Событие рассказывания как способ преодоления кризиса идентичности в современной отечественной монодраме (на материале пьесы А. Волошиной «Мама»)

Авторы

  • Анна-Мария Апостолова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-28-33

Ключевые слова:

монодрама, кризис идентичности, конфликт драматический

Аннотация

Предлагаемая статья посвящена анализу пьесы А. Волошиной «Мама» с целью выявления характерных для современной отечественной монодрамы последнего десятилетия черт, а также прояснению специфики драматургического конфликта в монодраме и возможных вариантов разрешения кризисной ситуации драматического субъекта через процесс опубликования эго-истории в рамках события рассказывания. В работе фиксируются изменения, произошедшие с монодрамой с момента её развития внутри новейшей российской драматургии (композиционные, тематические, структурообразующие), а также предлагаются возможные пути исследования таких текстов. Особое внимание уделяется осмыслению понятия «акция» в рамках предложенного художественного текста (акция как тип перформативного искусства или провокативный жест), а также роли адресата в коммуникационном акте монодраматического субъекта и его ценностной картины мира, а именно каким образом его наличие или отсутствие может стать решающим фактором в разрешении кризисной ситуации. В статье рассматриваются этапы преодоления кризиса идентичности внутри монологической речи и благодаря ей, где «говорение» о собственной жизни актуализирует процесс авторефлексии и становится единственным инструментом для приобретения новой оптики для восприятия главным героем себя и мира. Одной из кризисных точек для новодраматического героя является взросление и отделение от образа родителя, в дискурс проникают такие понятия как «травма», «сепарация», «депрессия»: данная работа представляет собой попытку осмысления места этих вопросов в тематическом многообразии современной монодрамы и определения теоретических литературоведческих моделей, которые бы позволили говорить об этих явлениях не как о психологии, а как о стартовой ситуации драматического сюжета.

Биография автора

Анна-Мария Апостолова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

магистрант

Библиографические ссылки

Ageeva N. A. (2013) Poetika sovremennoj otechestvennoj monodramy [Poetics of modern Russian monodrama]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6 (16), 168–175 (In Russ.).

Ageeva N. A. (2016) Specifika diskursa monodramy [Specificity of monodrama discourse]. Sibirskij filologicheskij zhurnal, 1, 116–124 (In Russ.).

Bagdasaryan O. Yu. (2014) «Bor’ba drakona s tigrom»: roditeli i deti v p’esah sovremennyh dramaturgov [«Tiger vs Dragon»: parents and children in modern Russian drama»]. Filologicheskij klass, 3 (37), 93–98 (In Russ.).

Bakhtin M.M. (1975) Voprosy literatury i estetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 94–106 (In Russ.).

Bolotyan I. M., Lavlinsky S. P. (2010) Tipologiya konfliktov v proizvedeniyah «novoj dramy» [Typology of conflicts in the works of «new drama»]. Novejshaya russkaya drama i kul’turnyj kontekst, Kemerovo, 35–45 (In Russ.).

Bondareva E. E. (2006) Teoreticheskaya model’ sovremennoj monodramy: podvizhnye ramki zhanrologicheskogo kanona [Theoretical model of modern monodrama: the moving framework of the genre canon]. Russkaya i belorusskaya literatury na rubezhe XX–XXI vekov, In 2 parts, Part 1, 249–257 (In Russ.).

Bychkov V. (2010) Fenomenologiya iskusstva. Akcionizm [Phenomenology of art. Actionism]. Bychkov V. Esteticheskaya aura. Moscow, MBA, 577–681 (In Russ.).

Evreinov N. (1909) Vvedenie v monodramu [Introduction to monodrama]. St. Petersburg, 35 p. (In Russ.).

Khalizev V. Е. (1986) Drama kak rod literatury (poetika, genezis, funkcionirovanie) [Drama as a kind of literature (poetics, genesis, functioning)]. Moscow State University, 260 p. (In Russ.).

Kozhina M. A. (2022) Strategii kommunikacii avtora, teksta i chitatelya v sovremennoj dramaturgii [Communication strategies of the author, text and reader in modern dramaturgy]. Kommunikativnye issledovaniya, 2, 345–357 (In Russ.).

Lavlinsky S. P. (2010) «Vvedenie v monodramu» Nikolaya Evreinova v kontekste novejshej russkoj dramaturgii (K postanovke problemy) [“Introduction to Monodrama” by Nikolai Evreinov in the context of the latest Russian dramaturgy (To the statement of the problem)]. SHkola teoreticheskoj poetiki: sb. nauch. tr. k 70-letiyu Natana Davidovicha Tamarchenko. Moscow: Intrada, 224–233 (In Russ.).

Pavlov A. M. (2015) Krizis soznaniya i specifika dramaticheskoj katastrofy v monodrame [The crisis of consciousness and the specificity of dramatic catastrophe in monodrama]. SibSkript, 4-4 (64), 166–171 (In Russ.).

Pavlov A. M. (2018) Osobennosti sub”ektnoj struktury monodramy i poziciya chitatelya / zritelya [Features of the subject structure of monodrama and the position of the reader / viewer]. Novyj filologicheskij vestnik, 1 (44), 28–38 (In Russ.).

Pavlov A. M. (2012) Sobytie rasskazyvaniya v sovremennoj otechestvennoj monodrame (na materiale p’esy E. Isaevoj «Pro moyu mamu i pro menya») [The event of telling in modern Russian monodrama (on the material of E. Isaeva’s play “About my mom and about me”)]. SibSkript, 3, 197–202 (In Russ.).

Tamarchenko N. D. (2004) Prostranstvo-vremya dramaticheskogo sobytiya i poziciya zritelya [Space-time dramatic event and the position of the viewer]. Teoriya literatury: V 2 t., vol. 1. Moscow: Academia Publishing Center, 513 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

08-07-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.