Русская классическая литература в лирической интерпретации Сергея Стратановского: стихотворения с внеличным ролевым субъектом

Авторы

  • Юрий Доманский Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-7630-2270

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-61-68

Ключевые слова:

современная русская поэзия, русская классическая литература, внеличный ролевой субъект, Сергей Стратановский

Аннотация

В лирике Сергея Стратановского довольно частотны обращения к произведениям русской классической литературы, к персонам писателей-классиков; прежде всего, это Пушкин, Гоголь, Достоевский. «Литературные» стихотворения Стратановского весьма изящно организованы в субъектном плане: иногда писатели-классики и герои их произведений представлены с точки зрения словно наблюдающего за ними субъекта, но есть и такие тексты, где эксплицированный субъект является ролевым: например, булгаковский Шариков или Шатов из «Бесов» Достоевского. Есть и стихотворения с внеличным субъектом, который с полным правом может именоваться лирическим героем («Фантазии на темы Гоголя», отчасти «Болдинские размышления»). В статье же рассматриваются те связанные с русской классической литературой стихотворения Стратановского, которые построены в виде ролевой лирики, но при этом субъект в них является внеличным, то есть прямо не эксплицирован первым лицом – ни местоимением, ни глаголом: это стихотворения «Обломов», «Князь Мышкин», «Гоголь пишет второй том “Мёртвых душ”». В каждом из них представлена точка зрения персонажа, вынесенного в заглавие, однако формально сделано это не от лица персонажа. Наблюдения показывают, что в трёх рассмотренных стихотворениях автор собственную рефлексию вкладывает в рефлексию героя классического текста или писателя, классический текст создавшего. В итоге получается, что внеличный ролевой субъект, в отличие от просто внеличного субъекта и от грамматически эксплицированного ролевого субъекта, оказывается внутри изображаемого мира, а не за его пределами, и сближается с автором, становясь фактически лирическим героем. То есть такой нетривиальный способ субъектной организации позволяет поэту осмыслить себя через другого.

Биография автора

Юрий Доманский, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

доктор филологических наук, профессор

Библиографические ссылки

Broytman, S. N. (2008). Liricheskiy sub”yekt [Lyrical subject]. Poetika: slov, aktual. terminov i ponyatiy. 112–114. (In Russ.).

Chevtayev, A. A. (2006). Povestvovatel’nost’ v lirike i kontseptsiya B. O. Kormana [Narrative in lyrics and the concept of B. O. Korman]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. Sankt-Peterburg. 103–114. (In Russ.).

Chevtayev, A. A. (2024). Liricheskoye «my» v knige stikhov A. Ladinskogo «Chernoye i goluboye»: semantika i aksiologiya [The Lyrical “We” in A. Ladinsky’s Book of Poems “Black and Blue”: Semantics and Axiology]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 90–105. (In Russ.).

Gubaylovskiy, V. (2001). Voskreseniye Sharikova [Sharikov’s Resurrection]. Novyy mir, No 7. (In Russ.).

Kargashin, I. A. (2024). Tipologiya sub”yektov B. O. Kormana: utochneniya i dopolneniya [Typology of subjects by B. O. Korman: clarifications and additions]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 20–29. (In Russ.).

Karpov, D. L. (2024). «Ty»-forma v russkoy rok-lirike [“You” Form in Russian Rock Lyrics]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 106–118. (In Russ.).

Korchagin, K. M. (2024). Podozritel’nyy sub”yekt i tipologiya sub”yekta v russkoy poezii XX–XXI veka [Suspicious subject and typology of subject in Russian poetry of the 20th–21st centuries]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 47–59. (In Russ.).

Korman, B. O. (1978). Lirika Nekrasova [Nekrasov’s Lyrics]. Izhevsk : «Udmurtiya». 1978. 300 p. (In Russ.).

Malkina, V. Y. (2008). Liricheskiy syuzhet [Lyrical plot]. Poetika: slov, aktual. terminov i ponyatiy. 114–115. (In Russ.).

Malkina, V. Y. (2023). Tipologiya liricheskikh sub”yektov [Typology of lyrical subjects]. Novyy filologicheskiy vestnik, No 4 (67), 20–31. (In Russ.).

Malkina, V. Y. (2024). Sub”yektnaya struktura liriki [Subjective structure of lyrics]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 7–12. (In Russ.).

Masalov, A. E. (2024). Spetsifika sub”yekta v analiticheskoy lirike kontsa KHKH–nachala XXI vekov: ot yazykovogo pis’ma do deformatsii analiticheskoy intentsii [Specificity of the Subject in Analytical Lyrics of the Late 20th – Early 21st Centuries: From Linguistic Writing to Deformation of Analytical Intention]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 76–89. (In Russ.).

Pronin, M. V. (2024). O nekotorykh osobennostyakh poeticheskogo yazyka Sergeya Stratanovskogo [On some features of the poetic language of Sergei Stratanovsky]. Vestnik RGGU. Seriya «Literaturovedeniye. YAzykoznaniye. Kul’turologiya», No 11, 99–107. (In Russ.).

Tyupa, V. I. (2024). Monosub”yektnost’ li richeskogo mira [Monosubjectivity of the lyrical world]. Sub”yektnaya struktura liriki: kollektivnaya monografiya, 13–18. (In Russ.).

Zvereva, T. V. (2020). Ob odnom sluchaye retseptsii boldinskogo mifa: Sergey Stratanovskiy [On one case of reception of the Boldino myth: Sergei Stratanovsky] Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya, T. 30, Vyp. 6, 1085–1091. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

23-03-2025

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.