Актуализация традиционного народного костюма в русской культуре XVIII– начала XX вв.

Авторы

  • Евгения Шевченко Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-71-2-100-105

Ключевые слова:

костюм, народный костюм, русский народный костюм, русский костюм, история русского костюма

Аннотация

Феномен народного костюма, в том числе и русского, как правило, рассматривается в рамках этнографического подхода, то есть сквозь призму его бытования в условиях конкретной этнической группы и/или территории. В рамках данной статьи предлагается иной, культурно-исторический ракурс, позволяющий, во-первых, увидеть разницу между народным и национальным костюмом; во-вторых, проследить трансформацию структуры и функциональности народного костюма в чужеродной для него дворянской среде; в-третьих, сформировать представление о «русском костюме» как инструменте внутри- и внешнеполитической презентации властных элит России. При разнообразии форм актуализации русского народного костюма к новым социальным условиям (высшие дворянские круги, двор русских императоров), которые включали и копирование, и цитацию, и стилизацию, и палимпсест, все они вписывались в ряд неких общих трендов, среди которых: 1) социальная релокация и дифференциация (смена традиционной социальной среды бытования народного костюма); 2) идеологизация (решение с помощью «русского костюма» целого ряда государственных задач – от маркирования принадлежности к высшему сословию до подкрепления «монархического мифа»); 3) карнавализация (деформация аутентичности народного костюма, его исконной символики, структуры, функциональности; использование приемов стилизации и аллюзий при формировании образа «русского костюма»); 4) интернационализация (популяризация «русского костюма» за пределами России, главным образом, в Европе, как атрибута и главного маркера русской культуры).

Биография автора

Евгения Шевченко, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

соискатель кафедры философии и культурологии, министр культуры Оренбургской области

Библиографические ссылки

Bordjeriu, K. (2016). Plat’e imperatricy. Ekaterina II i evropejskij kostjum v Rossijskoj imperii [Empress’s dress. Catherine II and European Costume in the Russian Empire]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 344 p. (In Russ.).

Van’kovich, S. M. (2023). Stilevaja jevoljucija kostjuma v predmetno-prostranstvennoj srede Sankt-Peterburga XVIII – nachala XXI veka: kompleksnoe issledovanie [Stylistic evolution of costume in the subject-spatial environment of St. Petersburg in the 18th – early 21st centuries: a comprehensive study]. Abstract of Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 39 p. (In Russ.).

Vasil’ev, A. A. (2008). Krasota v izgnanii: Russkie doma mody: Parizh, London, N’ju-Jork [Beauty in Exile: Russian Fashion Houses: Paris, London, New York]. Moscow: Slovo, 480 p. (In Russ.).

Vyskochkov, L. V. (2010). «Byt’ damam v russkom plat’e»: paradnyj kostjum pridvornyh dam v pervoj polovine ХIХ v. [“To be ladies in Russian dress”: ceremonial costume of court ladies in the first half of the 19th century]. Trudy Istoricheskogo fakul’teta Sankt- Peterburgskogo universiteta, No. 2, 181–188. (In Russ.).

Gagen-Torn, N. I. (1960). Zhenskaja odezhda narodov Povolzh’ja: (Materialy k jetnogenezu) [Women’s clothing of the peoples of the Volga region: (Materials for ethnogenesis)]. Cheboksary: Chuvashgosizdat, 228 p. (In Russ.).

Zaharova, O. Ju. (2001). Svetskie ceremonialy v Rossii XVIII – nachala XX v. [Social ceremonies in Russia in the 18th – early 20th centuries]. Moscow: Centrpoligraf, 349 p. (In Russ.).

Los’, O. K., Kurochkina, E. N. (2021). Tradicionnyj russkij kostjum: ispol’zovanie v pridvornoj kul’ture XVIII–XIX vv. kak simvola nacional’noj prinadlezhnosti [Traditional Russian costume: use in the court culture of the 18th–19th centuries as a symbol of national identity]. Izvestija Laboratorii drevnih tehnologij, Vol. 17, No. 1, 138–152. (In Russ.).

Madlevskaja, E. L. (2020). Kosovorotka [Russian shirt]. Moscow: Boslen, 256 p. (In Russ.).

Mitina, E. I. (2023). «Russkij» kostjum kak marker detstva [“Russian” costume as a marker of childhood]. Detstvo vo dvorce: Sbornik statej po materialam XIII nauchno-prakticheskoj konferencii GMZ «Petergof». Saint Petersburg: GMZ «Petergof», 20–26. (In Russ.).

Mitina, E. I. (2021). Narodnyj kostjum kak simvol «russkosti» v dvorjanskoj kul’ture Rossii vtoroj poloviny XVIII - pervoj poloviny XIX v. [Folk costume as a symbol of “Russianness” in the noble culture of Russia in the second half of the 18th - first half of the 19th centuries]. Slavjanskij mir: obshhnost’ i mnogoobrazie, No. 1, 104–108. (In Russ.).

Punanova, N. S. (2020). Narodnye tendencii v russkoj mode nachala XX veka [Folk trends in Russian fashion of the early 20th century]. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie, No. 4 (35), 174–182. (In Russ.).

Uortman, R. S. (2013). Scenarii vlasti. Mify i ceremonii russkoj monarhii. [Scenarios of Power. Myths and Ceremonies of the Russian Monarchy]. Istoriya Rossii v sovremennoj zarubezhnoj nauke, No 1, 148–158. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

06-05-2025

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.