Гибридная эпистемология как стимул развития медиакомпетенций в области научной коммуникации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-72-3-69-76

Ключевые слова:

эпистемологическая гибридность, научная коммуникация, медиакомпетентность, Аркаим, постсекулярность, эпистемологическое разнообразие

Аннотация

Статья посвящена исследованию эпистемологической гибридности в практиках восприятия и освоения культурного наследия на примере музея-заповедника Аркаим. На основе социологического опроса 926 посетителей в сезонах 2023–2024 гг. автор показывает, что даже респонденты с однозначно заявленной мотивацией (научной, духовной, природной или социальной) демонстрируют поведенческие и когнитивные паттерны, выходящие за рамки одного эпистемологического режима. Полученные результаты указывают на устойчивую множественность способов осмысления и интерпретации Аркаима, сочетающих рациональные, сакральные, телесные и эмоциональные компоненты, не вступающие в конфликт, а формирующие целостную структуру опыта. Особое внимание уделено роли медиакомпетентности научных коммуникаторов – исследователей, музейных работников, экскурсоводов – в условиях постсекулярности и эпистемологического плюрализма. Автор утверждает, что успешная научная коммуникация требует не только владения содержанием, но и способности адаптировать его к культурно разнообразной аудитории. Наиболее удовлетворённой группой оказались посетители, совмещающие участие в музейных турах с признанием сакрального статуса места. Кейс Аркаима демонстрирует потенциал инклюзивных стратегий, укрепляющих доверие к науке и расширяющих рамки публичного взаимодействия с ней.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (совместно с Челябинской областью), проект No 23-18-20098 «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)», https://rscf.ru/project/23-18-20098/.

Биография автора

Марина Загидуллина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Zdanovich, G. B., Malyutina, T. S., Zdanovich, D. G. (2020–2022). Arkaim: arkheologiya ukreplennykh poselenii[Arkaim: Archaeology of fortified settlements] (in 2 vols.). Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Press. (In Russ.)

Beaumont, J. (2019). The Routledge handbook of postsecularity. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315307831

Camilleri, J. A. (2012). Postsecularist discourse in an ‘age of transition’. Review of International Studies, 38(5), 1019–1039. https:// doi.org/10.1017/S0260210512000459

Fordahl, C. (2016). The post-secular: Paradigm shift or provocation? European Journal of Social Theory, 20(4), 550–568. https://doi. org/10.1177/1368431016645821

Gieryn, T. F. (1983). Boundary-work and the demarcation of science from non-science: Strains and interests in professional ideologies of scientists. American Sociological Review, 48(6), 781–795. https://doi.org/10.2307/2095325

Graham, E. (2021). Cyborg or goddess? Religion and posthumanism from secular to postsecular. Journal of Posthumanism, 1(1), 23–31. https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=949286

Habermas, J. (2010). An awareness of what is missing: Faith and reason in a post-secular age. Cambridge: Polity Press.

Koehrsen, J., Blanc, J., Huber, F. (2022). How “green” can religions be? Tensions about religious environmentalism. Zeitschrift für Religion, Gesellschaft und Politik, 6, 43–64. https://doi.org/10.1007/s41682-021-00070-4

Jong, A. (2025). The post-secular cosmopolitanization of religion. Religions, 16(3), article 334. https://www.mdpi.com/2077- 1444/16/3/334

Kulska, J., Solarz, A. M. (2021). Post-secular identity? Developing a new approach to religion in international relations and IR studies. Religions, 12(11), article 982. https://doi.org/10.3390/rel12110982

Ruiz Andrés, R., Sajir, Z. (2025). Post-secularization and diversity. In Sajir, Z., Ruiz Andrés, R. (eds). Religious diversity in post- secular societies. Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-83815-6_1

Sherman, J. (2024). Polanyi and the participatory turn: Reimagining religious studies. Tradition & Discovery, 50(3), 94–115. https:// polanyisociety.org/TAD%20WEB%20ARCHIVE/TAD50/sherman-tad50-3-pp94-115.pdf

Thrasher, A. (2024). Tayloring a postsecular theology? (PhD Thesis). Birmingham: University of Birmingham. https://etheses.bham. ac.uk/id/eprint/14928/

Turner, B. S. (2010). Religion in a post-secular society. In The new Blackwell companion to the sociology of religion (pp. 649–667). Oxford: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781444320787

Wilson, R. (2019). A new body and a new voice: Hybrid structure and practice in an evolving form of secular public engagement for the Anglican Church of Australia. Divinity Repository. https://repository.divinity.edu.au/divinityserver/api/core/bitstreams/aa04559c- 37d0-46d4-b743-72109144c9c7/content

Загрузки

Опубликован

19-09-2025

Как цитировать

Загидуллина, М. (2025) «Гибридная эпистемология как стимул развития медиакомпетенций в области научной коммуникации», Челябинский гуманитарий, (3 (72), сс. 69–76. doi: 10.47475/1999-5407-2025-72-3-69-76.

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.