Русская классическая литература в лирической интерпретации Сергея Стратановского: стихотворения с внеличным ролевым субъектом
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-61-68Ключевые слова:
современная русская поэзия, русская классическая литература, внеличный ролевой субъект, Сергей СтратановскийАннотация
В лирике Сергея Стратановского довольно частотны обращения к произведениям русской классической литературы, к персонам писателей-классиков; прежде всего, это Пушкин, Гоголь, Достоевский. «Литературные» стихотворения Стратановского весьма изящно организованы в субъектном плане: иногда писатели-классики и герои их произведений представлены с точки зрения словно наблюдающего за ними субъекта, но есть и такие тексты, где эксплицированный субъект является ролевым: например, булгаковский Шариков или Шатов из «Бесов» Достоевского. Есть и стихотворения с внеличным субъектом, который с полным правом может именоваться лирическим героем («Фантазии на темы Гоголя», отчасти «Болдинские размышления»). В статье же рассматриваются те связанные с русской классической литературой стихотворения Стратановского, которые построены в виде ролевой лирики, но при этом субъект в них является внеличным, то есть прямо не эксплицирован первым лицом – ни местоимением, ни глаголом: это стихотворения «Обломов», «Князь Мышкин», «Гоголь пишет второй том “Мёртвых душ”». В каждом из них представлена точка зрения персонажа, вынесенного в заглавие, однако формально сделано это не от лица персонажа. Наблюдения показывают, что в трёх рассмотренных стихотворениях автор собственную рефлексию вкладывает в рефлексию героя классического текста или писателя, классический текст создавшего. В итоге получается, что внеличный ролевой субъект, в отличие от просто внеличного субъекта и от грамматически эксплицированного ролевого субъекта, оказывается внутри изображаемого мира, а не за его пределами, и сближается с автором, становясь фактически лирическим героем. То есть такой нетривиальный способ субъектной организации позволяет поэту осмыслить себя через другого.
Библиографические ссылки
Broytman, S. N. (2008). Liricheskiy sub”yekt [Lyrical subject]. Poetika: slov, aktual. terminov i ponyatiy. 112–114. (In Russ.).
Chevtayev, A. A. (2006). Povestvovatel’nost’ v lirike i kontseptsiya B. O. Kormana [Narrative in lyrics and the concept of B. O. Korman]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. Sankt-Peterburg. 103–114. (In Russ.).
Chevtayev, A. A. (2024). Liricheskoye «my» v knige stikhov A. Ladinskogo «Chernoye i goluboye»: semantika i aksiologiya [The Lyrical “We” in A. Ladinsky’s Book of Poems “Black and Blue”: Semantics and Axiology]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 90–105. (In Russ.).
Gubaylovskiy, V. (2001). Voskreseniye Sharikova [Sharikov’s Resurrection]. Novyy mir, No 7. (In Russ.).
Kargashin, I. A. (2024). Tipologiya sub”yektov B. O. Kormana: utochneniya i dopolneniya [Typology of subjects by B. O. Korman: clarifications and additions]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 20–29. (In Russ.).
Karpov, D. L. (2024). «Ty»-forma v russkoy rok-lirike [“You” Form in Russian Rock Lyrics]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 106–118. (In Russ.).
Korchagin, K. M. (2024). Podozritel’nyy sub”yekt i tipologiya sub”yekta v russkoy poezii XX–XXI veka [Suspicious subject and typology of subject in Russian poetry of the 20th–21st centuries]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 47–59. (In Russ.).
Korman, B. O. (1978). Lirika Nekrasova [Nekrasov’s Lyrics]. Izhevsk : «Udmurtiya». 1978. 300 p. (In Russ.).
Malkina, V. Y. (2008). Liricheskiy syuzhet [Lyrical plot]. Poetika: slov, aktual. terminov i ponyatiy. 114–115. (In Russ.).
Malkina, V. Y. (2023). Tipologiya liricheskikh sub”yektov [Typology of lyrical subjects]. Novyy filologicheskiy vestnik, No 4 (67), 20–31. (In Russ.).
Malkina, V. Y. (2024). Sub”yektnaya struktura liriki [Subjective structure of lyrics]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 7–12. (In Russ.).
Masalov, A. E. (2024). Spetsifika sub”yekta v analiticheskoy lirike kontsa KHKH–nachala XXI vekov: ot yazykovogo pis’ma do deformatsii analiticheskoy intentsii [Specificity of the Subject in Analytical Lyrics of the Late 20th – Early 21st Centuries: From Linguistic Writing to Deformation of Analytical Intention]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 76–89. (In Russ.).
Pronin, M. V. (2024). O nekotorykh osobennostyakh poeticheskogo yazyka Sergeya Stratanovskogo [On some features of the poetic language of Sergei Stratanovsky]. Vestnik RGGU. Seriya «Literaturovedeniye. YAzykoznaniye. Kul’turologiya», No 11, 99–107. (In Russ.).
Tyupa, V. I. (2024). Monosub”yektnost’ li richeskogo mira [Monosubjectivity of the lyrical world]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 13–18. (In Russ.).
Zvereva, T. V. (2020). Ob odnom sluchaye retseptsii boldinskogo mifa: Sergey Stratanovskiy [On one case of reception of the Boldino myth: Sergei Stratanovsky] Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya, T. 30, Vyp. 6, 1085–1091. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Юрий Доманский

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.