Социокультурный дизайн: к уточнению концепта

Авторы

  • Сергей Соковиков Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
  • Сергей Синецкий Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-71-2-70-78

Ключевые слова:

дизайн, социальное, культурное, понятие, концепт, контекстуальный подход, объекты промышленного наследия

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к определению социокультурных аспектов дизайнерской деятельности, в контексте которых особой темой выступает явление социокультурного дизайна. Он рассматривается в качестве специфичного направления как в сфере дизайна, так и в социокультурном пространстве в целом. Отмечается, что основанием, определяющим содержание социокультурного дизайна, выступает необходимость решения актуальных социокультурных проблем с помощью присущих дизайну проективных технологий. К их особенностям относится сложное сочетание социального и культурного аспектов, ценностных и смысловых характеристик, прагматических и эстетических свойств. Это определяет особые требования к специалисту такого профиля, включающие компетентную ориентацию в совокупности теоретического и методического содержания спектра дисциплин социогуманитарного профиля. Многоаспектность такого ви́ дения социокультурного дизайна затрудняет формирование четкого, концептуально оформленного представления о его сущности и направленности. Это, в свою очередь, осложняет не только возможности теоретического осмысления явления, но и перспективы более точного и целенаправленного использования позитивного потенциала социокультурного дизайна в реальных практиках. На основе понятийного и концептуального анализа проблемы, а также применения контекстуального подхода предлагается авторский концепт социокультурного дизайна. На примере дизайна объектов промышленного (индустриального) наследия произведена верификация сформированных теоретических положений.

Таким образом, целью представленной статьи выступает обоснование концепта социокультурного дизайна с учетом различных версий понимания этого феномена.

Биографии авторов

Сергей Соковиков, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и культурологии

Сергей Синецкий, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

доктор культурологии, профессор, ректор

Библиографические ссылки

Agrba, A. A. (2024). Legendirovanie kak instrument brendirovaniya territorij [Legending as a tool for branding territo- ries]. Servis plus, t. 18, 1, 97–115. (In Russ.).

Balyuta, P. A. (2016). Dizajn v kul`turnom prostranstve [Design in cultural space]: dis. ... kand. filos. nauk. 09.00.13. Omsk. 129 p.

Bel`ko, T. V., Litavrina, A. V. (2024). Dizajn gorodskoj sredy` kak neot``emlemaya chast` sociokul`turnogo prostranstva sovre- mennogo provincial`nogo goroda [Urban environment design as an integral part of the socio-cultural space of a modern provincial city]. Universitetskij kompleks kak centr obrazovaniya, nauki i kul`tury` : materialy` Vseros. nauch.-metod. konf. Orenburg, OGU. 4265–4269.

By`strova, T. Yu. (2015). Filosofiya dizajna [Design philosophy]. Ekaterinburg : Publishing house of UrSU. 128 p.

Vy`hovanecz, V. S. (2025). Konceptual`ny`j i ponyatijny`j analizy`: obshhij podhod [Conceptual and notional analysis: a general approach]. Ontologiya proektirovaniya, t.15, 1 (55), 34–44.

Gasanova, L. F. (2023). Social`ny`j dizajn: orientirovanny`j na cheloveka podxod k dizajnu gorodskoj sredy`[Social design: a human-centered approach to urban design]. Endless Light in Science, 4-4, 538–542.

Golubev, V. V. (2021). Krizisny`j dizajn: ot spekulyativnogo produkta k «postcheloveku» [Crisis design: from speculative product to “posthuman”]. Ucheny`e zapiski. E`lektronny`j nauchny`j zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta,, 3 (59). URL: https:// api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4094/

Gofman, A. B. (2015). Social`noe – sociokul`turnoe – kul`turnoe: istoriko-sociologicheskie zametki o sootnoshenii ponyatij «ob- shhestvo» i «kul`tura» [Social - sociocultural - cultural: historical and sociological notes on the relationship between the concepts of “society” and “culture”]. Tradiciya, solidarnost` i sociologicheskaya teoriya. Izbranny`e teksty`. Moskva :New Chronograph, 263–273.

Klimov V. P. (2013). Kul`turologicheskie modeli dizajna: integraciya, polie`mpirizm, polifoniya: monografiya [Cultural Models of Design: Integration, Polyempiricism, Polyphony: Monograph]. Ekaterinburg : Publishing house of RSPPU. 119 p.

Kosheleva, A. A. (2023). Sociokul`turnaya cennost` dizajn-proektirovaniya na osnove principov universal`nogo dizajna [Socio- cultural value of design projects based on the principles of universal design]. Izvestiya TulGU. Gumanitarny`e nauki, 2, 124–131.

Kulikov, M. A. (2008). Social`ny`j dizajn kak metod formirovaniya grazhdanskogo obshhestva v Rossii [Social design as a method of forming civil society in Russia]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena, 86, 84–93.

Pankratova, A. V. (2023). Dizajn kak fenomen kul`tury` [Design as a cultural phenomenon]. Kul`tura i iskusstvo, 11. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=33573.

Reut, D. V., Molchanov A. N. (2016). Dizajn – perekrestok ontologij [Design is a crossroad of ontologies]. Mezhdunarodny`j zhurnal issledovanij kul`tury`, 4 (25), 39–46.

Skobelina, N. A. (2024). Ontologiya institucional`nogo dizajna sovremenny`h obshhestvenny`h dvizhenij [Ontology of institu- tional design of contemporary social movements], Ontologiya proektirovaniya, t.14, 2 (52), 196–204.

Sokovikov, S. S. (2025). O tipax kontekstov v kul`turologicheskix issledovaniyax [On the types of contexts in cultural studies]. Kul`tura – iskusstvo – obrazovanie : materialy` 46-j nauch.-prakt. konf. Chelyabinsk : CGIC, 125–131.

Staruseva-Persheeva, A. D., Shevczova, O. V. (2020). Social`ny`j dizajn kak instrument praktiki «zhiznestroitel`stva» [Social design as a tool for the practice of “life-building”]. Artikul`t, 2 (38), 6–15.

Frolova, N. Yu. (2021). Psixologicheskie i transformacionny`e processy` sovremennogo dizajna: problema opredeleniya granicz fenomena [Psychological and transformational processes of modern design: the problem of defining the boundaries of the phenom- enon]. Ucheny`e zapiski. E`lektronny`j nauchny`j zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (59). URL: https://apimag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4101/.

Chepurova, O. B. (2014). Social`ny`j kontekst dizajna (na primere Yuzhno-Ural`skogo regiona) [Social context of design (using the example of the South Ural region)]. Vestnik OGU, 5 (166), 25–30.

Chepurova, O. B. (2011). Transgranichnost` v dizajne [Transborderism in design]. Vestnik OGU, 9 (128), 58–66.

Chizhikov, V. V. (2006). Dizajn i kul`tura: monografiya [Дизайн и культура: монография]. Moskva : MGUKI, 361p.

Загрузки

Опубликован

06-05-2025

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.