К вопросу о дивергентном мышлении как основе профессиональных компетенций студентов направления «Журналистика»

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-72-3-28-38

Ключевые слова:

журналистское образование, креативность, дивергентное мышление, конвергентное мышление, профессиональная компетентность, медиапроектирование, профессиональные компетенции

Аннотация

Статья посвящена проблеме дивергентного потенциала студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Журналистика». Дивергентное мышление как сегмент человеческого интеллекта, обеспечивающий креативный подход к выполнению профессиональных задач, необходимо создателям контента разного типа в условиях усиления внешних вызовов: внедрения нейросетей в процесс создания новостных сообщений, форматизации процесса подготовки контента для определенных медиаплатформ, жесткой конкуренции за аудиторию внутри медиасферы. Развитие дивергентного мышления требуется для обеспечения регулярного поступления в дискурс СМИ оригинальных аналитических и авторских текстов, несущих новые знания о социуме; для продуцирования оригинальных идей и концепций медиапродуктов. Стандарт подготовка бакалавров журналистики более ориентирован на формирование логического, конвергентного мышления студентов. Основной акцент в его содержании делается на усвоении знаний, нормативов, готовых моделей и алгоритмов, на применении профессионального опыта в понятных обстоятельствах. Статья направлена на осмысление специфики журналистского образования в условиях конкуренции искусственного и естественного интеллектов в практике подготовки контента для СМИ. В ней делается акцент на взаимосвязи креативности и дивергентного мышления. Креативный потенциал и дивергентное мышление рассматриваются как преимущества человеческого интеллекта. Цель статьи – выявить и описать элементы учебно-образовательного процесса в вузе, с помощью которых могут быть созданы условия, благоприятные для развития дивергентного мышления – soft skill – будущих журналистов. В этом контексте разбираются возможности стимуляции креативности, заложенныев профессионально-творческой практике, в конкретных предметах и их взаимосвязях, в учебном медиапроектировании и в профессиональных кейсах.

Биография автора

Людмила Иванова, Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Журналистика и социология»

Библиографические ссылки

Avdeeva, I. N. (2023). Psikhologo-pedagogicheskii analiz fenomena "odarennost'": retrospektivnyi analiz problemy [Psychological and pedagogical analysis of the phenomenon of "giftedness": a retrospective analysis of the problem]. Gumanitarnye nauki, 3(63), 17–31. (In Russ.).

Avdeenko, N. A., Denishcheva, L. O., Krasnyanskaya, K. A., Mikhailova, A. M., Pinskaya, M. A. (2018). Kreativnost' dlya kazhdogo: vnedrenie razvitiya navykov XXI V. V praktiku rossiiskikh shkol [Psychological and pedagogical analysis of the phenomenon of "giftedness": a retrospective analysis of the problem]. Voprosy obrazovaniya, 4, 282–304. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-282-304/. (In Russ.).

Bazhanov, V. A. (2022). Osobennosti poznavatel'nykh mekhanizmov v informatsionnuyu epokhu: «ekho-puzyri» i «ekho-kamery» [Features of cognitive mechanisms in the information age: «echo bubbles» and «echo chambers»]. Filosofskii zhurnal, t. 15, 4, 152–164. DOI: http://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-152-164. (In Russ.).

Bogoyavlenskaya, D. B. (2017). Standartno o nestandartnom [Standard about non-standard]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 1, 24–36. (In Russ.).

Gardner, G. (2007). Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [The Structure of the Mind: The Theory of Multiple Intelligences]. Moskva, I. D. Vil'yame, 512 р. (In Russ.).

Grachev, M. N. (2023). Ekho-kamery, epistemicheskie puzyri i puzyri fil'trov kak aktory setevogo kommunikatsionnogo prostranstva [Echo chambers, epistemic bubbles and filter bubbles as actors in the network communication space]. Rossiiskaya shkola svyazei s obshchestvennost'yu, 29. DOI: http://doi.org/10.24412/2949-2513-2023-29-41-54. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/eho-kamery-epistemicheskie-puzyri-i-puzyri-filtrov-kak-aktory-setevogo-kommunikatsionnogo-prostranstva (accessed: 27.01.2025). (In Russ.).

Zaharova, M. V., Udalova, M. V. (2024). Proektnaja dejatel'nost' kak tehnologija formirovanija i razvitija kreativnoj (tvorcheskoj) lichnosti vypusknikov napravlenija «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju», vostrebovannyh na sovremennom rynke truda [Project activities as a technology for the formation and development of creative personality of graduates of the Advertising and Public Relations program, who are in demand in the modern labor market]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (53), 6–14. DOI: http://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-6-14. (In Russ).

Ivanova, L. V. (2023). Metazhanrovyi podkhod k zhurnalistskomu tekstu: postanovka problemy [Meta-genre approach to journalistic text: problem statement]. Tekst: filologicheskii, sotsiokul'turnyi, regional'nyi i metodicheskii aspekty. Tol'yatti: Izdatel'stvo Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, chast I, 330–337. (In Russ).

Kaz'mina, L. N., Dudkina, O. V., Borodai, V. A. (2017). Divergentnoe myshlenie v servisnoi deyatel'nosti [Divergent thinking in service activities]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 9 (103). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/divergentnoe-myshlenie-v-servisnoy-deyatelnosti (accessed: 13.05.2025). (In Russ.).

Kolokol'tseva, O. V. (2022). Kreativnost' v professional'noi deyatel'nosti [Creativity in professional activities]. Bazis, 1 (11), 36–38. DOI http://doi.org/10.24412/2587-8042-2022-111-36-38. (In Russ.).

Morozova, A. A., Popova, S. N. (2021). Fenomen iskusstvennogo intellekta v sovremennoj nauke: ponjatie, vektory i problemy primenenija v sfere massmedia [The phenomenon of artificial intelligence in modern science: concept, vectors and application problems in the sphere of mass media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. (42), 41–52. DOI: http://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10405.

Romanova, S. V. (2019). Metazhanr kak literaturovedcheskaya problema [Metagenre as a literary problem]. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2 (46), 5–21. (In Russ.).

Sumskaya, A. S. (2016а). K voprosu ob otlichiyakh professional'no-znachimykh sposobnostei spetsialistov, orientirovannykh na mediatvorchestvo v sovremennoi sotsiokul'turnoi srede [On the issue of differences in professionally significant abilities of specialists focused on media creativity in the modern socio-cultural environment]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2 (19), 63–71. (In Russ).

Sumskaya, A. S. (2016b). Strategii tvorcheskogo myshleniya spetsialistov mass-media [Creative thinking strategies for mass media professionals]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 4 (21), 52–58. (In Russ.).

Cherenkova, L. V. (2016). Razvitie divergentnogo myshleniya pedagogov [Development of divergent thinking in teachers]. Astana: Nazarbaev Intellektual'nye shkoly. Tsentr pedagogicheskogo masterstva, 40 р. (In Russ).

Chto takoe kreativnost': modeli i faktory vliyaniy? (2020). [What is creativity: models and factors of influence]. EduTech, 5 (36), 4-10. (In Russ.).

Chumicheva, N. V. (2019). Homo creators: dekonstruktsiya divergentnogo myshleniya [Homo creators: deconstructing divergent thinking]. Nauchnyi vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta, 1, 121–129. DOI: http://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-121-129. (In Russ.).

Guilford J. P. (1959) Three Faces of Intellect // The American Psychologist, vol 14, iss 8, 469–480. Available at: https://archive.org/details/sim_american-psychologist_1959-08_14_8/page/n2/mode/1up (accessed: 29.04.2025). (In Eng.).

Simon F. M. (2024) Artificial Intelligence in the News: How AI Retools, Rationalizes, and Reshapes Journalism and the Public Arena / Tow Center for Digital Journalism, Columbia University. New York, Columbia Journalism Review. 46 р. Available at: https://towcenter.columbia.edu/sites/default/files/content/Tow%20Report_Felix-Simon-AI-in-the-News.pdf (accessed: 23.02.2025). DOI: http://doi.org/10.5287/ora-e9a141arr. (In Eng.).

Загрузки

Опубликован

19-09-2025

Как цитировать

Иванова, Л. (2025) «К вопросу о дивергентном мышлении как основе профессиональных компетенций студентов направления „Журналистика“», Челябинский гуманитарий, (3 (72), сс. 28–38. doi: 10.47475/1999-5407-2025-72-3-28-38.

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.