Бестиарий в поэзии Генриха Сапгира
Ключевые слова:
бестиарий, поэзия, Генрих Сапгир, образ, экзотические звериАннотация
В статье обращается внимание на бестиарий как жанр средневековой литературы, представляющий собой собрание описаний животных, реальных или вымышленных, как правило, имеющих фольклорные или мифологические корни. Особый интерес представляет авторский бестиарий, не дающий параллелей с существующей мифологической системой. Один из примеров авторского бестиария дает поэзия Г.В. Сапгира, в которой бестиарные образы частотны и маркированы в заглавиях и при этом вполне независимы от фольклорных и мифологических семиотических кодов. В этом случае можно говорить об авторском бестиарии и на уровне именования, и на уровне описания. В цикле «Встреча» таких авторских бестиарных образов несколько, их называние вынесено в заглавия стихотворений. В стихотворении Сапгира «Журха» благодаря звуковой игре создается атмосфера «иного» мира, населенного бестиями (или иной взгляд на привычный мир). Мир журхи становится точкой отсчета нечеловеческого взгляда на мир. Такую декларацию взгляда со стороны можно сравнить «с точкой зренья ворон» или «с точки зренья комара» в поэзии Иосифа Бродского. Но Сапгир идет дальше, описывая экзотическую бестию, ее насекомоподобность и враждебность к человеку. Герой смотрит на себя взглядом предельно чуждого «чужого». При создании бестиарного образа поэт активно пользуется приемом «поэтики полуслова». При этом «полуслова» возможно рассматривать как своего рода окказиональные слова, которые используются для описания бестии. Здесь невозможно провести границу между оригинальным несуществующим миром и оригинальным взглядом субъекта на мир существующий. Однако игра слов не единственная причина, по которой авторский бестиарий Сапгира оригинален. Детская литература, к которой обращается Сапгир, предоставляла автору широкое поле для экспериментов, а также неограниченную возможность фантазировать. Строго говоря, на примере стихотворений Сапгира разделение «детских» и «взрослых» стихов невозможно, да и несущественно. Так, в цикле «Смеянцы» реализуется тот же самый принцип называния и описания несуществующих живых существ. В итоге проделанной работы становится очевидно, что бестиарные образы Генриха Сапгира не антропоморфны, лишены устойчивой отсылки к литературе и культуре и представляют собой авторский бестиарий, в целом характерный для поэзии конца ХХ века.
Библиографические ссылки
Bestiariy // Literaturnaya entsiklopediya terminov i poniatiy [Bestiary // Literary Encyclopedia of Terms and Concepts] / Pod. red. A. N. Nikoliukina (2001). Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN. Moskva : Intelvak. Stlb. 80–81. 1596 p. (In Russ.).
Bestiariy v slovesnosti i izobrazitel’nom iskusstve [Bestiary in Literature and Visual Arts]: Sb. statei [Collection of Articles] / Sost. A. L. L’vova (2012). Moskva : Intrada. 183 p. (In Russ.).
Bestiariy i stikhii [Bestiary and Elements]: Sbornik statey [Collection of Articles] (2013). Moskva : Intrada. 166 p. (In Russ.).
Dobrikova, K. A. (2005). Bestiariy v natsional’noy yazykovoy kartine mira: Diss. .. kand. filol. nauk [Bestiary in the National Linguistic Picture of the World: Diss. ...Cand. Philol. Sci]. Chelyabinsk. 215 p. (In Russ.).
Zubova, L. V. (2000). Sovremennaya russkaya poeziya v kontekste istorii yazyka [Modern Russian Poetry in the Context of Language History]. Moskva : NLO. 194 p. (In Russ.).
Davydov, D. (2012). Gomunukulusy i kadavry [Homunculi and Cadavers]. Rets. na knigu stikhov K. Korchagina [Review of K. Korchagin’s Poetry Book] // Novyi mir. No 4. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2012/4/gomunkulusy-i-kadavry.html (In Russ.).
Korolev, K. (2005). Entsiklopediya sverkh’yestestvennykh sushchestv [Encyclopedia of Supernatural Beings]. Moskva: EKSMO; Sankt-Peterburg: MIDGARD. 216 p. (In Russ.).
Korchagin, K. Kak chitat’ poetov Lianozovskoi gruppy [How to Read the Poets of the Lianozovo Group]. URL: https://arzamas. academy/mag/784-lianozovo (In Russ.).
Kuznetsova, O. A. (2022). Pokhishchenie chudovishch. Antichnost’ na Rusi [The Abduction of Monsters. Antiquity in Rus’]. Moskva : AST. 288 p. (In Russ.).
Makhov, A. E. (2012). Demonologicheskiy bestiariy i srednevekovoe uchenie o znachenii veshchey [Demonological Bestiary and Medieval Teaching about the Meaning of Things] // In Umbra. Demonologiya kak semioticheskaya sistema [In Umbra. Demonology as a Semiotic System]. Al’manakh. No. 1. Moskva : RGGU. Institut vysshikh gumanitarnykh issledovaniy. Tsentr tipologii i semiotiki fol’klora. pp. 290–314. (In Russ.).
Makhov, A. E. (2017). Bestiariy kak podsistema srednevekovoi semiotiki [Bestiary as a Subsystem of Medieval Semiotics] // Vestnik RGGU [Bulletin of the RSHU]. No 9. pp. 20–36. (In Russ.).
Orlitskii, Yu. B. (2003). Vvedenie v poetiku Sapgira: sistema protivopostavleniy i strategiya ikh preodoleniya [Introduction to the Poetics of Sapgir: The System of Oppositions and Strategies for Overcoming Them] // Velikiy Genrikh: Sapgir i o Sapgire [Great Heinrich: Sapgir and About Sapgir] / Sost. T. G. Mikhailovskaya. Moskva : RGGU. pp. 159–167. (In Russ.).
Orlitskii, Yu. B. (2014). «Bestiarii» i Bestiariy Aleksandra Kondratova [“Bestiaries” and the Bestiary of Alexander Kondratov] // Ritorika bestiarnosti [Rhetoric of Bestiality]. Moskva : Intrada. pp. 98–108. (In Russ.).
Pavlovets, M. G. (2018). “I vse, chto obrazuet pustotu...”: destruktsiya slovesnoy formy v poezii Genrikha Sapgira [“And Everything that Forms the Void...”: Destruction of Verbal Form in the Poetry of Heinrich Sapgir] // NLO. No 5. URL: https://www. nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/153/article/20153/ (In Russ.).
Sukhovei, D. A. (2008). Grafika sovremennoy russkoy poezii: Diss. .. kand. filol. nauk [Graphics of Modern Russian Poetry: Diss. ...Cand. Philol. Sci]. Sankt-Peterburg. 273 p. (In Russ.).
Sukhovei, D. (2009). Kniga Genrikha Sapgira «Deti v sadu» kak povorotnyi moment v istorii poetiki poluslova [Heinrich Sapgir’s Book “Children in the Garden” as a Turning Point in the History of Poetics of Half-Word] // Polilog. No 2. pp. 36–46. (In Russ.).
Chernykh, N. (2009). Ob odnom stikhotvorenii Sapgira: miguny i chikhuny [About One Poem by Sapgir: Miguny and Chikhuny] // Polilog. No 2. pp. 173–175. (In Russ.).
Yuan’, M. (2023). Bestiariy kak kul’turnyi kod v russkoy i kitaiskoy kul’ture: Diss. .. kand. filol. nauk [Bestiary as a Cultural Code in Russian and Chinese Culture: Diss. ...Cand. Philol. Sci]. Ekaterinburg. 170 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Светлана Артёмова, Самая Аллахвердиева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.