Стево Жигон и горизонт ожидания театральной публики Югославии «бурных 60-х»

Авторы

  • Наталия Няголова Великотырновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия, Болгария https://orcid.org/0000-0001-5535-7224

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-85-91

Ключевые слова:

театр, спектакль, марксизм, авангард

Аннотация

В статье рассматривается место югославского актера и режиссера Стево Жигона в контексте 1960-х годов – периода первых потрясений в послевоенной истории Федерации. Прослежены основные общественно-политические процессы и реакция художественной интеллигенции через появление кинематографической «черной волны» и театрального фестиваля БИТЕФ. Место С. Жигона в контексте этих процессов очерчено тремя важными его ролями 1960-х годов – ролью судьи в фильме З. Берковича «Рондо» (1966), монологом Робеспьера во время студенческой забастовки в Белградском университете. в 1968 году, спектаклем «Гамлет» (1971), в котором Жигон был режиссёром и исполнителем главной роли. Фильм «Рондо» рассматривается как один из самых ярких образцов югославского кинематографического модернизма 60-х годов, в котором применяется целый ряд театральных приемов (интерьерные съемки,лейтмотивность, эффект «занавеса» и др.). Монолог Робеспьера в исполнении Стево Жигона во время студентческой забастовки в Белграде интерпретируется как перформанс, составленный из трех типов элементов – «драматургических», «исторических» и «исполнительских». На материале театральных рецензий проанализирована рецепция спектакля С. Жигона «Гамлет» (1971) как специфическое явление белградской театральной жизни рубежа десятилетий и как свидетельство о творческой эволюции режиссера и актера в сторону усвоения новаторских достижений европейской режиссуры (Х. Лицау, П. Брук). Сделаны выводы о вкладе Жигона в развитие театра СФРЮ по двум направлениям: приближение сценического искусства к современной общественно-политической реальности через перформативные практики и активное экспериментирование с театральным языком, а также противостояние «литературному театру» и использование достижений авангардных мировых театральных школ 1950-1960-х годов.

Биография автора

Наталия Няголова, Великотырновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия, Болгария

PhD, доцент

Библиографические ссылки

Byuhner G. (1935) Smert’ Dantona [The Death of Danton]. Sochineniya. Moscow: Academia, 37–137 (In Russ.).

Gusykova E. Y. (2016) Yugoslavskaya federatsiya v 1960-e god. Bor’ba dvuh tendentsiy [Yugoslav Federation in the 1960s. The struggle of two tendencies]. Yugoslaviya v XX veke. Ocherki politicheskoy istorii, Moscow, «Indrik», 701–735. 888 p. (In Russ.).

Zharkovic V. (2020) Zanimljiva sudbina velikana srpskog glumishta Steve Zhigona: Tvrdokorni ljevichar koјi niјe podnosio Tita [Occupying the vessel of the giant Srpskog glumishta Steva Zhigona: Solid roots of the jevichars of Titus]. Glas Srpske, 27.12.2020, available at: www.glassrpske.com/cir/zivot-stil/zivot/zanimljiva-sudbina-velikana-srpskog-glumista-steve-zigona-tvrdokorni-ljevicar- koji-nije-podnosio-tita/344894, accessed 22.11.2023.

Kodemo M. (1971) Chednost u drugom stanju [Chednost in another state]. Vechernje novosti, Beograd, 31.12.1971.

Mirkovic M. (1971) Nikad dosta Hamleta [Never enough Hamlet]. Ekspres, Beograd, 22.01.1971

Popovska D. (2021) Nachela na Jugoslovenskata kulturna politika (1945 – 1952) [Head of Yugoslav cultural policy (1945–1952)].

Philological studies, 19, 2 (2021). 25 – 38.

Por V. (1971) Hamlet u vunenoy odori [Hamlet in incense]. Ekspres, Beograd, 21.01.1971

Skiperskih A.V., Garbuz A.A. (2013) Kontsept «performans»: poyavlenie subaekta [The concept of “performance”: the emergence

of the subject]. Izvestiya Tulyskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarne nauki. Yazkoznanie i literaturovedenie, 173–182, (In Russ.).

Bešlin M. (2014) Pokušaj modernizacije u Srbiji 1968–1972. Između «revolucionarnog kursa“ i reformskih težnji [Modernization Attempt in Serbia 1968–1972. Between the “revolutionary course” and reform aspirations]. Doktorska disertacija, Novi sad.

Draščič M. (1971) Hamlet drugače [Hamlet otherwise]. Tovariš, Ljubljana, 16.02.1971.

Fichter M. (2016) Yugoslav Protest: Student Rebellion in Belgrade, Zagreb, and Sarajevo in 1968. Slavic Review, Vol. 75, 1 (SPRING 2016), 99–121.

Жарковић В. Занимљива судбина великана српског глумишта Стеве Жигона: Тврдокорни љевичар који није подносио Тита // Глас Српске. 27.12.2020. URL: www.glassrpske.com/cir/zivot-stil/zivot/zanimljiva- sudbina-velikana-srpskog-glumista-steve-zigona-tvrdokorni-ljevicar-koji-nije-podnosio-tita/344894 (дата обращения: 22.11.2023).

Kragić B. Rondo u prostoru i prostor Ronda // Dani Hvarskoga kazališta 32. Prostor i granice hrvatske književnosti i kazališta. Zagreb – Split, 2006. Pp. 533-539.

Lazarević-Radak S. Jugoslovenski «crni talas“ i kritički diskurs: preispitivanje prošlosti, kritika sadašnjosti i anticipiranje krize // Issues in Ethnology and Anthropology. No 11(2), July 2016. Pp. 497–518.

Kragić B. (2006) Rondo u prostoru i prostor Ronda [Rondo in space and Rondo space]. Dani Hvarskoga kazališta 32. Prostor i granice hrvatske književnosti i kazališta, Zagreb – Split, 533-539.

Lazarević-Radak S. (2016) Jugoslovenski «crni talas“ i kritički diskurs: preispitivanje prošlosti, kritika sadašnjosti i anticipiranje krize [The Yugoslav “black wave” and critical discourse: reexamining the past, criticizing the present and anticipating the crisis]. Issues in Ethnology and Anthropology, 11(2), 497–518.

Vujanović A. (2010) Nove pozorišne tendencije: BITEF (Befgradski internacionalni teatarski festival) [New theater tendencies: BITEF (Befgrad International Theater Festival)]. Istorija Umetnosti u Srbiji XX vek, Beograd: OrionArt, s. 967; pp. 375-384.

Загрузки

Опубликован

08-07-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ