Формула «вишнёвый сад» в стихотворении Романа Тягунова «Никто ни в чём не виноват...»: о культурных клише в художественных контекстах
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-84-89Ключевые слова:
русская поэзия, культурные клише, художественные контексты, Антон Чехов, Роман ТягуновАннотация
В статье рассматривается восходящая к последней пьесе Чехова заглавная формула «вишнёвый сад» в стихотворении Романа Тягунова «Никто ни в чём не виноват...». Как и многие формулы такого рода, формулы, взятые из названий классических литературных текстов, данная формула во многом утратила смысловую связь с текстом-источником – чеховской комедией – но стала в последующей культуре самостоятельным формульным текстом, культурным клише со своими смыслами, которые зачастую зависят от тех контекстов, куда классическая формула попадает. В стихотворении Тягунова формула «вишнёвый сад» связана с взаимодействием субъекта (который, учитывая то, что рассматриваемое стихотворение входит в цикл «Поэзия суицида. Прощальные стихи», может быть обозначен как субъект ролевой) и адресата. Грамматические формы экспликации их позволяют заключить, что субъект – мужчина, а адресат –женщина; и их взаимоотношения строятся на том, что подаренный адресатом вишнёвый сад субъект уничтожает; либо адресат дарит новый вишнёвый сад субъекту взамен вырубленного. Но в любом случае напрашивается вывод об особой роли вишнёвого сада в структурировании субъектно-адресных отношений; рассматриваемая формула выступает в стихотворении в роли мотива, формирующего лирический сюжет, который, как известно, строится на взаимодействии хронотопа и субъектной структуры. В культуре формула«вишнёвый сад» является номинацией места, связанного с навсегда ушедшим счастливым прошлым, то есть выступает мотивом строго хронотопическим. В стихотворении же Тягунова, реализуясь в отношениях субъекта и адресата, данное культурное клише формирует художественную трансляцию авторской эмоции, в основе которой прощание с жизнью по собственной воле.
Библиографические ссылки
Abramova, E. D. (2024). Figura studenta v tvorchestve A. P. Chekhova na primere Petra Trofimova v p’yese «Vishnovyy Sad» [The figure of a student in the works of A. P. Chekhov on the example of Pyotr Trofimov in the play “The Cherry Orchard”]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Vestnik nauki». No. 9 (78), Volume 4. 289–294. (In Russ.).
Chekhov’s Last Play (2015). Poslednyaya p’yesa Chekhova v iskusstve XX-XXI vekov: Kollektivnaya monografiya. [Chekhov’s Last Play in the Art of the 20th–21st Centuries: Collective Monograph / editorial board: V. V. Gulchenko (editor-in-chief) [and others].]. Moscow : State Central Theatre Museum named after A. A. Bakhrushin. 2015. “Bakhrushin Series”. 240 pp., ill. (In Russ.).
Chekhoviana (2005). Chekhoviana. «Zvuk lopnuvshey struny»: k 100-letiyu p’yesy «Vishnevyy sad» [Chekhoviana. “The Sound of a Broken String”: on the 100th Anniversary of the Play “The Cherry Orchard”]. Moscow : Nauka. 2005. 593, [1] p. (In Russ.).
Domansky, Yu. V. (2023). Vnutrenniye svyazi v tvorchestve Chekhova: ot tekstov k kontekstu («Nevesta» i «Vishnevyy sad») [Internal Connections in Chekhov’s Works: From Texts to Context (“The Bride” and “The Cherry Orchard”)]. Vestnik RGGU. Seriya «Literaturovedeniye. Yazykoznaniye. Kul’turologiya». No. 5. 63–74. (In Russ.).
Domansky, Yu. V. (2024). Otzvuk lopnuvshey struny iz chekhovskogo «Vishnovogo sada» v «Skazke o neschastnykh skazochnykh personazhakh» Vladimira Vysotskogo [The Echo of a Broken String from Chekhov’s “The Cherry Orchard” in Vladimir Vysotsky’s “The Tale of the Unfortunate Fairy-Tale Characters”]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. Issue. 2. 5–12. (In Russ.).
Gaponenko, K. R. (2023). Suffiksy sub”yektivnoy otsenki v p’yese A. P. Chekhova «Vishnovyy sad» [Suffixes of subjective assessment in A. P. Chekhov’s play “The Cherry Orchard”]. Yevraziyskiy nauchnyy zhurnal. No. 3. 26–28. (In Russ.).
Goncharova, N. N. (2021). Obraz prokhozhego v «Vishnovom sade» A. P Chekhova: literaturnyy, zhitiynyy i bibleyskiy aspekty [The Image of a Passer-by in A. P. Chekhov’s “The Cherry Orchard”: Literary, Hagiographic, and Biblical Aspects]. Vestnik YuUrGU. Seriya «Lingvistika». Vol. 18, No. 4. 11–17. (In Russ.).
Luchenetskaya-Burdina, I. Yu., Poltevskaya K. E. (2020). «Vishnovyy sad» A. P. Chekhova i «Iskupleniye» I. N. Potapenko: khudozhestvennyye vzaimosvyazi i syuzhetnyye sootvetstviya [“The Cherry Orchard” by A. P. Chekhov and “Atonement” by I. N. Potapenko: Artistic Interconnections and Plot Correspondences]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 26, No. 3. 153–158. (In Russ.).
Malkina, V. Y. (2008) Liricheskiy syuzhet [Lyrical plot]. Poetika: slov, aktual. terminov i ponyatiy. 114–115. (In Russ.).
Noskova A. Yu. (2017). Kharakter osvoyeniya gorodskogo prostranstva v sovremennoy poezii Yekaterinburga [The nature of the development of urban space in contemporary poetry of Yekaterinburg]. LITTERA TERRA. Materialy VI Mezhdunarodnoy konferentsii molodykh uchenykh. Vyp. 12. 198–204. (In Russ.).
Provatorova, O. N., Mavrodiy S. A. (2022). Spetsifika sozdaniya zhenskikh obrazov v p’yese A. P. Chekhova «Vishnovyy sad» [Specifics of Creating Female Images in A. P. Chekhov’s Play “The Cherry Orchard”]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. No. 2 (93). 490–492. (In Russ.).
Smolenskaya, A. I. (2020). Deystvennaya stsenografiya v postanovkakh p’yesy A. P. Chekhova «Vishnovyy sad» (vtoraya polovina KHKH – nachalo XXI v.) [Effective Scenography in Productions of A. P. Chekhov’s Play “The Cherry Orchard” (Second Half of the 20th – Early 21st Century)]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. No. 2 (113). 216–226. (In Russ.).
Sobennikov, A. S. (2022). Vremya kak «prisutstviye» v komedii A. P. Chekhova «Vishnovyy sad» [Time as a “Presence” in A. P. Chekhov’s Comedy “The Cherry Orchard”]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal. No. 4. 129–139. (In Russ.).
The Sound of a Broken String (2006). «Zvuk lopnuvshey struny»: Perechityvaya «Vishnevyy sad» A. P. Chekhova [“The Sound of a Broken String”: Rereading A. P. Chekhov’s “The Cherry Orchard”]. Simferopol : DOLYA. 2006. 135 p. (In Russ.).
Tseplakov, G. (2017). Obrashcheniye nazad: pogranichnaya situatsiya Romana Tyagunova [Turning Back: Roman Tyagunov’s Border Situation]. Azbuka imeni: Roman Tyagunov v vospominaniyakh, interv’yu, mneniyakh, kritike. S prilozheniyem neizvestnykh i raneye ne publikovavshikhsya tekstov. 173–199. (In Russ.).
Voronina, Yu. V. (2023). Vzaimodeystviye illyuzii i real’nosti v p’yese A. P. Chekhova «Vishnovyy sad» [Interaction of illusion and reality in A. P. Chekhov’s play “The Cherry Orchard”]. Vestnik MGPU. Seriya «Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoye obrazovaniye». No. 2 (50). 168–175. (In Russ.).
Zyryanov, O. V. (2006). Kategoriya avtorstva i zhanrovo-modal’nyye kharakteristiki khudozhestvennoy tselostnosti [The category of authorship and genre-modal characteristics of artistic integrity]. Literaturovedcheskiy sbornik. Vyp. 25. Problema avtora: ontologiya, tipologiya, dialog. 60–75. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Юрий Доманский

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.