencii v obrazovanii XXI veka [Trends in education of the 21st

century]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 5 (90), 146–148. (In Russ.).

Zagvyazinskij, V. I. (2015). Ot social’noj strategii k obrazovatel’noj praktike [From social strategy to educational practice]. Narodnoe

obrazovanie, 6 (1449), 26–33. (In Russ.).

Zacepina, M. B. (2016). Sovershenstvovanie kachestva obrazovaniya i povyshenie kvalifikacii pedagoga [Improving the quality of

education and improving teacher qualifications]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 5, 14–18. (In Russ.).

Lyashenko, M. S., Mineeva, O. A. & Nasihanova, A. Z. (2021). Pedagogicheskoe obshchenie kak osnova sozdaniya effektivnoj obrazovatel’noj sredy v vuze [Pedagogical communication as the basis for creating an effective educational environment at the university].

Sovremennyj uchenyj, 6, 215–219. (In Russ.).

Nikitina, E. Yu., Filippova, O. G. & Novikova, N. B. (2019). Kommunikativno-lichnostnoe vzaimodejstvie sub’ektov obrazovatel’nogo

processa [Communicative-personal interaction of subjects of the educational process]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 4, 117–133. (In Russ.).

Orenburova, L. V., Valeeva, R. A. (2022). Obraz sovremennogo pedagoga v kontekste navykov XXI veka [The image of a modern teacher in the context of 21st century skills]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 6–2, https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316. (In Russ.).

Pavlova, L. N., Karataeva, T. Yu. (2018). Vorkshop kak organizacionnaya forma professional’noj orientacii studentov pedagogicheskogo vuza [Workshop as an organizational form of a professional orientation of students of a pedagogical university]. Vestnik YUzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 8, 97–105. (In Russ.).

Perepelkin, S. A. (2023). Trebovaniya k professional’nym kachestvam pedagoga v usloviyah modernizacii obrazovaniya [Requirements for professional qualities teacher in conditions of modernization of education]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika, 1, 34–40. (In Russ.).

Potekhina, N. V., Zherebyatnikova, G. V. (2021). Pedagogicheskaya masterskaya kak tekhnologiya obucheniya studentov v vuze [Pedagogical workshop as a technology for teaching students at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 71–3, 174–178. (In Russ.).

Shkitina, N. S. & Kasatkina, N. S. (2019). Partisipativnaya podgotovka studentov pedagogicheskih vuzov [Participative teacher training in pedagogical universities], Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 50–57. (In Russ.).

Yustus, G. V. (2015). Primenenie treningovyh form obucheniya v razvitii professional’nyh kompetencij specialistov pedagogicheskih kollektivov [Training forms of education in development of professional competences of pedagogic teams specialists], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 7 (102), 81–84. (In Russ.).

Krolevetskaya, E. N., Karabutova, E. A., Mikhailova, D. I., Ostapenko, S. I. (2022). Novyj professionalizm pedagoga v kontekste razvitiya polisub’ektnosti lichnosti [Teacher new professionalism in the light of the personality polysubjectivity development]. Perspectives of Science and Education, 3 (57), 10–22.

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.