Формирование речевых умений будущих учителей с помощью элементов театрализации и психодрамы
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-13-17Ключевые слова:
речевые умения, умения диалогической и монологической речи, лингвистический театр, психодрама, психодраматическое действие, будущие учителя иностранного языкаАннотация
В процессе поиска путей более качественной подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности систематически применялись элементы лингвистического театра и психодрамы для формирования речевых умений на более высоком уровне. В данной статье рассматриваются преимущества интеграции элементов лингвистического театра и психодрамы в традиционный учебный процесс, что позволяет создать благоприятную атмосферу, внести разнообразие в процесс формирования речевых умений, мотивировать обучающихся к дальнейшей работе над изучаемым иностранным языком, побуждать их к поиску новых творческих решений коммуникативных задач. Данный метод формирует такие речевые умения, как монолог-сообщение, монолог- убеждение, монолог-рассуждение и монолог-описание. Конкретные социальные роли, которые обучающиеся примеряют на себя в лингвистическом театре, активизируют реактивность диалогической речи, мотивируют к продуктивным речевым диалогическим высказываниям. Применение элементов психодрамы позволяет также создать ситуации речевого взаимодействия сразу нескольких участников психодраматического действия, что требует от обучающихся умений воспринимать информацию, анализировать её и выражать своё мнение адекватно принятым нормам речевого этикета страны изучаемого языка, что формирует речевые умения на более высоком уровне. Спонтанный характер психодрамы даёт обучающимся импульсы для импровизации, для отхода от заученных речевых клише, для продуктивных высказываний. В статье рассматриваются этапы применения элементов лингвистического театра и психодрамы: вводная часть, психодраматическое действие и заключительный рефлексивно-аналитический этап. Авторы подчеркивают, что данный метод требует длительной подготовки, вследствие чего его интеграция в учебный процесс не всегда возможна, однако использование его мини-форм в рамках традиционных занятий создаёт атмосферу творчества, вовлекает каждого обучающегося в речевое взаимодействие, помогает преодолевать языковые и психологические барьеры и формировать речевые умения на более высоком уровне.
Библиографические ссылки
Antonova, V. B. (2013). Teatr na uroke, ili vse zhanry horoshi, krome skuchnogo [Theater in the classroom, or all genres are good, except boring]. Vestnik Centra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Kul’turologiya. Pedagogika. Metodika, 2, 117–120. (In Russ.).
Bystraj, E. B., Skorobrenko, I. A. (2018). Rechevaya napravlennost’ uroka inostrannogo yazyka kak uslovie formirovaniya kommunikativnoj kompetencii obuchayushchihsya [Speech orientation of a foreign language lesson as a condition for the formation of communicative competence of students]. Evrazijskij gumanitarnyj zhurnal, 2, 99–102. (In Russ.).
Krivshenko, L. P., Yakovlyuk, S. M. (2012). Professionalizm i masterstvo sovremennogo uchitelya v hode osvoeniya teatral’noj pedagogiki [Professionalism and mastery of a modern teacher while studying theatre pedagogy]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, 4, 27–32. (In Russ.).
Kusarbaev, R. I., Kalugina, E. V., Matushak, A. F., Muhametshina, O. V., Pavlova, O. Yu. (2020). Psihodrama kak tekhnologiya formirovaniya sociokul’turnoj kompetencii u studentov v inoyazychnom obrazovanii [Psychodrama as a technology for forming socio cultural competence of students in foreign language education]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 9, 3 (32), 121–124. (In Russ.).
Lapteva, E. I. (2020). Sistema formirovaniya kommunikativno-kompensatornoj kompetencii obuchayushchihsya osnovnoj shkoly [System for the formation of communicative-compensator competence of the basic school students]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (224), 21–26. (In Russ.).
Malyavina, S. V., Salina, A. S., Lysova, A. I. (2015). Ispol’zovanie teatralizacii na urokah inostrannogo yazyka kak sposob povysheniya motivacii izucheniya predmeta [The use of theatricalization in foreign language lessons as a way to increase motivation for studying a subject]. Evrazijskij soyuz uchenyh, 5–4 (14), 83–85. (In Russ.).
Markushevskaya, L. P., Procuto, M. V., Dvorina, N. G. (2015). Tekhnologiya psihodramy v obuchenii anglijskomu yazyku [The technology of psycho-drama in teaching English]. Nauchnoe mnenie, 1–2, 76–80. (In Russ.).
Perova, A. K., Ul’yanova, L. A. (2023). Sposoby stimulirovaniya spontannoj rechi studentov yazykovyh fakul’tetov [Ways to stimulate spontaneous speech in language learners]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 78–2, 184–187. (In Russ.).
Pantykina, N. I. (2019). Teatr v obrazovanii: opyt primeneniya teatral’nyh postanovok v obuchenii inostrannomu yazyku [Theater in education: the experience of using theatrical performances in teaching a foreign language]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 1 (22), 117–120. (In Russ.).
Petrishcheva, E. Yu. (2009). Teatralizaciya kak sredstvo razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti studentov - budushchih uchitelej inostrannogo yazyka [Staging as a communicative competence development mean for students - future foreign language teachers]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 11, 51-53. (In Russ.).
Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Slukina A.A. (2022), Lingvisticheskij teatr kak effektivnyj metod obucheniya studentov vuzov fonetike inostrannogo yazyka [Linguistic theater as an effective method of teaching phonetics of a foreign language for university students], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal, 1-3 (115), 97-102. (In Russ.).
Sennovskaya, E. N. (2016). Scenicheskaya deyatel’nost’ v aktivizacii tvorcheskoj sostavlyayushchej obrazovatel’nogo processa [Scenic activity in enhancing the creative part of the educational process]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 1, 26–28. (In Russ.).
Slabysheva, A. V., Belova, L. A., Shtykova, T. V. (2022). K voprosu o faktorah razvitiya myslitel’noj deyatel’nosti na zanyatiyah po inostrannomu yazyku [To the question of factors of development of cognitive activity in foreign language lessons]. Obzor pedagogicheskih issledovanij, 4, 6, 132–135. (In Russ.).
Chelpanova, E. V., Naumenko, L. S., Leshchenko, S. N. (2023). Teatralizaciya na urokah inostrannogo yazyka kak faktor samorealizacii obuchayushchihsya [Dramatization in foreign language classes as a factor of students’ self-realization]. Obzor pedagogicheskih issledovanij, 5, 4, 213–218. (In Russ.).
Yankina, O. E. (2022). Ispol’zovanie priemov teatral’noj pedagogiki dlya razvitiya kommunikativnoj kompetencii studentov pedagogicheskogo vuza [Using the techniques of theater pedagogy to develop the communicative competence of students of a pedagogical university]. Perspektivy nauki, 12 (159), 248–251. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.