Иноязычное образование в неязыковом российском вузе: опыт реализации и перспективы развития
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-24-28Ключевые слова:
высшее иноязычное образование, педагогическая система, неязыковой вузАннотация
В статье представлен опыт организации иноязычного образования в неязыковом российском вузе. Автор обращает внимание на значимость влияния актуальных социально-экономических, политических, методических и индивидуальных факторов на исследуемую педагогическую систему. Среди ключевых факторов выделяются интеграционные процессы, социальная и академическая мобильность, цифровизация разных сфер жизнедеятельности,востребованность английского языка в обществе. Описываются ключевые изменения ее структурных компонентов: целевого, содержательного и технологического. Отмечается дифференциация целей иноязычного образования на уровне бакалавриата и специалитета/магистратуры, требующих не только овладения способностью к устной и письменной иноязычной коммуникации, но и способностью применять современные коммуникативные технологии на изучаемом языке. Современное образовательное пространство, предопределяющее большую субъектность обучающегося, и более четкая дифференциация целей и результатов обусловливают задачу изучения притязаний, ожиданий и потребностей обучающихся иностранному языку в неязыковом вузе, а также актуализации содержания иноязычного образования в целях обеспечения возможности приобретения студентами личностного опыта как в будущей профессиональной сфере, так и жизнедеятельности в целом. Одной из инновационных задач преподавателей иностранных языков вуза становится проектирование и реализация интерактивной инновационной образовательной среды. Вместе с тем, следует признать необходимость изучения дидактических возможностей взаимодействия в образовательном процессе с искусственным интеллектом. Результаты анализа представленного опыта позволили выявить специфику текущего состояния системы иноязычного образования в неязыковом вузе и обозначить перспективные направления ее дальнейшего изучения в целях поиска эффективных путей управления и своевременной трансформации.
Библиографические ссылки
Abdalina, L. V. (2015). Potencial lichnosti kak faktor samorealizacii [Potential personality as a factor of self-realization].Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti: Materialy II-oj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. pod red. E.P. Komarovoj. Voronezh. 12–14. (In Russ.).
Ashcheulov, K. A., Nyatina, N. V. (2019). Specifika professional’noj samorealizacii sovremennogo studenta [Specifics of professional self- realization of a modern student]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Vol. 4 (36). 17–23. (In Russ.).
Bobykina, I. A. (2021). K voprosu ob aktualizacii soderzhaniya inoyazychnoj podgotovki obuchayushchihsya magistratury [To the issue of updating the content of foreign language training for master’s students]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. Vol. 2 (52). 10–18. Verbickij, A. A. (2018). Inoyazychnoe obrazovanie v kontekste professii [Foreign language education in the context of a profession]. Vestnik
Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Vol. 2 (796). 126–141. (In Russ.). Galazhinskij, E. V. (2002). Sistemnaya determinaciya samorealizacii lichnosti [System determination of personality self-realization]. Tomsk: Federal’noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego professional’nogo obrazovaniya Nacional’nyj
issledovatel’skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 212 p. (In Russ.).
Zimnyaya, I. A. (2006). Obshchaya kul’tura i social’no-professional’naya kompetentnost’ cheloveka [General culture and socio-
professional competence of a man]. Professional’noe obrazovanie. Vol. 2. 18-21. (In Russ.).
Konnova, N. M. (2021). Ponyatie «samorealizaciya lichnosti»: mezhdisciplinarnyj analiz [The concept of «personal self-realization»:
interdisciplinary analysis]. Izvestiya VGPU. Vol. 8 (161). 13-20. (In Russ.).
Korostyleva, L. A. (2005). Psihologiya samorealizacii lichnosti: zatrudneniya v professional’noj sfere [Psychology of personal self-
realization: difficulties in the professional sphere]. SPb. Izd-vo «Rech’». 222 p. (In Russ.).
Kudinov, S. I., Krupnov, A. I. Sistemnaya model’ samorealizacii lichnosti [Systemic model of personal self- realization]. Vestnik RUDN.
Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2008. Vol. 1. 28–36. (In Russ.).
Martynova, T. N., Pfetcer, A. A. (2022). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional’no-lichnostnogo razvitiya studentov v
usloviyah cifrovoj obrazovatel’noj sredy vuza [Psychological and pedagogical support for professional and personal development of students in the digital educational environment of the university]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Vol. 1(45). 145–151. (In Russ.).
Organizaciya obrazovatel’nogo processa vuzov s ispol’zovaniem tekhnologij smeshannogo i distancionnogo obucheniya v usloviyah pandemii: regional’nyj opyt (2022) [Organization of the educational process of universities using blended and distance learning technologies in a pandemic: regional experience]. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural’skij gosudarstvennyj universitet (nacional’nyj issledovatel’skij universitet). 672 p. (In Russ.).
Rubcova, A. V., Almazova, N. I. (2017). Strategiya razvitiya professional’no orientirovannogo inoyazychnogo obrazovaniya v vysshej shkole [Strategy for the development of professionally oriented foreign language education in higher education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. Vol. 2. 107–114. (In Russ.).
Sysoev, P. V. (2021). Klyuchevye voprosy realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku i profil’nym disciplinam v rossijskih vuzah [Key issues in the implementation of CLIL teaching of foreign languages and specialized disciplines in Russian universities]. Inostrannye yazyki v shkole, Vol. 5. 10–19. (In Russ.).
Tareva, E. G. (2023). Profil’noe obuchenie inostrannym yazykam kak napravlenie reformirovaniya yazykovogo obrazovaniya [Profile teaching of foreign languages as a direction for reforming language education]. Inostrannye yazyki v shkole. Vol. 5. 4–11. (In Russ.).
Hutorskoj, A. V. (2011). Koncepciya obrazovaniya, soobraznogo cheloveku [The concept of human-fit education]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. Vol. 2. 8. (In Russ.).
Shvyrev, V. S. (2003). Racional’nost’ kak cennost’ kul’tury [Rationality as a cultural value]. Moscow, Progress-Tradiciya. 176 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.