Природа конфликта в современной драматургии о подростках

Авторы

  • Елена Кабилова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0003-0315-3048

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-56-62

Ключевые слова:

современная драматургия, конфликт в подростковой драматургии, пьеса о подростках, новая драма для подростков, драматический сюжет

Аннотация

В статье рассматривается природа конфликта в пьесах о подростках, созданных в период с 2013 по 2020 годы и отмеченных на различных конкурсах современной драматургии. В кратком историческом экскурсе приводится история развития отечественной подростковой драмы, зрительский адрес которой начинался с детей и подростков и затем расширился до взрослой аудитории. Делается вывод о том, что в новейшей пьесе о подростках ощущается влияние «новой новой драмы» рубежа XX – XXI веков в следующих аспектах: в пьесу о детях приходят взрослые темы; конфликты в пьесах отражают самые острые социальные, культурные и духовные проблемы общества; основу драматического конфликта определяет кризис идентичности; источником многих конфликтных ситуаций становятся поступки взрослых, нарушающие гармоничный миропорядок. Герой-подросток вступает, как правило, в социальный конфликт (столкновение с социальными Другими) со сверстниками, взрослыми, анонимными пользователями сети Интернет. Для монодраматических пьес характерен конфликт героя с самим собой как с Другим, при этом пространством реализации драматического конфликта становится речь героя. В пьесах, отражающих коммуникацию подростков в сети интернет, показан конфликт героев с настоящим. В пьесах, отражающих школьные конфликты, показывается, что школьный коллектив утрачивает объединяющую силу, способствующую разрешению конфликтов, а учитель перестаёт быть лидером, ведущим за собой коллектив. Герою-подростку приходится справляться с кризисными состояниями в полном одиночестве, поскольку существует пропасть между миром детей и миром взрослых. Прослеживается тенденция создания пьес с сюжетом становления, когда герой проходит испытания и приобретает опыт.

Биография автора

Елена Кабилова, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия

аспирант кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Библиографические ссылки

Ageeva N.A. (2013) Pojetika otechestvennoj sovremennoj monodramy [Poetics of Russian modern monodrama]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Novosibirsk, 6 (16), 168-176. (In Russ.).

Bakhtin, M. M. (1975) Voprosy literatury i jestetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Hudozhestvennaja literatura. 502 p. (In Russ.).

Bolotjan I. M., Lavlinskij S. P. (2010) “Novaja drama”: opyt tipologii [“New Drama”: typology experience ]. Vestnik RGGU. Serija «Filologicheskie nauki. Literaturovedenie i fol’kloristika». Moscow, RGGU, 2 (45)/10, 35–36. (In Russ.).

Bolotyan I. M., Lavlinsky S. P. (2019) Konflikt dramatichesky [Dramatic conflict]. Jeksperimental’nyj slovar’ novejshej dramaturgii. Siedlce, 137-140 (In Russ.).

Volkenshtein V. M. (1969) Dramaturgija [Dramaturgy]. Ed. 5th, supplemented. Moscow, 336 p. (In Russ.).

Zhurcheva T.V. (2018) Nastojashhee bez budushhego. Obraz rebenka/podrostka v novejshej russkoj dramaturgii kak indicator sostojanija sovremennogo obshhestva [Present without future. The image of a child/teenager in modern Russian drama as an indicator of the state of modern society]. Sovremennaja dramaturgija. Moscow, 3, 197–199. (In Russ.).

Kabilova E. S. (2022) Temy, motivy i konflikty v sovremennoj podrostkovoj dramaturgii [Themes, motives and conflicts in modern teenage drama]. XLVIII Samarskaja oblastnaja studencheskaja nauchnaja konferencija : tezisy dokladov, Samara, 11–22 aprelja 2022 goda / Ministerstvo obrazovanija i nauki Samarskoj oblasti; Sovet rektorov vuzov Samarskoj oblasti; Associacija vuzov Samarskoj oblasti. Sankt-Peterburg: OOO «Jeko-Vektor», 80–81. (In Russ.).

Kohanaja O. E. (2009) Sociokul’turnye funkcii detskogo i molodjozhnogo teatra: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora kul’turologii: po special’nosti 24.00.01 – Teorija i istorija kul’tury [Sociocultural functions of children’s and youth theater: abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Cultural Studies: specialty 24.00.01 - Theory and history of culture]. Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul’tury i iskusstv. Moscow, 46 p. (In Russ.).

Lavlinskij S. P., Pavlov A. M. (2016) O performativno-receptivnom potenciale sovremennoj dramaturgii [On the performative- receptive potential of modern dramaturgy]. Novejshaja drama rubezha XX-XXI vv.: predvaritel’nye itogi: kollektivnaja monografija. Pod obshh. red. T. V. Zhurchevoj. Samara: Samara State University, 103–125. (In Russ.).

Litovskaja M. A. (2010) “Vremja vsegda horoshee”: social’naja psihologija dlja sovremennogo podrostka [“Time is always good”: social psychology for the modern teenager]. Detskaja literature segodnja : sb. nauch. st. Ekaterinburg: UrGPU, 25–33.(In Russ.).

Lovcova O. V. (2018) Tipologija detskih obrazov v sovremennoj britanskoj drame: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk: po special’nosti 10.01.03 – Literatura narodov zarubezh’ja [Typology of children’s images in modern British drama: dissertation for the degree of candidate of philological sciences: specialty 10.01.03 - Literature of foreign peoples ]. Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, 227 p. (In Russ.).

Ljubinskij I. L. (1965) Teatr dlja detej. Oblik geroja v sovetskoj dramaturgii dlja detej i junoshestva [Theater for children. The appearance of a hero in Soviet drama for children and youth]. Moscow: Children’s literature, 144 p. (In Russ.).

Tamarchenko N. D. (2008) Konflikt dramaticheskij [Dramatic conflict]. Pojetika: slov. aktual. terminov i ponjatij. Moscow: Kulagina Publishing House; Intrada, 358 p. 144 p. (In Russ.).

Tjutelova L. G., Sergeeva E.N., Sundukova K.A. (2021) Tehnologii virtual’nogo obshhenija v sovremennoj dramaturgii dlja podrostkov [Technologies of virtual communication in modern drama for teenagers]. Tehnologii v infosfere. Sankt-Peterburg, Vol. 2., 4(5), 94–108. (In Russ.).

Halizev V. E. (1986) Drama kak rod literatury (pojetika, genezis, funkcionirovanie) [Drama as a kind of literature (poetics, genesis, functioning)]. Moscow, 260 p.

Загрузки

Опубликован

08-07-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.