Иноязычное образование в неязыковом российском вузе: опыт реализации и перспективы развития

Авторы

  • Ирина Бобыкина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-24-28

Ключевые слова:

высшее иноязычное образование, педагогическая система, неязыковой вуз

Аннотация

В статье представлен опыт организации иноязычного образования в неязыковом российском вузе. Автор обращает внимание на значимость влияния актуальных социально-экономических, политических, методических и индивидуальных факторов на исследуемую педагогическую систему. Среди ключевых факторов выделяются интеграционные процессы, социальная и академическая мобильность, цифровизация разных сфер жизнедеятельности,востребованность английского языка в обществе. Описываются ключевые изменения ее структурных компонентов: целевого, содержательного и технологического. Отмечается дифференциация целей иноязычного образования на уровне бакалавриата и специалитета/магистратуры, требующих не только овладения способностью к устной и письменной иноязычной коммуникации, но и способностью применять современные коммуникативные технологии на изучаемом языке. Современное образовательное пространство, предопределяющее большую субъектность обучающегося, и более четкая дифференциация целей и результатов обусловливают задачу изучения притязаний, ожиданий и потребностей обучающихся иностранному языку в неязыковом вузе, а также актуализации содержания иноязычного образования в целях обеспечения возможности приобретения студентами личностного опыта как в будущей профессиональной сфере, так и жизнедеятельности в целом. Одной из инновационных задач преподавателей иностранных языков вуза становится проектирование и реализация интерактивной инновационной образовательной среды. Вместе с тем, следует признать необходимость изучения дидактических возможностей взаимодействия в образовательном процессе с искусственным интеллектом. Результаты анализа представленного опыта позволили выявить специфику текущего состояния системы иноязычного образования в неязыковом вузе и обозначить перспективные направления ее дальнейшего изучения в целях поиска эффективных путей управления и своевременной трансформации.

Биография автора

Ирина Бобыкина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка

Библиографические ссылки

Abdalina, L. V. (2015). Potencial lichnosti kak faktor samorealizacii [Potential personality as a factor of self-realization].Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti: Materialy II-oj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. pod red. E.P. Komarovoj. Voronezh. 12–14. (In Russ.).

Ashcheulov, K. A., Nyatina, N. V. (2019). Specifika professional’noj samorealizacii sovremennogo studenta [Specifics of professional self- realization of a modern student]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Vol. 4 (36). 17–23. (In Russ.).

Bobykina, I. A. (2021). K voprosu ob aktualizacii soderzhaniya inoyazychnoj podgotovki obuchayushchihsya magistratury [To the issue of updating the content of foreign language training for master’s students]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. Vol. 2 (52). 10–18. Verbickij, A. A. (2018). Inoyazychnoe obrazovanie v kontekste professii [Foreign language education in the context of a profession]. Vestnik

Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Vol. 2 (796). 126–141. (In Russ.). Galazhinskij, E. V. (2002). Sistemnaya determinaciya samorealizacii lichnosti [System determination of personality self-realization]. Tomsk: Federal’noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego professional’nogo obrazovaniya Nacional’nyj

issledovatel’skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 212 p. (In Russ.).

Zimnyaya, I. A. (2006). Obshchaya kul’tura i social’no-professional’naya kompetentnost’ cheloveka [General culture and socio-

professional competence of a man]. Professional’noe obrazovanie. Vol. 2. 18-21. (In Russ.).

Konnova, N. M. (2021). Ponyatie «samorealizaciya lichnosti»: mezhdisciplinarnyj analiz [The concept of «personal self-realization»:

interdisciplinary analysis]. Izvestiya VGPU. Vol. 8 (161). 13-20. (In Russ.).

Korostyleva, L. A. (2005). Psihologiya samorealizacii lichnosti: zatrudneniya v professional’noj sfere [Psychology of personal self-

realization: difficulties in the professional sphere]. SPb. Izd-vo «Rech’». 222 p. (In Russ.).

Kudinov, S. I., Krupnov, A. I. Sistemnaya model’ samorealizacii lichnosti [Systemic model of personal self- realization]. Vestnik RUDN.

Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2008. Vol. 1. 28–36. (In Russ.).

Martynova, T. N., Pfetcer, A. A. (2022). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional’no-lichnostnogo razvitiya studentov v

usloviyah cifrovoj obrazovatel’noj sredy vuza [Psychological and pedagogical support for professional and personal development of students in the digital educational environment of the university]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Vol. 1(45). 145–151. (In Russ.).

Organizaciya obrazovatel’nogo processa vuzov s ispol’zovaniem tekhnologij smeshannogo i distancionnogo obucheniya v usloviyah pandemii: regional’nyj opyt (2022) [Organization of the educational process of universities using blended and distance learning technologies in a pandemic: regional experience]. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural’skij gosudarstvennyj universitet (nacional’nyj issledovatel’skij universitet). 672 p. (In Russ.).

Rubcova, A. V., Almazova, N. I. (2017). Strategiya razvitiya professional’no orientirovannogo inoyazychnogo obrazovaniya v vysshej shkole [Strategy for the development of professionally oriented foreign language education in higher education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. Vol. 2. 107–114. (In Russ.).

Sysoev, P. V. (2021). Klyuchevye voprosy realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku i profil’nym disciplinam v rossijskih vuzah [Key issues in the implementation of CLIL teaching of foreign languages and specialized disciplines in Russian universities]. Inostrannye yazyki v shkole, Vol. 5. 10–19. (In Russ.).

Tareva, E. G. (2023). Profil’noe obuchenie inostrannym yazykam kak napravlenie reformirovaniya yazykovogo obrazovaniya [Profile teaching of foreign languages as a direction for reforming language education]. Inostrannye yazyki v shkole. Vol. 5. 4–11. (In Russ.).

Hutorskoj, A. V. (2011). Koncepciya obrazovaniya, soobraznogo cheloveku [The concept of human-fit education]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. Vol. 2. 8. (In Russ.).

Shvyrev, V. S. (2003). Racional’nost’ kak cennost’ kul’tury [Rationality as a cultural value]. Moscow, Progress-Tradiciya. 176 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.