Рефлексия собственного поэтического слова в лирике Александра Башлачева
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-31-36Ключевые слова:
саморефлексия, Александр Башлачев, русский рок, рок-поэзияАннотация
В статье рассматриваются проявления саморефлексии в творчестве Александра Башлачева через оценку его лирическими субъектами собственных слов. В качестве материала исследования были использованы стихотворные и песенные тексты, созданные с 1981 по 1987 годы: стихотворения «Светилась лампочка. И капала вода...» / «Поэтам», «И труд нелеп...», а также песни «Похороны шута» и «Тесто». В процессе исследования применялись мотивный и сравнительно-сопоставительный методы анализа. Автор статьи приходит к выводу о том, что в различные периоды отношение поэта к словам (их силе или слабости) было неодинаковым. В начале своего творческого пути Башлачев констатировал бесполезность слов поэта, их ненужность окружающим людям. Позже поэт признал их оживляющую и преображающую мир силу, доступную, однако, не каждому человеку. В песне «Похороны шута» только заглавный персонаж оказывается способен задержаться в мире живых через смех и «хрустящее соленое словцо», а также именно с их помощью физически и морально излечить собравшихся на похоронах. В песне «Тесто» высказано своеобразное поучение себе и реципиенту относительно того, как с помощью слова подарить любовь каждому в мире. Башлачев признает существование Слова с большой буквы, слова Бога, которое человек может «словить», принять, и через него сделать мир теплым для всех. В последнем же своем тексте, «И труд нелеп...», рок-поэт признал поражение в стремлении усвоить слово, превратить его в полном смысле в проводник собственных идей и орудие преобразования мира.
Библиографические ссылки
Domanskiy, Y. V. (2003). Kul’turnaya reputatsiya Aleksandra Bashlacheva (Cultural reputation of Alexander Bashlachev). Chelyabinskij Gumanitarij. 2 (63), 24–30. (In Russ.).
Domanskiy, Y. V. (2024). «Rozhdestvenskaya» Aleksandra Bashlacheva i «Vot uzhe i Novyy god» Konstantina Arbenina: k voprosu o kontekstual’nom smysloobrazovanii (“Rozhdestvenskaya” by Alexander Bashlachev and “It’s already the New Year” by Konstantin Arbenin: towards contextual meaning formation). Russkaya slovesnost’. 5. 80–86. (In Russ.).
Gavrikov, V. (2007) Mifopoetika v tvorchestve Aleksandra Bashlachyova (Mythopoetics in the works of Alexander Bashlachev). Bryansk : Ladomir. 292 p. (In Russ.).
Gavrikov, V. A. (2019). Ranniy Bashlachev – pozdniy Bashlachev: zaimstvovanie motivno-syuzhetnykh matrits i avtotsitatsiya (Early Bashlachev – late Bashlachev: borrowing of motive-plot matrices and autocitation). Russkaya rok-poehziya: tekst i kontekst. Yekaterinburg, Tver : Publishing House of USPU. 19. 148–155. (In Russ.).
Logachyova, T. E. (1998). Rok-poeziya A. Bashlacheva i Yu. Shevchuka novaya glava Peterburgskogo teksta russkoj literatury (The Rock poetry of A. Bashlachev and Yu. Shevchuk a new chapter of the St. Petersburg text of Russian literature). Russkaya rok- poehziya: tekst i kontekst. Tver : TvSU. 1. 56–69. (In Russ.).
Nugmanova, G. Sh. (2004) Obraz slova v pesne A. Bashlachova «Testo» (The image of the word in A. Bashlachov’s song “Pastry”). Bibliya i natsional’naya kul’tura. Perm’. 283–286. (In Russ.).
Orekhov, B. V. (2021). Sillabo-tonicheskiy stikh A. Bashlacheva (Syllabic-tonic verse by A. Bashlachev). Russkaya rok-poehziya: tekst i kontekst. Yekaterinburg, Tver : Publishing House of USPU. 21. 128–136. (In Russ.).
Pashkov, A. (2010). Poet bez granits: tvorchestvo Aleksandra Bashlacheva i rok-traditsiya (Poet without Borders: the work of Alexander Bashlachev and the rock tradition). Aleksandr Bashlachev: issledovaniya tvorchestva (Alexander Bashlachev: studies of creativity). Moscow : Russkaya shkola. 125–140. (In Russ.).
Qualin, A. (2007). The messianic skomorokh: from cathartic laughter to the transcendent word in the works of Alexander Bashlachev. Russkaya rok-poehziya: tekst i kontekst. Yekaterinburg, Tver : Publishing House of USPU. 9. 139–147. (In Engl.).
Sviridov, S. V. (1999). Imya Imen. Kontseptsiya slova v poezii A. Bashlacheva (Name of Names. The Concept of the Word in the Poetry of A. Bashlachev). Russkaya rok-poehziya: tekst i kontekst. Tver : Publishing House of USPU. 2. 60–67. (In Russ.).
Sviridov, S. V. (2000). Magiya yazyka. Poeziya A. Bashlacheva. 1986 g. (The Magic of Language. Poetry by A. Bashlachev. 1986.). Russkaya rok-poehziya: tekst i kontekst. Tver : Publishing House of USPU. 4. 57–69. (In Russ.).
Tyupa, V. I., Bak, D. P. (1988). Evolyutsiya khudozhestvennoy refleksii kak problema istoricheskoy poetiki (The Evolution of Artistic Reflection as a problem of historical Poetics). Literaturnoe proizvedenie i literaturnyy protsess v aspekte istoricheskoy poetiki: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Kemerovo : KemSU. 4–31. (In Russ.).
Voronina, T. N., Krylova, A. B. (2017). «Nash nekazistyy ray»: regional’naya sostavlyayushchaya tekstov A. Bashlacheva (“Our Unsightly Paradise”: the regional component of A. Bashlachev’s texts). Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 3 (78). 61–69. (In Russ.).
Yarko, A. N. (2008). Variativnost’ rok-poezii (na materiale tvorchestva Aleksandra Bashlachyova): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk: po special’nosti 10.01.08 – Teoriya literatury. Tekstologiya (Variability of rock poetry (based on the material of Alexander Bashlachev’s creativity): dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences: specialty 10.01.08 – Theory of literature. Textology). Tver State University. Tver. 212 p. (In Russ.).
Yarko, A. N. (2013). Intertekst v sovremennoj kul’ture: Aleksandr Bashlachyov i Aleksej Ivanov (Intertext in Modern Culture: Alexander Bashlachev and Alexey Ivanov). Russkaya rok-poehziya: tekst i kontekst. Yekaterinburg, Tver : Publishing House of USPU. 14. 245–251 (In Russ.).
Yarko, A. N. (2017). Stat’i o tvorchestve Aleksandra Bashlachyova (Articles about the work of Alexander Bashlachev). Moscow : Bull Terrier Records. 160 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Зинаида Станкович

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.