Маленький большой человек. Контексты и интертексты «Железного всадника» Алексея Житковского

Авторы

  • Артем Зорин Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Саратов, Россия https://orcid.org/0000-0002-2342-4039

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-41-49

Ключевые слова:

современная драматургия, русская драматургия, «Железный всадник», А. Житковский, интертекстуальность в литературе

Аннотация

Анализ современного драматургического текста предполагает деконструкцию заложенных в нем интертекстуальных отсылов, определенных ситуацией тотальной игры со смыслами эстетических моделей и социокультурных парадигм предшествующих эпох. Пьесы постсоветских драматургов все больше анализируются с позиций пост- или метамодернизма – при этом особо маркируется повышенная значимость реконструкции интертекстуальных связей авторских высказываний и их интерпретаций в целостном художественном контексте. Пьеса Алексея Житковского «Железный всадник» (2022) актуализирует варианты петербургского текста русской литературы, соотносясь как с самими «Медным всадником», так и с традицией игровых отношений с пушкинской поэтикой в русской литературе ХХ века. Одноактная «история одной тренировки» в стиле карате сётокан у Житковского проассоциирована с различными уровням культурной мифологии. Сюжетные модели выстроены вокруг древнегреческого мифа о Кадме – который после победы над священным драконом должен сам превратиться в дракона – с активизацией в читательском сознании инверсий этой истории в восточном фольклоре (вьетнамская сказка о драконе), в философских притчах буддизма («если встретишь Будду, убей его»), в идеологии восточных единоборств. На диалоговом уровне ироническая интонация в обращении к восточной тематике актуализирует стилистические поиски прозы В. Пелевина и В. Сорокина, уходящие корнями в пушкинские аллюзии поэтики обэриутов. В конечном счете инициационный сюжет пьесы обнаруживает прямую перекличку с поэтикой рыцарского романа – аллюзийно воспроизводя эпизод победы Парциваля над Красным Итером («Парциваль» В. фон Эшенбаха), кардинально меняющий статус главного героя. Использование глубокой мифопоэтичности позволяет драматургу рельефно обозначить широкую социокультурную проблематику перемен общественного сознания и позиционирования мужского начала в обществе 2020-х годов.

Благодарности: Автор выражает признательность участникам семинара «Опыты “медленного чтения” русских художественных текстов рубежа XX- XXI веков» (НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 26 октября 2023 г.) А. Савельевой и М. Верёвину за ценные советы и уточнения при обсуждении материалов статьи.

Биография автора

Артем Зорин, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Саратов, Россия

доктор филологических наук, профессор

Библиографические ссылки

Bogdanova O. V. (2017) Sovremennyj vzglyad na russkuyu literaturu ХIХ — serediny ХХ v. : (klassika v novom prochtenii) [The modern view of Russian literature of the 19th – mid-20th centuries. (Classic in a new interpretation)]. St. Petersburg: Beresta, 560 p. (In Russ.).

Bryzgalov I.V., Korotkikh V.F., Uglov A.A. (2017) Istoriya adaptacii karate k olimpijskim igram 2020 g. [History of adaptation of karate to the 2020 Olympic Games]. International Scientific and Practical Conference “WORLD SCIENCE”, 6(22), Vol. 6, June, 53–57, available at: http://ws-conference.com/, accessed 21.02.2024. (In Russ.).

Vershinina N.L. (2012) Dramaturgiya A. I. Slapovskogo: dinamika retseptsii [Dramaturgy of A. I. Slapovsky: dynamics of reception]. Vestnik pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: social’no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki, 1, 80–85. (In Russ.).

Gerasimova A. (2021) Bednyj vsadnik, ili Pushkin bez golovy : Rekonstruktsiya odnogo sna [Poor horseman, or Pushkin without a head: Reconstruction of one dream]. Vvedensky A. Vsjo. Moscow: OGI, 708–738. (In Russ.).

Goncharova-Grabovskaya S. Ya. (2021). Sovremennaya russkaya dramaturgiya (konets XX - nachalo XXI v.) [Modern Russian drama (late 20th - early 21st centuries)]. Minsk: Vysheyshaya shkola. 271 p. (In Russ.).

Domansky Yu. V. (2023) Drama i teatr v khudozhestvennoy epike: «Zemlya El’zy» Yaroslavy Pulinovich v «Russkoy zime» Romana Senchina [Drama and theater in the artistic epic: “Elsa’s Land” by Yaroslava Pulinovich In “Russian Winter” by Roman Senchin]. Vestnik RGGU. Ser.: Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul’turologiya, 3, 101–112. (In Russ.).

Zorin A. N. (2021) No 2 posle Leone. “Odnazhdy v... Hollywood’e” Kventina Tarantino i dialogizm spagetti-vesterna [No. 2 after Leone. Quentin Tarantino’s “Once Upon a Time in... Hollywood” and the Spaghetti-Western intertextuality]. Teatr. ZHivopis’. Kino. Muzyka, 3, 109–127. (In Russ.). DOI: 10.35852/2588-0144-2021-3-109-127.

Merkushov S. F. (2023) Liminal’naya narratologiya dramaturgii Alekseya Slapovskogo [Liminal narratology of Alexey Slapovsky’s drama]. Praktiki i interpretacii: zhurnal filologicheskih, obrazovatel’nyh i kul’turnyh issledovanij, 1, Vol. 8, 53–64. (In Russ.).

Perzeke A. B. (2010) «Mednyy vsadnik» Pushkina. Semanticheskij uzel «ottsovstva i synovstva» [“The Bronze Horseman” by Pushkin. Semantic knot of “paternity and sonship”]. Voprosy literatury, 4, 283–294. (In Russ.).

Petukhova E. N. (2018) Transformatsiya chekhovskoj traditsii: «Shutochka» A. Chekhova i «Shutka» A. Slapovskogo [Transformation of the Chekhovian tradition: “The Joke” by A. Chekhov and “The Joke” by A. Slapovsky]. Vestnik Sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. Ser. 2: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, 2, 101–104. (In Russ.).

Radishcheva O. A. (1999) Stanislavsky i Nemirovich-Danchenko: Istoriya teatral’nykh otnoshenij. 1917– 1938 [Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko: History of theatre relations. 1917–1938]. Moscow: Artist. Director. Theatre, 350 p. (In Russ.).

Cherkassky S. D. (2011) Stanislavsky i yoga [Stanislavsky and yoga]. Moscow: RGISI, 111 p. (In Russ.).

Cherkassky S. D. (2009) Stanislavskiy i yoga: Opyt parallel’nogo chteniya [Stanislavsky and yoga: Experience of parallel reading]. Voprosy teatra. Proscaenium, 3-4, 282–300. (In Russ.).

Cherkassky S. D. (2010) Yogicheskiye elementy sistemy Stanislavskogo [Yogic elements of Stanislavsky’s system]. Voprosy teatra. Proscaenium, 1-2, 252–270. (In Russ.).

Shakhmatova E. (2020) Psikhicheskaya energiya v akterskoj shkole K. S. Stanislavskogo i dukhovnyj opyt epokhi [Mental energy in the acting school of K.S. Stanislavsky and spiritual experience of the epoch]. Teatr. ZHivopis’. Kino. Muzyka, 4, 46–66. (In Russ.) DOI:10.35852/2588-0144-2020-4-46-66

Загрузки

Опубликован

08-07-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.