Новые тренды становления медиакомпетентности современного общества в условиях смены парадигм коммуникации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-72-3-57-68

Ключевые слова:

медиаобразование, медиакомпетентность, цифровизация, коммуникация, грамотность

Аннотация

В статье исследуется интенсивное развитие медиатехнологий в современном обществе и необходимость формирования определенных компетенций для эффективной работы с информацией. В условиях постоянного изменения способов получения, хранения и анализа данных, особое внимание уделяется разнообразию источников информации, включая устные, печатные, визуальные, цифровые и мультимедийные форматы.

Цифровые технологии радикально трансформируют медиаландшафт, создавая новые вызовы и возможности – этому феномену посвящено исследование. Современный человек уже не мыслит существования без информационного потока, поступающего через интернет, телевидение, прессу, радио, кино и другие каналы коммуникации. Вокруг каждой личности формируется уникальная информационная среда, непрерывно воздействующая на формирование ценностных ориентиров – от морально-этических до эстетических и интеллектуальных. Непрекращающийся рост объемов данных стал неотъемлемой частью повседневности, а медиаконтент одновременно влияет на различные аспекты человеческого восприятия. В условиях тотального погружения в информационное пространство индивид оказывается под постоянным влиянием массовых коммуникаций, которые конструируют его социальные интересы и художественные предпочтения. Сочетая разнообразные методы коммуникации, развитые в ходе человеческой истории, это явление одновременно активирует аудиальные и визуальные каналы восприятия. В результате проведенного исследования описан опыт становления медиаобразования, выделены ключевые медиакомпетенции, необходимые для успешного функционирования в информационном обществе. К ним относятся медиаграмотность, критическое мышление, навыки анализа и обработки информации, а также умение эффективно использовать различные технологии для доступа к данным. Статья подчеркивает важность подходов к совершенствованию медиаграмотности, особенно в образовательном контексте, нацеленных на подготовку специалистов, способных адаптироваться к новым условиям коммуникации. В результате выведены основные тренды в развитии критического мышления и медиакомпетенций, которые были разработаны автором на основе предыдущих исследований, а именно опроса среди 90 респондентов — представителей СМИ, включая руководителей крупных медиахолдингов. Анкетирование позволило собрать мнения экспертов по вопросам интеграции медийных форматов, потребностей аудитории и тенденций в медиаиндустрии. Работа будет полезна для педагогов, исследователей в области медиакомпетентности и всех заинтересованных в создании эффективных образовательных программ, направленных на подготовку к вызовам современного информационного общества.

Биография автора

Екатерина Валюлина, Алтайский государственный университет, Россия, Барнаул

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики, медиа и рекламы

Библиографические ссылки

Artemchuk, V. D. (2021). Raznovidnosti mediatexnologij dlya realizacii reklamny`x produktov [Types of media technologies for the implementation of advertising products]. Molodoj issledovatel` Dona, № 1(28), 98–103.

Golecz, I. I. (2024). Metodologicheskie podxody` k formirovaniyu mediakompetentnosti u studentov pedagogicheskix napravlenij [Methodological approaches to the formation of media competence among students of pedagogical fields]. Mir pedagogiki i psixologii, №008 (97), 26–30.

Zaxarova, M. V. (2017). Mediakompetentnost` sovremennogo obshhestva: opy`t i tendencii razvitiya [Media competence of modern society: experience and development trends]. Istoricheskaya i social`no-obrazovatel`naya my`sl`, 9 (1-1), 139–144. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-139-144

Krupenko, M. A. (2024). Social`noe manipulirovanie rossijskoj molodezh`yu v social`ny`x setyax [Social manipulation of Russian youth on social media]. Gumanitarij Yuga Rossii, 13 (2), 67–74. https://doi.org/10.18522/2227- 8656.2024.2.6

Mixeeva, G. N. (2017). Mediaobrazovanie: novy`e podxody` i auditoria [Media education: new approaches and audiences]. Media. Informaciya. Kommunikaciya, 20, 39–47.

My`zrov, M. V. (2016). Rol` informacionny`x texnologij kak istochnika informacii v sovremennom mire [The role of information technology as a source of information in the modern world]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 11-2, 4–5.

Platonova, A. V. (2022). Sovremenny`e mediatexnologii v obrazovanii [Modern media technologies in education]. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 77-2, 280–282.

Raxmonova, Sh. F. (2024). ponyatie mediakompetencii i ee rol` v obrazovanii [The concept of media competence and its role in education]. Universum: psixologiya i obrazovanie : e`lektron. nauchn. zhurn, 1(127). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/19108 (data obrashheniya: 08.05.2025).

Sergeeva, E. V. (2023). Razvitie mediakompetentnosti studentov na zanyatiyax matematiki [Developing students' media competence in math classes]. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 78-2, 235-237.

Sergeeva, O. Yu. (2015). Sovremenny`e mediatexnologii v usloviyax aktivnogo razvitiya reklamnoj deyatel`nosti [Modern media technologies in the context of the active development of advertising activities]. Voprosy` e`konomiki i upravleniya, 2, 76–78.

Sokolov, I. Yu. (2021). Media i mediakompetencii v e`poxu cifrovizacii [Media and media companies in the age of digitalization]. Mediareal`nost` XXI veka: e`poxa global`ny`x reform : materialy` I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 05 marta 2021 goda. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvenny`j universitet, 276–281.

Timoshhuk, A. S. (2020). Mediatizaciya obshhestvennogo intellekta [Mediatization of public intelligence]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny`e nauki, 3, 99–105. DOI 10.46726/H.2020.3.13.

Fivejskaya, E. Yu., Nakisbaev, D. V. (2024). Razvitie cifrovoj mediagramotnosti shkol`nikov v kontekste profil`nogo obucheniya: teoreticheskaya osnova i metodologiya [Development of digital media literacy of schoolchildren in the context of specialized education: theoretical basis and methodology]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i municipal`noe upravlenie, 11 (4), 443–452. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-4-443-452

Fedorov, A. (2018). Massovoe mediaobrazovanie v Rossii na sovremennom e`tape [Mass media education in Russia at the present stage]. DOI: 10.13140/RG.2.2.28598.60486.

Zakharova, M., Demina, L. (2017). Media competence of modern society: experience and trends. Historical and social-educational ideas, 9, 139–144. 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-139-144.

Загрузки

Опубликован

19-09-2025

Как цитировать

Валюлина, Е. (2025) «Новые тренды становления медиакомпетентности современного общества в условиях смены парадигм коммуникации», Челябинский гуманитарий, (3 (72), сс. 57–68. doi: 10.47475/1999-5407-2025-72-3-57-68.

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.