Маленький большой человек. Контексты и интертексты «Железного всадника» Алексея Житковского
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-41-49Ключевые слова:
современная драматургия, русская драматургия, «Железный всадник», А. Житковский, интертекстуальность в литературеАннотация
Анализ современного драматургического текста предполагает деконструкцию заложенных в нем интертекстуальных отсылов, определенных ситуацией тотальной игры со смыслами эстетических моделей и социокультурных парадигм предшествующих эпох. Пьесы постсоветских драматургов все больше анализируются с позиций пост- или метамодернизма – при этом особо маркируется повышенная значимость реконструкции интертекстуальных связей авторских высказываний и их интерпретаций в целостном художественном контексте. Пьеса Алексея Житковского «Железный всадник» (2022) актуализирует варианты петербургского текста русской литературы, соотносясь как с самими «Медным всадником», так и с традицией игровых отношений с пушкинской поэтикой в русской литературе ХХ века. Одноактная «история одной тренировки» в стиле карате сётокан у Житковского проассоциирована с различными уровням культурной мифологии. Сюжетные модели выстроены вокруг древнегреческого мифа о Кадме – который после победы над священным драконом должен сам превратиться в дракона – с активизацией в читательском сознании инверсий этой истории в восточном фольклоре (вьетнамская сказка о драконе), в философских притчах буддизма («если встретишь Будду, убей его»), в идеологии восточных единоборств. На диалоговом уровне ироническая интонация в обращении к восточной тематике актуализирует стилистические поиски прозы В. Пелевина и В. Сорокина, уходящие корнями в пушкинские аллюзии поэтики обэриутов. В конечном счете инициационный сюжет пьесы обнаруживает прямую перекличку с поэтикой рыцарского романа – аллюзийно воспроизводя эпизод победы Парциваля над Красным Итером («Парциваль» В. фон Эшенбаха), кардинально меняющий статус главного героя. Использование глубокой мифопоэтичности позволяет драматургу рельефно обозначить широкую социокультурную проблематику перемен общественного сознания и позиционирования мужского начала в обществе 2020-х годов.
Благодарности: Автор выражает признательность участникам семинара «Опыты “медленного чтения” русских художественных текстов рубежа XX- XXI веков» (НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 26 октября 2023 г.) А. Савельевой и М. Верёвину за ценные советы и уточнения при обсуждении материалов статьи.
Библиографические ссылки
Bogdanova O. V. (2017) Sovremennyj vzglyad na russkuyu literaturu ХIХ — serediny ХХ v. : (klassika v novom prochtenii) [The modern view of Russian literature of the 19th – mid-20th centuries. (Classic in a new interpretation)]. St. Petersburg: Beresta, 560 p. (In Russ.).
Bryzgalov I.V., Korotkikh V.F., Uglov A.A. (2017) Istoriya adaptacii karate k olimpijskim igram 2020 g. [History of adaptation of karate to the 2020 Olympic Games]. International Scientific and Practical Conference “WORLD SCIENCE”, 6(22), Vol. 6, June, 53–57, available at: http://ws-conference.com/, accessed 21.02.2024. (In Russ.).
Vershinina N.L. (2012) Dramaturgiya A. I. Slapovskogo: dinamika retseptsii [Dramaturgy of A. I. Slapovsky: dynamics of reception]. Vestnik pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: social’no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki, 1, 80–85. (In Russ.).
Gerasimova A. (2021) Bednyj vsadnik, ili Pushkin bez golovy : Rekonstruktsiya odnogo sna [Poor horseman, or Pushkin without a head: Reconstruction of one dream]. Vvedensky A. Vsjo. Moscow: OGI, 708–738. (In Russ.).
Goncharova-Grabovskaya S. Ya. (2021). Sovremennaya russkaya dramaturgiya (konets XX - nachalo XXI v.) [Modern Russian drama (late 20th - early 21st centuries)]. Minsk: Vysheyshaya shkola. 271 p. (In Russ.).
Domansky Yu. V. (2023) Drama i teatr v khudozhestvennoy epike: «Zemlya El’zy» Yaroslavy Pulinovich v «Russkoy zime» Romana Senchina [Drama and theater in the artistic epic: “Elsa’s Land” by Yaroslava Pulinovich In “Russian Winter” by Roman Senchin]. Vestnik RGGU. Ser.: Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul’turologiya, 3, 101–112. (In Russ.).
Zorin A. N. (2021) No 2 posle Leone. “Odnazhdy v... Hollywood’e” Kventina Tarantino i dialogizm spagetti-vesterna [No. 2 after Leone. Quentin Tarantino’s “Once Upon a Time in... Hollywood” and the Spaghetti-Western intertextuality]. Teatr. ZHivopis’. Kino. Muzyka, 3, 109–127. (In Russ.). DOI: 10.35852/2588-0144-2021-3-109-127.
Merkushov S. F. (2023) Liminal’naya narratologiya dramaturgii Alekseya Slapovskogo [Liminal narratology of Alexey Slapovsky’s drama]. Praktiki i interpretacii: zhurnal filologicheskih, obrazovatel’nyh i kul’turnyh issledovanij, 1, Vol. 8, 53–64. (In Russ.).
Perzeke A. B. (2010) «Mednyy vsadnik» Pushkina. Semanticheskij uzel «ottsovstva i synovstva» [“The Bronze Horseman” by Pushkin. Semantic knot of “paternity and sonship”]. Voprosy literatury, 4, 283–294. (In Russ.).
Petukhova E. N. (2018) Transformatsiya chekhovskoj traditsii: «Shutochka» A. Chekhova i «Shutka» A. Slapovskogo [Transformation of the Chekhovian tradition: “The Joke” by A. Chekhov and “The Joke” by A. Slapovsky]. Vestnik Sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. Ser. 2: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, 2, 101–104. (In Russ.).
Radishcheva O. A. (1999) Stanislavsky i Nemirovich-Danchenko: Istoriya teatral’nykh otnoshenij. 1917– 1938 [Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko: History of theatre relations. 1917–1938]. Moscow: Artist. Director. Theatre, 350 p. (In Russ.).
Cherkassky S. D. (2011) Stanislavsky i yoga [Stanislavsky and yoga]. Moscow: RGISI, 111 p. (In Russ.).
Cherkassky S. D. (2009) Stanislavskiy i yoga: Opyt parallel’nogo chteniya [Stanislavsky and yoga: Experience of parallel reading]. Voprosy teatra. Proscaenium, 3-4, 282–300. (In Russ.).
Cherkassky S. D. (2010) Yogicheskiye elementy sistemy Stanislavskogo [Yogic elements of Stanislavsky’s system]. Voprosy teatra. Proscaenium, 1-2, 252–270. (In Russ.).
Shakhmatova E. (2020) Psikhicheskaya energiya v akterskoj shkole K. S. Stanislavskogo i dukhovnyj opyt epokhi [Mental energy in the acting school of K.S. Stanislavsky and spiritual experience of the epoch]. Teatr. ZHivopis’. Kino. Muzyka, 4, 46–66. (In Russ.) DOI:10.35852/2588-0144-2020-4-46-66
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.