Ресурсоактивизирующие технологии как инструмент активизации социальной ответственности государства и общества

Авторы

  • Евгения Антипова Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-5-12

Ключевые слова:

ресурсоактивизирующие технологии, активизация ресурсов, социальная ответственность, адаптация, социализация, обучение, социальная защита, реабилитация

Аннотация

В статье представлен инновационный потенциал социальной защиты в условиях модернизации социальной сферы, проанализированы современные ресурсоактивизирующие технологии в работе с различными категориями граждан как инструменты повышения эффективности социальной защиты. Подчеркивается необходимость всемерной активизации социальной ответственности всех категорий граждан, а также перехода на активные формы социальной защиты населения с сохранением особой парадигмы отношения к лицам с различным уровнем ресурсных потенциалов. Рассмотрена организация комплексной реабилитации маломобильных граждан, в том числе с помощью музейной и цирковой педагогики. Автор обращает внимание на важность перехода от проектного подхода в применении различных организационных форм осуществления реабилитационных мероприятий к системным государственным мерам с опорой на инновации и гражданские инициативы. В качестве важнейшего инструмента достижения национальных целей социального развития страны рассмотрена «Национальная социальная инициатива». Приведенные обзор, анализ различных точек зрения отечественных, зарубежных исследователей и уникальный опыт российских регионов по внедрению ресурсоактивизирующих социальных технологий позволили обосновать возможности их применения в качестве альтернативы практикам «традиционной» модели социальной защиты, отметив взаимосвязь и взаимообогащение отраслей социальной сферы. На примере деятельности социальных организаций городов Москва, Санкт-Петербург, Челябинск в статье описан опыт внедрения и функционирования социальной технологии сопровождаемого проживания для лиц с инвалидностью и других социальных практик. Примеры позволяют выделить особенности ресурсоактивизирующих технологий, а именно: применение диагностических средств, заботливое отношение к ограниченным ресурсам, выравнивание возможностей в реализации прав, повышение социальной активности граждан.

Биография автора

Евгения Антипова, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

аспирант кафедры педагогики и этнокультурного образования, Челябинский государственный институт культуры, начальник управления по внеучебной, воспитательной и социальной работе Южно-Уральского государственного медицинского университета Минздрава России

Библиографические ссылки

Aktual’nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovanija [Topical issues of modern science and education] : monografija , pod obshh. red. G. Ju. Guljaeva (2021). Penza : MCNS «Nauka i Prosveshhenie», 310 p. (In Russ.).

Antipova, E. I., Litvak, R. A. (2022). Realizacija social’no-pedagogicheskih tehnologij po adaptacii naselenija v social’noj srede [Implementation of socio-pedagogical technologies for the adaptation of the population in a social environment]. Sovremennaja vysshaja shkola : innovacionnyj aspekt, 14, 1 (55), 125–139 (In Russ.).

Antipova, E. I., Lapshina, N. D. (2016). Innovacionnye tehnologii social’noj raboty: social’nyj kontrakt i priemnye sem’i (opyt Cheljabinskoj oblasti) [Innovative technologies of social work: social contract and foster families (experience of the Chelyabinsk region)]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal’nogo upravlenija, 4, 197–210. (In Russ.).

Bykov, S. V. (2021). Psihologija professional’noj otvetstvennosti (teorija, issledovanija, trening) [Psychology of professional responsibility (theory, research, training)] : monografija. Har’kov : Izd.-vo «Gumanitarnyj centr», 148 p. (In Russ.).

Dreznina, M. G. (2014). Metody art-terapii v rabote s «osobennymi» det’mi v hudozhestvennom muzee [Methods of art therapy in working with “special” children in an art museum]. Kul’tura i obrazovanie, 3 (14), 80–86. (In Russ.).

Zamaraeva, Z. P. (2018). Resursno-potencial’nyj podhod v sisteme social’noj zashhity naselenija [Resource-potential approach in the system of social protection of the population]: monografija. M. : Izdatel’sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 270 p. (In Russ.).

Krasnopol’skaja, I. I., Mersijanova, I. V. (2015). Transformacija upravlenija social’noj sferoj: zapros na social’nye innovacii [Transformation of social sphere management: a request for social innovations]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal’nogo upravlenija, 2, 29–52. (In Russ.). Mikrosocial’naja sreda i psihiatricheskaja pomoshh’ [Microsocial environment and psychiatric care] / D. F. Hritinin (2015) : monografija.

M. : GJeOTAR-Media, 176 p. (In Russ.).

Piroglanov, Sh. Sh. (2020). Pedagogicheskie osnovy formirovanija social’noj otvetstvennosti voennosluzhashhih [Pedagogical bases of

formation of social responsibility of military personnel] : monografija / I. S. Ancupov, G. N. Pashkov, N. A. Berezhnoj. Krasnodar : KVVAUL, 175 p. (In Russ.).

Platonova, N. M. (2020). Uslovija obespechenija kachestva social’nogo obsluzhivanija naselenija [Conditions for ensuring the quality of social services for the population], Problemy social’noj psihologii i social’noj raboty: sbornik trudov XV Vserossijskoj Paryginskoj nauchno- prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 17 aprelja 2020 goda. SPb : Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsojuzov, p. 31–33. (In Russ.).

Rean, A. A., Konovalov, I. A., Kuz’min, R. G. (2021). Analiz luchshih praktik podderzhki sem’i i detstva v sovremennoj Rossii: problema dokazannoj jeffektivnosti [Analysis of the best practices of family and childhood support in modern Russia: the problem of proven effectiveness]. Pedagogika, 4, 47–57. (In Russ.).

Social’naja, professional’naja i personal’naja otvetstvennost’ lichnosti v sovremennom obshhestve [Social, professional and personal responsibility of the individual in modern society]: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Omsk, 8–10 oktjabrja 2020 g.) , red.kol. : L. I. Dementij (gl. red.), A. Ju. Malenova (otv. red.), A. A. Malenov (2020). Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta, 612 p.

Cymbal, A. V., Rodionov, A.R (2014). Sovremennye podhody k terapii iskusstvom v reabilitacionnoj rabote [Modern approaches to art therapy in rehabilitation work]. Vestnik psihofiziologii, 3, 114–122. (In Russ.).

Chukurov, A. Ju. (2018) Kul’tura «invalidnosti» v sociokul’turnom prostranstve XXI v. (k postanovke voprosa) [Culture of «disability» in the socio-cultural space of the XXI century (to the statement of the question)]. Vestnik psihofiziologii, 1, 144–147. (In Russ.).

Eich, R. J. (1994). Normalizing life experiences for individuals with developmental disabilities: a structural analysis of the process and an individualistic critique of the outcome: dissertations... Degree: Ph.D. Institute: Iowa State University.

Marshak, L. E., Seligman, M. (1995). Counseling persons with physical disabilities, theoretical and clinical perspectives. Journal of Rehabilitation, 61(1), 67.

Meyer, T., Gutenbrunner, C., Bickenbach, J., Cieza, A. et al. (2011). Towards a conceptual description of rehabilitation as a health strategy. Journal of Rehabilitation Medicine, 43, 765–769.

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.