Роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации школьников (на примере Алтайского края)
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-72-3-48-56Ключевые слова:
медиацентр, профессиональная ориентация, медиаобразование, медиавоспитание, медиаграмотностьАннотация
В статье рассматривается роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации школьников. В работе уделяется особое внимание феномену медиаобразования, важнейшему элементу образовательного процесса в современной школе. Медиабразование формирует грамотное медиаповедение школьника и является неотъемлемой частью медиавоспитания, которое является ответом на высокую информатизацию современного общества. В этой связи целесообразно рассматривать процесс интеграции медиацентров в систему профориентационной работы школ.
В работе предпринята попытка систематизированного анализа теоретических основ медиаобразования и медиаграмотности, выступающих в качестве фундаментальной базы для дальнейшего исследования. Положения, разработанные ведущими теоретиками медиаобразования, позволяют сформировать представление о сущности, задачах и перспективах развития медиаобразовательного процесса в целом и школьного, в частности. Представленный теоретический обзор призван обеспечить методологическую основу для проведения эмпирического исследования.
Данная статья содержит описание эмпирического исследования, рассматривается роль медиацентров в профориентационной работе школ, цель создания и основные задачи, выполнимые в процессе функционирования таких центров. Исследование разработано на основании использования комплексной методики сбора эмпирических данных посредством массового и экспертного опросов. Результаты исследования демонстрируют значительный потенциал медиацентров в формировании осознанного выбора профессии учащихся школ. Полученные данные могут служить основой для разработки методических рекомендаций по эффективному использованию медиацентров в профориентационной работе, а также к планомерному развитию медиакультуры и медиаграмотности цифрового поколения. Создание единой информационно-образовательной среды, объединяющей школьные медиацентры, образовательные организации и предприятия-партнеры позволит обеспечить доступ к актуальной информации о востребованных профессиях, возможностях обучения выбранной профессии и карьерного роста в будущем.
Библиографические ссылки
Arsentieva, G. L. (2021). Podcast as a form of radio journalism: a functional aspect. Kazan Science, 26–28.
Vesetiu, E. V., Vovk, E. V. (2022). Integration of media education in the conditions of a modern school. MediaVector. 4. 15–18.
Vovk, E. V., Vesetiu, Ye. V. (2023). Media center as a media educational technology for the formation of communicative competencies of a university student. MNCO, 1 (98). 224–226.
Hertz, O.V. (2018). Features of promoting the topic of media security in secondary schools. Media Environment. 1. 95–99.
Doroshchuk, E. S., Trifonova, P. V. (2020). The innovative potential of podcast as an integrated media technology. International Scientific Research Journal, 2(92). 35–39.
Kirillova, N. B. (2005). From media education to media culture. Media education. 5. 52–55.
Kozyreva, N. V. (2021). Integration of media resources for vocational guidance of students. Education. Career. Society. 2. 66–67.
Korochensky, A. (2004). Media criticism and media education. Higher education in Russia. 8. 40–45.
Korochensky, A. (2004). Media Criticism and Media Education // Higher Education in Russia. 2004. 8. 40–45.
Kuzmina, M.V. (2020). Media education as a resource for professional orientation of children and youth // Methodological recommendations. Kirov: IRO of the Kirov region. 60 p. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/05/metodicheskie-rekomendaczii-po-mediaobrazovaniyu.pdf
Marushchak, A.V. (2009). Technology of media education in school // Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application. 135–138.
Simakova, S. I., Topchiy, I.V. (2017). The role of mass media in educating a media-competent audience // Sign: a problematic field of media education. 4. 226–231.
Tlepbergen, A. B. (2022). The experience of using podcasting to popularize historical topics (using the example of creating a podcast about the Kazakh Khans). Bulletin of the L. N. Gumilyov Eurasian National University. Series: Historical Sciences. Philosophy. Religious studies, 3(140). 178–192.
Fedorov, A.V. (2009). Evolution of Russian scientific research in the field of media education. Media education. 2. 9–64.
Chelysheva, I. V. (2005). Media education in primary school. Media education. 2. 110–111.
Chelysheva, I. V. (2009). Methodology and technology of media education in school and university. Taganrog: Publishing Center of Taganrog State Pedagogical Institute. 320 p. URL: https://oaji.net/articles/2015/2113-1435059892.pdf
Yakushina, E. V., Bondarenko, E. A., Produvnova, E. V. (2024). Media education through media creation: real practices of media centers. Information. Communication, 1. 7–33.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Полина Ваккер

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.





