Монопьеса «ЛЁХА...» Юлии Поспеловой: к вопросу о специфике заглавия в актуальной драматургии

Авторы

  • Юрий Доманский Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-7630-2270

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-34-40

Ключевые слова:

заглавие, монопьеса, актуальная драматургия, Юлия Поспелова, «ЛЁХА ...»

Аннотация

В статье рассматривается заглавие монопьесы Юлии Поспеловой «ЛЁХА...». Декларируется уникальность роли заглавия в драматургическом роде литературы, что связано с направленностью драмы на сценическое воплощение и со структурой драматургического текста. Показывается, как текстом пьесы разрушается казалось бы очевидное ожидание, сформированное системой заглавия и подзаголовка, – тот, чьё имя вынесено в название пьесы Поспеловой, не является в ней ни носителем речи, ни главным действующим лицом, выступая персонажем и внесценическим, и второстепенным относительно других внесценических персонажей пьесы. Да и дано заглавие графически весьма нетривиально – в кавычках и с многоточием в конце, то есть как цитируемая реплика. Рассматриваются все случаи лексической экспликации заглавия в текст пьесы, на основе чего выявляется совершенно особая семантика данного заглавия в проекции на текст: заглавие с учётом его текстуальных манифестаций понимается в результате как чужое слово, принадлежащее персонажу, как цитата. В результате вынесенное в заглавие монопьесы Поспеловой слово фактически утрачивает свою привычную антропонимическую функцию, превращаясь в слово, которое наиболее релевантно транслирует состояние персонажей, их переживания; заглавие «ЛЁХА...», сохранив свою функцию свёрнутого текста, обрело смыслы гораздо более глубокие, чем можно было предполагать на основе его антропонимической сущности. Таким образом, применительно к рассматриваемому тексту обманутое ожидание выступило как приём. В итоге делается вывод об уникальной специфике заглавия в современной драматургии, где разрушение читательского и зрительского ожидания оказывается разрушением конструктивным, формирующим совершенно особые смыслы.

Биография автора

Юрий Доманский, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

доктор филологических наук, профессор

Библиографические ссылки

Ageeva N. A. (2015) Narratsiya i anarrativnost’ v monodrame YA. Pulinovich «Natashina mechta» [Narration and anarrativity in the monodrama by J. Pulinovich “Natasha’s Dream”]. Nauchnyy dialog, 12(48), 151–160 (In Russ.).

Ageeva N. A. (2023) Performativnaya diskursiya v monodramakh Ye. Grishkovtsa [Performative discourse in the monodramas of E. Grishkovets]. Filologiya: nauchnyye issledovaniya, 7, 21–29 (In Russ.).

Ageeva N. A. (2013) Poetika sovremennoy otechestvennoy monodramy [Poetics of modern domestic monodrama]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6(16), 167–175. (In Russ.)

Ageeva N. A. (2016) Spetsifika diskursa monodramy [Specificity of monodrama discourse]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal, 1, 116–124 (In Russ.).

Ageyeva N., Roshchina O. (2019) Monodrama [Monodrama]. Eksperimental’nyy slovar’ noveyshey dramaturgii. Siedlce, 175– 181. (In Russ.).

Fomenko I. V., Min’ko O. N. (2014) Zaglaviye-antroponim i sistema imon (na materiale romana M. Bulgakova «Master i Margarita») [Title-anthroponym and name system (based on M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita”)]. Izvestiya VGPU, 4(265), 146–149 (In Russ.).

Kupchenko T. (2020) Yuliya Pospelova. Pishem «Lokha» – chitayem «lyubov’» [Yulia Pospelova. We write “Lyokha” – we read “love”]. Sovremennaya dramaturgiya, 4, oktyabr’–dekabr’. URL: https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2020-4/880 (In Russ.).

Monkhbat I. (2020) Nablyudatel’ v monodrame V. Levanova «Smert’ Firsa» [Observer in V. Levanov’s monodrama “The Death of Firs”]. Gumanitarnyy aktsent, 1, 19–22. (In Russ.)

Pavlov A. M. (2015) Krizis soznaniya i spetsifika dramaticheskoy katastrofy v monodrame [Crisis of consciousness and the specificity of dramatic catastrophe in monodrama]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 4-4, 166–171 (In Russ.) .

Pavlov A. M. (2018) Osobennosti sub”yektnoy struktury monodramy i pozitsiya chitatelya / zritelya [Features of the subjective structure of monodrama and the position of the reader / viewer]. Novyy filologicheskiy vestnik, 1(144), 28–37. (In Russ.)

Veselova N. A. (1998) Zaglaviye literaturno-khudozhestvennogo teksta: ontologiya i poetika. Avtoreferat diss. ... kand. filol. nauk [Title of a literary and artistic text: ontology and poetics. Abstract of dissertation. ...cand. philol. sci.]. Tver’. (In Russ.).

Vinogradova N. V. (2001) Imya personazha v khudozhestvennom tekste: funktsional’no-semanticheskaya tipologiya. Diss. ... kand. filol. nauk [The name of the character in a literary text: functional-semantic typology. Diss. ...cand. philol. sci]. Tver’. (In Russ.).

Vygotskiy L. S. (1987) Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Pedagogika. 345 p. (In Russ.).

Yevreinov N. N. (1909) Vvedeniye v monodramu : Ref., prochit. v Moskve v Lit.-khudozh. kruzhke 16 dek. 1908 g., v S.-Peterburge v Teatr. klube 21 fevr. i v Dram. teatre V. F. Komissarzhevskoy, 4 marta 1909 g. [Introduction to monodrama: Ref., read. in Moscow in Literary Arts. mug 16 Dec. 1908, in St. Petersburg at the Theater. club 21 Feb. and in Dram. Theater V.F. Komissarzhevskaya, March 4, 1909]. Sankt-Peterburg: N. I. Butkovskaya, 30 p. (In Russ.).

Zhurcheva E. V. (2015) Monodramy Vadima Levanova i situatsiya narratsii [Monodramas of Vadim Levanov and the situation of narration]. Vestnik SamGU, 11(133), 133–138. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

08-07-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ