Развитие способности публичного выступления на иностранном языке у обучающихся неязыковых специальностей вуза

Авторы

  • Ирина Бобыкина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Богдан Пилипенко Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-29-34

Ключевые слова:

публичное выступление, обучающий онлайн-модуль, иноязычная коммуникация, иностранный язык, вуз

Аннотация

В статье рассматривается организация процесса развития способности публичного выступления на иностранном языке с помощью обучающего онлайн-модуля как одно из педагогических решений, направленных на повышение эффективности обучения иностранному языку обучающихся неязыковых специальностей в вузе. Для определения взаимосвязи между исследуемой способностью и иноязычной коммуникативной компетенцией,формируемой согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, проанализированы различные подходы к определению понятия «компетенция» и «публичная речь». Изучены особенности публичной речи, сущность коммуникативных технологий и методические аспекты разработки обучающего онлайн-модуля. Результаты теоретического анализа научно- и учебно-методической литературы по теме исследования позволили прийти к выводу о целесообразности внедрения онлайн-модуля в качестве дополнительного средства обучения иностранному языку. Обосновано применение модели педагогического дизайна ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation) при разработке обучающего онлайн-ресурса на веб-сервисе Google Classroom. Содержательно обучающий онлайн-модуль имеет профессионально ориентированную направленность и представляет собой комплекс упражнений по обучению групповому интервью и групповому консультированию. Тематически представленный модуль предназначен для обучающихся по программе специалитета 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения. Для тренировки решения задач профессиональной деятельности в ходе иноязычной подготовки предлагается использовать моделирование и исполнение деловых игр при устной коммуникации и ситуационные коммуникативные задания с написанием разных типов текста при письменной коммуникации. Разработанные анкеты онлайн-формата имеют практическое значение для реализации этапа оценивания согласно модели педагогического дизайна образовательного онлайн-процесса ADDIE. Основными методами исследования на контрольном этапе опытно-поисковой работы является предметное тестирование. Теоретические результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы преподавателям иностранного языка неязыкового вуза.

Биографии авторов

Ирина Бобыкина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой делового иностранного языка

Богдан Пилипенко, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

магистрант, направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», факультет лингвистики и перевода

Библиографические ссылки

Avdeeva, S. M., Gass, P. V., Kardanova, E. Yu., Koreshnikova, Yu. N., Kulikova, A. A., Orel, E. A., Pashchenko, T. V., Sorokin, P. S. (2021). Ocenka universal’nyh kompetentnostej kak rezul’tatov vysshego obrazovaniya. [Assessment of universal competencies as results of higher education]. Analiticheskij doklad k XXII Aprel’skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva. Moscow, NIU VShE, 52 p. (In Russ.).

Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009). Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow, Izdatel’stvo IKAR, 448 p. (In Russ.).

Alyamkin, S. N. (2017). Primenenie kejs metoda v prepodavanii pravovyh disciplin [Application of the case method in teaching legal disciplines]. Mir nauki i obrazovaniya, 1 (9), 13–20. (In Russ.).

Andrienko, A. S. (2007). Razvitie inoyazychnoy professional’noy kommunikativnoy kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuzа (na osnove kreditno-modul’noy tekhnologii obucheniya): avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Developing foreign language professional communicative competence of technical university students based on credit-module teaching technology): abstract of thesis]. Rostov-on-Don, 27 p. (In Russ.).

Blokh, Y., Freydina, E. L. (2011). Publichnaya rech’ i eyo prosodicheskiy stroi [Public speaking and its prosodic structure]. Moscow, Prometheus, 341 p. (In Russ.).

Brutyan, G. А. (1982). Argumentaciya (obshchaya harakteristika) [Argumentation (general characteristics)]. Voprosy filosofii, 11, 43–52. (In Russ.).

Zemskaya, E. A., Shiryayev, E. N. (1980). Ustnaya publichnaya rech’: razgovornaya ili kodifitsirovannaya [Spoken public speech: colloquial or codified]. Voprosy yazykoznaniya, 2, 61–72. (In Russ.).

Kolshanskiy, G. V. (1975). Sootnoshenie sub’yektivnykh i ob’ektivnykh faktorov v yazyke [The correlation of subjective and objective factors in language]. Moscow, Nauka, 232 p. (In Russ.).

Zimnyaya, I.A. (2004). Klyuchevye kompetencii kak rezul’tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competencies as a result-target basis of a competency-based approach in education]. Moscow, ICPKPS, 38 p. (In Russ.).

Kraeva, S. S. (2014). Pragmaticheskie osobennosti kommunikativnyh situacij blagodarnosti [Pragmatic features of communicative situations of gratitude]. Perevod i sopostavitel’naya lingvistika, 10, 59–61. (In Russ.).

Laptseva, O. A. (1990). Ustnaya publichnaya rech’ [Spoken public speech]. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 540–541. (In Russ.).

Nozhin, E. A. (1978). Masterstvo publichnogo vystupleniya [Mastery in public speaking]. Moscow, Politizdat, 254 p. (In Russ.).

Ryadovyh, N. A., Yushkova, N. A. (2022). Razvitie argumentativno-diskursivnyh kompetencij obuchayushchihsya pri rabote s tekstovoj informaciej [Development of students’ argumentative and discursive competencies when working with textual information]. Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul’turologicheskom aspektah. Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, Izd-vo Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 282–286. (In Russ.).

Savtchouk, T. N. (2016). Argumentativnye modeli v nauchno-gumanitarnom diskurse: opyt rekonstrukcii [Argumentative models in the scientific humanitarian discourse: experience of reconstruction]. Vesnik BDU. Ser.4. Filalogija. Zhurnalistyka. Pedagogika, 1, 32–38. (In Russ.).

Khutorskoy, A. V. (2011). Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel’nykh standartov [Defining the general content and key competencies as a characteristic of a new approach to constructing educational standards]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka, 1, 1–13. (In Russ.).

Khutorskoy, A. V. (2017). Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya [Methodological grounds for applying the competency-based approach to education design]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 12 (218), 85–91. (In Russ.).

Tseplitis, L. K., Katlape, N. Ya. (1974). Teoriya publichnoy rechi [Theory of public speech]. Riga , Zinatne, 120 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.