Читка как жанр в современном театральном процессе
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-63-69Ключевые слова:
современная драматургия, читка, жанр читки, остранение, драматургический конкурс, «Аврора читает»Аннотация
В статье рассматривается история и характеристики читки как самостоятельного жанра театрального процесса, возникшего в России в 1990-х годах как специфическая форма репрезентации драматургического текста новой драмы. Возникнув как «бедный» вариант спектакля, читка в новом значении обрела самостоятельность и ценность, в новом качестве утверждая литературоцентричность театра. В статье рассмотрена история жанра читки и охарактеризованы причины сохранения этого жанра: эти причины носят не только материальный характер, но и социальный, а также гносеологический (глубина погружения зрителя в текст). Важнейшая часть читки, обсуждение прочитанного со зрителем, придает читкам характер действия по созданию сообщества. Также в статье определены жанровые отличия читки: камерность пространства, частое использование нетеатральных пространств, свободная рассадка, отказ от внешних оформительских средств (музыка, пластика, костюмы, декорации), остранение актерского существования, обязательное обсуждение услышанного с аудиторией. Восприятие читки связано с активизацией воображения зрителя, его соавторством в режиссуре спектакля, с получением не только впечатления, но и герменевтического опыта. Таким образом, в период постдраматического театра читка становится формой возвращения к литературной основе театра. В финале статьи автор рассматривает опыт создания в Краснодаре объединения читок современной драмы «Аврора читает». В итоге в статье делается вывод о том, что читка в современном театральном процессе не только остается самостоятельным жанром, но и порождает новые театральные традиции. В региональном аспекте читка весьма важна как форма создания сообщества, заинтересованного в диалоге о современной драматургии.
Библиографические ссылки
Bolotina, E. V. (2023) Paradigma zhanrovogo resheniya v sfere stsenicheskoy rechi [The genre paradigm solution in stage speech]. Modernizatsiya kul’tury: dialogi o proshlom i nastoyashchem v nauke, iskusstve, obrazovanii. Samara, 195-196. (In Russ.).
Burachenko, A. I. (2021) Teatral’noe retsenzirovanie: Uchebnyy slovar’ professional’noy leksiki [Theater reviewing: Educational dictionary of professional vocabulary]. Kemerovo : KemGIK, 200 p. (In Russ.).
Bykova, O. V. (2014) Stsenicheskie chitki i eskizy spektakley v kontekste razvitiya sovremennogo teatra [Stage readings and performance sketches in the modern theater development context]. Innovatsionnoe razvitie sovremennoy nauki. Ufa : Bashkir State University, 65-67. (In Russ.).
Vislov, A. V. (2013) Rabota nad nabroskami. Vse, chto vy khoteli znat’ ob eskizakh i laboratoriyakh, no boyalis’ sprosit’ [Working on sketches. Everything you wanted to know about theatre sketches and laboratories, but were afraid to ask]. Voprosy teatra, 3-4, 149- 156. (In Russ.).
Glembotskaya, Ya. O. (2011) K probleme komizma i smekha v novoy drame [On the problem of comedy and laughter in new drama]. Sovremennaya dramaturgiya (konets XX – nachalo XXI vv.) v kontekste teatral’nykh traditsiy i novatsiy. Novosibirsk, 88-96. (In Russ.).
Dzyuba, E. M. & Kirdyanova, E. R. (2015) Interpretatsiya dramaticheskogo teksta v fokuse nizhegorodskogo proekta Drama_talk: evropeyskie sezony [Dramatic text interpretation in the focus of the Nizhny Novgorod project Drama_talk: European seasons]. Zhizn’ provintsii: istoriya i sovremennost’. Nizhniy Novgorod : Knigi, 167-176. (In Russ.).
Efremenko, O. S. (2011) Chitka kak teatral’nyy ekvivalent “novoy dramy-2” [Reading as a theatrical equivalent of “new drama-2”]. Sovremennaya dramaturgiya (konets XX – nachalo XXI vv.) v kontekste teatral’nykh traditsiy i novatsiy. Novosibirsk, 134-145. (In Russ.).
Lazareva, E. A. (2016) Chitka kak zhanr v sovremennom teatre (podgotovka chitok v teatral’nom vuze) [Reading as a genre in modern theater (preparing readings at a theater university)]. Modernizatsiya kul’tury: ot kul’turnoy politiki k vlasti kul’tury. Samara : Samara State Institute of Culture, 183-190. (In Russ.).
Loginova, E. G. (2023) Konstruirovanie sobytiya v diskurse teatral’noy chitki: kognitivno-kommunikativnyy aspekt [Event construction in the theatrical reading discourse: cognitive-communicative aspect]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki, 4, 47-56. (In Russ.).
Naumov, N. P. (2018) Vzaimodeystvie rezhissera i dramaturga v protsesse raboty nad spektaklem [Interaction between director and playwright in the process of working on a play]. Teatral’noe obrazovanie i teatr budushchego. Samara : Samara State Institute of
Culture, 89-94. (In Russ.).
Nemchenko, L. M. (2020) Khudozhestvennye “polufabrikaty”: chernoviki, “chitki”, eskizy, laboratorii v sovremennom
khudozhestvennom protsesse [Artistic “semi-finished products”: drafts, “readings”, sketches, laboratories in the modern artistic process]. Mezhdu avtonomiey i proteizmom: formy/sposoby sotsiokul’turnogo bytiya i granitsy sovremennogo iskusstv. Ekaterinburg : Humanitarian University, 309-327. (In Russ.).
Rudnev, P. A. (2018) Drama pamyati. Ocherki istorii rossiyskoy dramaturgii. 1950–2010-e [Drama of memory. Essays on the history of Russian drama. 1950s–2010s]. Moscow : Novoe literaturnoe obozrenie, 496 p. (In Russ.).
Sizova, M. I. (2019) Chitka [Reading]. Lavlinskiy S., Mnikh L. (ed.) Eksperimental’nyy slovar’ noveyshey dramaturgii [Experimental dictionary of contemporary drama]. Siedlce, 377-382. (In Russ.).
Sizova, M. I. (2019) Chitka: ot teatral’nogo formata k otdel’nomu dramaturgicheskomu zhanru “tekst dlya ispolneniya” [Reading: from theatrical format to a separate dramatic genre “text for performance”]. Sfera kul’tury, 4 (6), 43-50. (In Russ.).
Tukhvatulina, K. A. (2017) Chitki p’es kak fenomen rossiyskoy teatral’noy kul’tury (regional’nyy aspekt) [Readings of plays as a phenomenon of Russian theatrical culture (regional aspect)]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ural’skiy region, 2, 80-84. (In Russ.).
Chernyak, M. A. (2021) Chitka [Reading]. Melent’eva Yu.P. (ed.) Chtenie. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Reading. Encyclopedic Dictionary]. Moscow : Nauka, 346. (In Russ.).
Bushing, B. A. (1981) Readers Theatre: an Education for Language and Life. Language arts, 58 (3), 330-338. Poe, E. A. (2010) From Children’s Literature to Readers Theatre. American Libraries, 41 (5), 28-31.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.