Построение образовательной программы дополнительного профессионального образования с учетом федеральных нормативных требований
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-35-41Ключевые слова:
содержание образования, дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, образовательная программа, программа повышения квалификации, нормативные требованияАннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. На этапе модернизации всей системы образования, особую значимость приобретает отбор содержания образования, в том числе в системе дополнительного профессионального образования. Необходимость формального повышения квалификации для педагогических и руководящих работников является, на сегодняшний день, обязательной составляющей как для самообразования, так и для прохождения аттестационных процедур. Однако, с каждым годом растут требования к работникам образования, что накладывает определенную ответственность к образовательной деятельности организаций дополнительного профессионального образования, а также к выбору содержания дополнительного профессионального образования.
Одним из инструментов, который помогает определить концептуальные направления обучения и развития в рамках актуальных треков образовательной системы, является образовательная программа, которую разрабатывают организации дополнительного профессионального образования.
Цель исследования заключается в выявлении путем анализа нормативно-правовых документов и научных исследований основных направлений и критериев отбора содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Методология (материалы и методы). Проведен анализ нормативных документов и научных публикаций по теме исследования и выделены направления обновления программ и критерии отбора содержания для дополнительных профессиональных программ.
Результаты. В ходе исследования было выявлено, что содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации прежде всего зависит от актуальных трендов системы образования, а также от запросов самих потребителей данных услуг. Поэтому в организациях дополнительного профессионального образования должна быть создана система обновления дополнительных профессиональных программ, учитывающих актуальные направления системы образования, а также система сбора потребностей педагогических и руководящих работников образования на освоение новых компетенций в сфере образования.
Библиографические ссылки
Abramovskih, T. A. (2017). Osobennosti otbora soderzhanija dopolnitel’nyh professional’nyh programm na osnove diagnostiki sub’ektnoj pozicii slushatelej iz chisla rukovoditelej obrazovatel’nyh organizacij [Features of selecting the content of additional professional programs based on diagnostics of the subjective position of students from among the heads of educational organizations]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 3 (32), 52–63. (In Russ.).
Anan’ev, B. G. (2000). Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Moscow, Nauka, 246 p. (In Russ.).
Baranova, Ju. Ju., Borchenko, I. D. (2015). Ispol’zovanie monitoringovogo instrumentarija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva v dopolnitel’nom professional’nom obrazovanii : sbornik metodicheskih materialov [The use of monitoring tools within the framework of the internal quality assessment system in additional vocational education: a collection of methodological materials]. Pod red. M. I. Solodkovoj. Chelyabinsk, CHIPPKRO (In Russ.).
Davydov, V. V. (1972). Vidy obobshhenija v obuchenii (logiko-psihologicheskie problemy postroenija uchebnyh predmetov) [Types of generalization in teaching (logical and psychological problems of constructing educational subjects)]. Moscow, Pedagogy, 424 p. (In Russ.).
Zinchenko, A. P. (2006). Obshhaja upravlencheskaja podgotovka: monografija [General management training: monograph]. Pod red. A. P. Zinchenko. Tolyatti, TAU, 160 p. (In Russ.).
Il’ina, S. P., Cimmerman, N. V. (2021). Osobennosti postroenija personificirovannogo soderzhanija dopolnitel’nyh professional’nyh programm povyshenija kvalifikacii uchitelej [Features of constructing personalized content for additional professional development programs for teachers]. Pis’ma v Jemissija. Offlajn: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 10 (October), ART 2990, http://emissia.org/offline/2021/2990.htm. (In Russ.).
Il’jasov, D. F. (2005). Obrazovatel’nye programmy povyshenija kvalifikacii rukovoditelej shkol: processual’nye aspekty proektirovanija [Educational advanced training programs for school leaders: procedural aspects of design]. Innovacii v obrazovanii, 1, 43–54. (In Russ.).
Il’jasov, D. F., Burov K. S., Jarychev, N. U., Skripova, N. E., Nikolov, N. O., Kuznecov, V. M. (2019). Principy otbora soderzhanija povyshenija kvalifikacii pedagogov, obuchajushhiesja kotoryh pokazyvajut stabil’no nizkie obrazovatel’nye rezul’taty [Principles for selecting content for advanced training of teachers whose students show consistently low educational results]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 3 (40), 5–23. (In Russ.).
Lebedev, V. V., Mansurova, S. E., Rastashanskaja, T. V., Tabarovskaja, K. A. (2016). Rekomendacii po obespecheniju kachestva dopolnitel’nyh professional’nyh program [Recommendations for ensuring the quality of additional professional programs]. Moscow, MIOO, 98 p. (In Russ.).
Ignat’eva, G. A., Sdobnjakov, V. V. (2022). Proektirovanie personalizirovannogo dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija pedagogov: sobytijno-pozicionnaja metodologija [Designing personalized additional professional education for teachers: event-positional methodology]. Vestnik Mininskogo universiteta, 10, 3 (40), https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1374. (In Russ.).
Rebikova, Ju. V., Ljamceva, E. V. (2018). Obnovlenie soderzhanija povyshenija kvalifikacii pedagogov dopolnitel’nogo obrazovanija v kontekste nacional’noj tehnologicheskoj iniciativy [Updating the content of advanced training for additional education teachers in the context of the national technology initiative]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 1 (34), 61–68. (In Russ.).
Svatalova, T. A. (2016). Otbor soderzhanija obrazovatel’noj programmy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija na osnove opredelenija aktual’nogo urovnja professional’nyh kompetencij pedagogov doshkol’nogo obrazovanija [Selection of the content of the educational program of additional professional education based on determining the current level of professional competencies of preschool teachers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 2 (27), 101–105. (In Russ.).
Svatalova, T. A., Jakovleva, G. V. (2014). Osnovanija otbora soderzhanija dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija pedagogov doshkol’nogo obrazovanija [Grounds for selecting the content of additional professional education for preschool teachers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal, 1 (18), 41–54. (In Russ.).
Serikov, G. N. (1998). Upravlenie obrazovaniem: Sistemnaja interpretacija [Educational Management: Systemic Interpretation]. Chelyabinsk, Publishing house ChSPU «Fakel». (In Russ.).
Fortunova, N. A., Zajcev, A. A., Zajceva, I. N. (2022). Proektirovanie soderzhanija programm dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija dlja specialistov v sfere radiotehniki i jelektroniki [Designing the content of additional professional education programs for specialists in the field of radio engineering and electronics]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 10–1 (73), 219–221. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.