Туризм впечатлений: освоение аутентичных меморативных ландшафтов (на примере археологического памятника Аркаим)

Авторы

  • Людмила Зубанова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Дмитрий Столбов Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-71-2-13-18

Ключевые слова:

туризм впечатлений, событийный туризм, креативный туризм, аутентичный туризм, Аркаим, духовное путешествие

Аннотация

В статье анализируются актуальные формы туристической деятельности, обобщённые в концепте «туризм впечатлений». На материале исследований современных авторов, рассматривается специфика событийного, креативного, андеграундного туризма. Выдвигается гипотеза о существующем запросе на уникальные и эксклюзивные впечатления, которые могут быть реализованы при обращении к аутентичному туризму. Делается вывод о том, что посещение меморативных ландшафтов (на примере археологического памятника Аркаим) может воплощать тип экзистенциально-аутентичного туризма или духовного путешествия.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда No 23-18-20098 (региональный конкурс Челябинской области), проект: «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биографии авторов

Людмила Зубанова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор культурологии, профессор, профессор кафедры теории медиа

Дмитрий Столбов, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

соискатель кафедры философии и культурологии

Библиографические ссылки

Akhundova, A. G. (2023). Issledovanie tipov sobytiynogo turizma i ikh klassifikatsiya [Research on the types of event tourism and their classification]. Ekonomika. Professiya. Biznes [Economics. Profession. Business], 3, 5–11. DOI: 10.14258/epb202331. (In Russ).

Vandyyshev, M. N., Veselkova, N. V., & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorative landscape: concept and application experience]. Sotsiologiya vlasti [Sociology of Power], 34(1), 69–94. DOI: 10.22394/2074-0492-2022-1-69-94. (In Russ).

Gaponenko, A. I., & Vasilenko, A. V. (2020). Over- i under-tourism kak vzaimosvyazannye yavleniya sovremennogo globaliziruyushchegosya mira [Over- and under-tourism as interrelated phenomena of the modern globalizing world]. Problemy ekonomiki [Economic Problems], 1(43), 6–12. DOI: 10.32983/2222-0712-2020-1-6-12. (In Russ).

Klimova, T. B. (2022). K problematike chrezmernogo turizma: poisk putei resheniya [On the issue of over-tourism: search for solutions]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa [Scientific Result. Business and Service Technologies], 8(4), 15–26. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-2. (In Russ).

Koroleva, O. V. (2022). Upravlenie potrebitelem opytom v ustoichivom turizme [Managing consumer experience in sustainable tourism]. Professorskiy zhurnal. Seriya: Rekreatsiya i turizm [Professor’s Journal. Series: Recreation and Tourism], 3(15), 4–15. DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-4-15. (In Russ).

Lakomov, E. A. (2013). Klassifikatsiya vidov sobytiynogo turizma [Classification of types of event tourism]. Vestnik Universiteta [University Bulletin], 2, 64–69. (In Russ).

Loguntsova, I. V. (2022). Ponyatie kreativnogo turizma i ego razvitie v gorodakh i regionakh Rossii [The concept of creative tourism and its development in cities and regions of Russia]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [State Administration. Electronic Bulletin], 93, 197–206. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-93-197-206. (In Russ).

Naruta, Ya. S., & Garina, T. A. (2016). Sobytiynyy turizm: ponyatiya, vidy, klassifikatsiya [Event tourism: concepts, types, classification]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 11(6), 1158–1162. (In Russ).

Sarafanova, A. G., & Sarafanov, A. A. (2022). Teoriya i keisy kreativnogo turizma [Theory and cases of creative tourism]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa [Scientific Result. Business and Service Technologies], 8(3), 54–64. DOI: 10.18413/2408-9346- 2022-8-3-0-5. (In Russ).

Skaranik, S. S., & Verna, V. V. (2024). Sobytiynyy turizm: sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiya v Rossii [Event tourism: modern trends and development prospects in Russia]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and Eco-geodynamics of Regions], 20(2), 131–141. (In Russ).

Sushchinskaya, M. D. (2012). Razvitie modeli turizma vpechatleniy v kulturnom turizme [Development of an experience tourism model in cultural tourism]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Petersburg University of Economics and Finance], 2(74), 99–103. (In Russ).

Toffler, A. (2002). Shok budushchego [Future Shock] (Trans. from Eng.). Moscow: AST. 557 p. (In Russ).

Cherevichko, T. V., & Temyakova, T. V. (2022). Kreativnyy turizm i tsifrovizatsiya obshchestva [Creative tourism and digitalization of society]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law], 22(2), 145–151. DOI: 10.18500/1994-2540-2022-22-2-145-151. (In Russ).

Chernyaeva, T. I. (2013). Landshafty schastya: emotsionalnye osnovaniya sovremennogo potrebleniya [Landscapes of happiness: emotional foundations of modern consumption]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 13(3), 90–95. (In Russ).

Shulgina, O. V., & Shulgina, D. P. (2021). Rol muzeev-zapovednikov Rossii v razvitii sobytiynogo turizma [The role of Russian museum-reserves in the development of event tourism]. Vestnik Natsionalnoy akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 1(57), 15–17. DOI: 10.51677/2073-0624_2021_57_1_3. (In Russ).

Загрузки

Опубликован

06-05-2025

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.