Трансформация контркультуры в контркультурный стиль: к вопросу о рекуперации протестного потенциала
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-71-2-7-12Ключевые слова:
субкультура, контркультура, рекуперация, общество спектакля, культурный мейнстримАннотация
Статья посвящена анализу процессов трансформации контркультуры в условиях современного общества, где доминируют процессы коммодификации, рекуперации и глобализация. Соавторы рассматривают, как изначально протестные движения и символы интегрируются в массовую культуру, теряя свой революционный потенциал. В работе исследуются ключевые теоретические подходы к пониманию контркультуры, включая работы Д. Хебдиге, Н. Кляйн и Ги Дебора, которые демонстрируют, как субкультурные стили и символы становятся объектом коммерциализации. Авторы показывают, как контркультурные идеи и практики превращаются в часть маркетинговых стратегий, что ставит под вопрос возможность аутентичного культурного сопротивления. В статье вводится понятие «контркультурного стиля», который характеризуется фрагментацией протестного дискурса и легкостью коммерциализации. Авторы приходят к выводу, что современная контркультура больше не представляет собой единое движение, а становится частью массовой культуры, теряя свою изначальную радикальность. Однако они также подчеркивают, что контркультура продолжает влиять на культурный ландшафт, формируя новые формы идентичности и самовыражения. Статья предлагает оригинальный взгляд на судьбу контркультуры в эпоху глобального капитализма и информационных технологий, поднимая важные вопросы о будущем культурного сопротивления.
Благодарности: Проект Российского научного фонда и Челябинской области «Цифровая социализация детей и подростков XXI века: потенциал воздействия книжной и игровой индустрии» (24-28-20177).
Библиографические ссылки
Abramov, R. N. (2009). Kontrkultura na prodazhu. Bunt kanadskikh dotsentov: retsenziya na knigu Khiz Dzh., Potter E. Bunt na prodazhu. Kak kontrkultura sozdaet novuyu kulturu potrebleniya [Counterculture for Sale: The Revolt of Canadian Associate Professors: Review of the Book Nation of Rebels: Why Counterculture Became Consumer Culture by Heath J. and Potter A.]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], (2). (In Russ.).
Genze, V. M. (2022). Anglo-amerikanskie pretsedentnye fenomeny v russkom kontrkulturnom rok-diskurse [Anglo-American Precedent Phenomena in Russian Countercultural Rock Discourse]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki na Dalnem Vostoke [Social Sciences and Humanities in the Far East], 19(1), 48–53. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2022-19-1-48-53. (In Russ.).
Genze, V. M. (2021). Kontrkulturnyy diskurs v kontekste rok-muzyki (na materiale britanskoy rok-gruppy Muse) [Countercultural Discourse in the Context of Rock Music (Based on the British Rock Band Muse)]. Izvestiya Vostochnogo instituta [Bulletin of the Eastern Institute], 3(51), 122–131. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2021-3/122-131. (In Russ.).
Debord, G. (1999). Obshchestvo spektaklya [The Society of the Spectacle]. Translated from French by S. Ofertas and M. Yakubovich. Moscow. (In Russ.).
Zamotin, M. P. (2024). Sotsialnaya rol traditsii pesen-protestov populyarnoy muzyki serediny XX v. v SShA [The Social Role of the Protest Song Tradition in Mid-20th Century American Popular Music]. Diskurs [Discourse], 10(4), 53–63. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-53-63. (In Russ.).
Kazakova, G. M., Andreev, E. A., & Tuzovskiy, I. D. (2018). Gik-kultura kak novyy «lik» kultury [Geek Culture as a New “Face” of Culture]. In N. B. Kirillova (Ed.), Liki kultury v epokhu sotsialnykh peremen [Faces of Culture in an Era of Social Change] (pp. 222–228). Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (In Russ.).
Kibalnik, S. A. (2006). «Postmodernizm mertv, a ya eshche net»: (pop-art kak zavershayushchaya stadiya russkogo postmodernizma) [“Postmodernism Is Dead, but I’m Still Alive”: Pop Art as the Final Stage of Russian Postmodernism]. Postmodernizm: chto zhe dal’she? (Khudozhestvennaya literatura na rubezhe XX–XXI vv.) [Postmodernism: What Next? (Fiction at the Turn of the 20th–21st Centuries)], (2006). P. 266–282. (In Russ.).
Klein, N. (2005). No Logo. Moscow. (In Russ.).
Pelevin, V. O. (2011). Generation «P». Moscow : Eksmo. 320 p. (In Russ.).
Petrash, N. D., & Petrash, E. V. (2024). Filosofskie aspekty vliyaniya kontrkultury kak fenomena sotsiokulturnogo dominirivaniya
v sovremennykh mass-media [Philosophical Aspects of Counterculture’s Influence as a Phenomenon of Sociocultural Dominance in Modern Mass Media]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture], 6(122), 68–74. https://doi.org/10.24158/fik.2024.6.9. (In Russ.).
Ravochkin, N. N., & Bogankov, M. D. (2024). Aksiologemy repa v kontekste kultury sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Axiologemes of Rap in the Context of Modern Russian Society’s Culture]. Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Humanities and Social Sciences], 106(5), 39–43. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2024-106-5-39-43. (In Russ.).
Tuzovskiy, I. D. (2020). Supersubkultury v gorodskom prostranstve Tsifrovoy epokhi [Super-Subcultures in the Urban Space of the Digital Age]. In Nauchnye shkoly. Molodezh v nauke i kulture XXI veka [Scientific Schools: Youth in 21st Century Science and Culture] (pp. 26–30). Chelyabinsk: Chelyabinsk State Institute of Culture. (In Russ.).
Uvarov, A. V., & Nazarov, Yu. V. (2024). Khoroshiy, plokhoy, zloy: dizayn kak instrument kontrkultury [The Good, the Bad, and the Ugly: Design as a Tool of Counterculture]. Dizayn. Materialy. Tekhnologiya [Design. Materials. Technology], 2(74), 119– 125. https://doi.org/10.46418/1990-8997_2024_2(74)_119_125. (In Russ.).
Heath, J. (2007). Bunt na prodazhu. Kak kontrkultura sozdaet novuyu kulturu potrebleniya [Nation of Rebels: Why Counterculture Became Consumer Culture]. Moscow: Dobraya kniga. 456 p. (In Russ.).
Shafigullin, V. A. (2023). Subkultura i kontrkultura: sovremennye tendentsii [Subculture and Counterculture: Modern Trends]. Sotsialno-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], (4), 9–12. (In Russ.).
Hebdige D. (1979) Subculture: The Meaning of Style. London.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Иван Бай, Иван Тузовский

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.