Специфика аффорданса созерцания восхода солнца для туристов на Аркаиме

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-71-2-43-51

Ключевые слова:

природный туризм, познавательный туризм, эзотерический туризм, восход солнца, Аркаим, аффордансы, пространство

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу созерцания восхода солнца как отдельной активности в рамках туризма на Аркаиме. Актуальность исследования связана с неоднородностью туризма на Аркаиме, который относится как к природному (экологическому) туризму, к познавательному, так и нередко становится местом назначения для поклонников эзотерического туризма. Наблюдение за восходом солнца в том числе может рассматриваться как активность, имеющая эзотерическую мотивацию из-за популярности праздника солнцестояния на Аркаиме. Целью исследования является выявление возможной связи между интересом к наблюдению за восходом солнца и эзотерическим фактором на примере отдельной категории посетителей. Материалом исследования стали результаты опроса посетителей Аркаима в 2023 году, выборку составили 218 респондентов, отметивших в качестве привлекательной активности «возможность встретить восход солнца в степи». При интерпретации результатов опроса использовались иссследования связи человека и природы, возможных психологических эффектов, обретаемых в контексте такого взаимодействия, теория аффордансов («возможностей») пространства (Г. Хефт). При анализе опроса было выявлено, что среди посетителей, отметивших в качестве привлекательной активности наблюдение за восходом солнца, отсутствует четкая связь с эзотерическими практиками при посещении Аркаима. В то же время у большинства посетителей выборки наблюдается потребность в духовной интерпретации пространства Аркаима.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с Челябинской областью) No 23-18-20098 «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)» (https://rscf.ru/ project/23-18-20098/)

Биография автора

Арина Медведева, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Bachelard, G. (1999). Dreams of Air. An Experiment in the Imagination of Movement, Moscow, 344 p. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2024). Development of the memorial landscape as a communicative practice (on the example of the historical and archaeological museum “Arkaim”), Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (51). 88–96. DOI: 10.47475/2070-0695-2024- 51-1-88-96 (In Russ.).

Lobankova, I. P. (2016). Ontology and Axiology of the Spiritual Space of Arkaim, Mirovozzrencheskie osnovaniya kul’tury sovremennoj Rossii. 148–156. (In Russ.).

Makurova, M. R., Plaksina, A. L., Shokhin, A. L. (2021). Formation of a Reserve Regime Around the Settlement of Arkaim and Measures of Environmental Education within the Framework of the Project “Arkaim Reserve Steppes” in 2020, Stepi Severnoj Evrazii: materialy IX mezhdunarodnogo simpoziuma, vol. 9. 535–540. (In Russ.).

Savelyeva, T. V. (2018). Mechanisms of mythologization of the history of the country of cities “Arkaim”, Antropologiya interdisciplinarnosti. 123–124. (In Russ.).

Tikhomirova, A. V. (2021). Ecological tourism in specially protected natural areas, Bulletin of the South Ural State University. Series: Law, 2, vol. 21. 109–114. (In Russ.).

Shnirelman, V. A. (2014). Arkaim and Stonehenge between the past and the future, Etnograficeskoe Obozrenie, 5. 19–40. (In Russ.).

Davis, J. L., Green, J. D., Reed, A. (2009). Interdependence with the environment: Commitment, interconnectedness, and environmental behaviour, Journal of Environmental Psychology, 29. 173–180. doi: 10.1016/j.jenvp.2008.11.001

Heft, H. (2010), Affordances and the perception of landscape, Innovative approaches to researching landscape and health. 9–32.

Hinds, J., Sparks, P. (2008). Engaging with the natural environment: The role of affective connection and identity, Journal of Environmental Psychology, 28 (2). 109–120. DOI: 10.1016/j.jenvp.2007.11.001

Howell, A. J., Dopko, R. L., Passmore, H.-A., Buro, K. (2011). Nature connectedness: Associations with well-being and mindfulness, Personality and Individual Differences, 51 (2). 166–171. DOI: 10.1016/j.paid.2011.03.037

Lumber, R. J. (2016). Contact, emotion, meaning, compassion, and beauty as pathways to nature connectedness, Derby, University of Derby, 276 p.

Mayer, F. S., Frantz, C. M. (2004). The connectedness to nature scale: A measure of individuals’ feeling in community with nature, Journal of Environmental Psychology, 24 (4). 503–515. DOI: 10.1016/j.jenvp.2004.10.001

Nisbet, E. K., Zelenski, J. M. (2011). Underestimating nearby nature: affective forecasting errors obscure the happy path to sustainability, Psychological science, 22 (9). 1101–1106. DOI: 10.1177/0956797611418527

Russell, R., Guerry, A. D., Balvanera, P., Gould, R. K., Basurto, X., Chan, K. M-A., Klain, S., Levine, J., Tam, J. (2013). Humans and nature: how knowing and experiencing nature affect well-being, Annual Review of Environment and Resources, 38 (6). 6.1-6.30. DOI: 10.1146/annurev-environ-012312-110838

Shiota, M. N., Keltner, D., Mossman, A. (2007). The nature of awe: Elicitors, appraisals, and effects on self-concept, Cognition and Emotion, 21 (5). 944–963. DOI: 10.1080/02699930600923668

Загрузки

Опубликован

06-05-2025

Как цитировать

Медведева, А. (2025) «Специфика аффорданса созерцания восхода солнца для туристов на Аркаиме», Челябинский гуманитарий, (2 (71), сс. 43–51. doi: 10.47475/1999-5407-2025-71-2-43-51.

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.