Герой и город в пьесах эпохи «оттепели»
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-66-1-12-20Ключевые слова:
городское пространство, советский театр эпохи «оттепели», субъектность, Л. Г. Зорин, «Варшавская мелодия», Э. С. Радзинский, 104 страницы про любовь»Аннотация
В статье анализируется воздействие урбанистической среды на межличностные отношения персонажей в пьесах периода поздней «оттепели», исследуются процессы формирования субъектности личности. Материалом для изучения послужили два знаковых текстах середины 1960-х гг. – «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина и «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского. Общим у этих пьес является антураж: сюжет представляет собой череду встреч пары влюбленных в различных публичных пространствах современного города. Однако взаимоотношения героев с урбанистической средой противоположны в рассматриваемых мелодрамах. Геля и Виктор из «Варшавской мелодии» создают полилокальный городской текст: они «обживают» Москву, превращая ее в свой дом, который затем теряют. Персонажи противопоставлены друг другу по способу восприятия пространства (Виктор – фланер, человек толпы, Гелена космополитична и не привязана к какому-либо конкретному локусу), что в итоге обусловливает их расставание. В пьесе «104 страницы про любовь» сталкивается публичное и приватное, возникает эрозия личного пространства: Наташа и Электрон Евдокимов все время находятся в фокусе внимания других. Город своими звуками и шумами воспроизводит повседневность 1960-х и становится флагманом советской модерности. Герои, воплощающие новое «оттепельное» поколение, не выглядят элегантными моделями в столичных декорациях. Их преследуют тревоги и сожаления, они постоянно находятся в поисках цельности и чистоты. Противоречие между публичным и приватным разрешается в максимально откровенном диалоге Наташи и Электрона, который оказывается возможным только после смерти героини внутри сознания Евдокимова, дистанцировавшегося от жизни большого города.
Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ No 19-18-00414 (Советское сегодня: Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990–2010-е годы).
Библиографические ссылки
Balandina N. P. (2014) Gorod i dom v otechestvennom i frantsuzskom kino 1960-kh. [City and home in Russian and French cinema of 1960s]. Moscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia; Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 256 p. (In Russ.).
Ben’iamin V. (2015) Bodler. Moscow: Ad Marginem Press, 224 p. (In Russ.).
Vishnevskaya I. (1965) Imenno pro lyubov’ («104 stranitsy pro lyubov’» v Moskovskom teatre im. Leninskogo komsomola i Leningradskom Bol’shom dramaticheskom teatre im. M. Gor’kogo) [Precisely about love]. Teatr, 2, 8–14. (In Russ.).
Vorotnikova A. E. (2018) Lyubov’ v totalitarnom gosudarstve (sravnitel’nyy analiz romana С. Wolf «Raskolotoe nebo» i p’esy L. Zorina «Varshavskaya medodiya») [Love in the totalitarian state: comparative analysis of С. Wolf’s novel “Divided Heaven”]. Novye rossiyskie gumanitarnye issledovaniya, vol. 13, available at: www.nrgumis.ru/articles/2017. (In Russ.).
Lebina N. (2014) Muzhchina i zhenshchina: telo, moda, kul’tura. SSSR – ottepel’. [Man and woman: body, fashion, culture. USSR – The Thaw]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 208 p. (In Russ.).
Lebina N. B. (2015) Povsednevnost’ epokhi kosmosa i kukuruzy: Destruktsiia bol’shogo stilia: Leningrad, 1950–1960-e gody. [Everyday life in the era of space and corn: Destruction of the Grand style]. Saint-Petersburg: Kriga; Pobeda, 484 p. (In Russ.).
Radzinskii E. (2007) Moia teatral’naia zhizn’. [My theatrical life]. Moscow: AST: AST MOSKVA, 368 p. (In Russ.).
Rassadin St. (1967) Zov nesbyvsheysya lyubvi [The call of unfulfilled love]. Teatr, 11, 17–20. (In Russ.).
Reid S. (2018) Kak obzhivalis’ v pozdnesovetskoi modernosti [Making oneself at home in late Soviet modernity]. Posle Stalina:
pozdnesovetskaia sub’ektivnost’ (1953–1985): sb. statei. Saint-Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 352– 397. (In Russ.).
Svobodin A. (1967) Sentimental’nyy val’s vakhtangovtsev [The sentimental waltz of the Vakhtangovs]. Teatr, 6, 59–62. (In Russ.). Serto, de. M. (2008) Po gorodu peshkom [Walking in the City]. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2, vol. 7, 24–38. (In Russ.).
Huper S. (2018) «Novomu sovetskomu cheloveku» sluchaetsia oshibat’sia: vmesto geroicheskikh figur – obyknovennye grazhdane,
neuverenno ishchushchie schast’e [“New Soviet man” occurs to mistake: uncertain ordinary citizens in search of happiness instead of heroes]. Posle Stalina: pozdnesovetskaia sub’ektivnost’ (1953–1985): sb. statei. Saint-Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 39–74. (In Russ.).
Urban F. (2019) Bashnia i korobka: Kratkaia istoriia massovogo zhil’ia [Tower and slab: Histories of global mass housing]. Moscow: Strelka Press, 296 p. (In Russ.).
Field D. A. (2015) Everyday Life and the Problem of Conceptualizing Public and Private during the Khrushchev Era. Everyday Life in Russia Past and Present. Bloomington & Indianapolis: Indiana UP, 163–180.
Gerasimova K. (2002) Public Privacy in the Soviet Communal Apartment. Socialist Spaces. Sites of Everyday Life in the Eastern Block. Oxford, New York: Berg, 207–230.
Harris S. E. (2006) “I Know all the Secrets of My Neighbors”: The Quest for Privacy in the Era of the Separate Apartment. Borders of Socialism. Private Spheres of Soviet Russia. Ed. By L. H. Siegelbaum. Palgrave Macmillan, 171–189.
Popovich N. (2017) Obraz «gordoy polyachki» v p’ese Leonida Zorina «Varshavskaya melodiya» [The image of the “proud Polish woman” in Leonid Zorin’s play “Warsaw Melody”]. Kultury Wschodniosłowiańskie – Oblicza I Dialog, 7, 111–122. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.