Визуальная образность и лирический сюжет в стихотворении Ю. Левитанского «Рисунок»
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-23-30Ключевые слова:
Левитанский, лирический сюжет, визуальное в лирике, лирический субъект, визуальная образность, поэтика цветаАннотация
В статье рассматривается визуальная образность и лирический сюжет в стихотворении Юрия Левитанского «Рисунок», входящего в его цикл «Катерина, или Прогулка с Фаустом» (1981); подробно анализируется, как при помощи вербальных средств строится визуальный образ художественного мира. Причем этот изображенный мир удваивается, так как есть реальность самого стихотворения и реальность рисунка, создаваемого в этом стихотворении. Для анализа сюжета мы рассматриваем субъектную и пространственно-временную структуры стихотворения, а также ситуацию, событие и систему мотивов. Лирический сюжет строится сначала как рисование, а затем как рефлексия над собственным рисунком и его понимание лирическим субъектом. Отсюда необходимость рассмотрения лирического сюжета во взаимосвязи с визуальной образностью в данном стихотворении. Большая значимость визуальной образности обусловлена заглавием стихотворения, отсылающим читателя к необходимости визуального восприятия. Визуальные образы связаны как с процессом рисования (цвет, очертания, отражение и т. п.), так и разглядывания рисунка. Образ этот – рисунок, но рисунок создается и описывается при помощи слов, таким образом, соединяя поэзию и живопись. Кроме того, получается как бы двойная перекодировка: сначала при помощи вербальных средств создается визуальный образ рисунка, а затем этот визуальный образ интерпретируется (опять-таки, вербальными средствами). От читателя при этом требуется задействовать свое воображение, чтобы «увидеть» созданный лирическим субъектом рисунок и осознать его понимание субъектом. То есть, следуя за авторской стратегией видения, читатель, опираясь на вербальную составляющую, должен задействовать свое визуальное воображение.
Библиографические ссылки
Abramov, P. V. (2019). «Pis’ma k Katerine ili Progulka s Faustom» Yuriya Levitanskogo kak metatekst i opyt dialoga s Gete [“Letters to Katerina or Walking with Faust” by Yuri Levitansky as a metatext and the experience of dialogue with Goethe]. Novye rossiyskie gumanitarnye issledovaniya [New Russian Humanities Studies]. No 14. p. 32. (In Russ.).
Aksenova, A. A. (2023). Aksiologicheskie i retseptivnye aspekty vizual’nogo v literature: dis. na soisk. uch. st. kand. filol. n.: 5.9.3 [Aksiological and receptive aspects of the visual in literature: dissertation ... cand. philol. sci.]. Kemerovo. 214 p.
Azarova, N. M., Korchagin K. M., Kuz’min D. V. (2023). Poeziya: uchebnik [Poetry: textbook]. 2-e izd. Moscow : OGI. 886 p. (In Russ.).
Bakhtin, M. M. (1975). Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow : Khudozhestvennaya literatura. 502 p. (In Russ.).
Broytman, S. N. (2001). Istoricheskaya poetika: uchebnoe posobie [Historical Poetics: textbook]. Moscow: RGGU. 320 p. (In Russ.).
Broytman, S. N. (1997). Russkaya lirika XIX – nachala XX veka v svete istoricheskoy poetiki: sub”ektno-obraznaya struktura [Russian lyrics of the XIX – early XX century in the light of historical poetics: subject-image structure]. Moscow : RGGU. 306 s. (In Russ.).
Fomenko, I. V. (1990). Poetika liricheskogo tsikla: avtoref. dis. ... d-ra filol. n.: 10.01.08 [Poetics of the lyrical cycle: Abstract of dissertation. ... cand. philol. sci.]. Moscow. 31 p. (In Russ.).
Kazmirchuk, O. Yu. (2022). Tvorchestvo Yu. D. Levitanskogo i poetika B. L. Pasternaka: voprosy vliyaniya (na materiale knigi stikhov «Den’ takoy-to») [Y. Levitansky’s creativity and poetics of B. L. Pasternak: issues of influence (on the material of the book of poems ‘Day so-and-so’)]. Vestnik MGPU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie [MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education]. No 1 (45). pp. 26–37. (In Russ.).
Kazmirchuk, O. Yu. (2024). Metapoeticheskaya problematika kak osnova khudozhestvennogo universuma stikhotvoreniya Yu. D. Levitanskogo «Ya byl priglashen v odin dom...» [Metapoetic problematics as the basis of the artistic universe of Levitansky’s poem ‘I was invited to one house...’]. Russkaya klassicheskaya i neklassicheskaya literatura: tekst, kontekst, retseptsiya: sbornik statey [Russian classical and non-classical literature: text, context, reception: a collection of papers]. Yaroslavl’. pp. 129–135. (In Russ.).
Kozubovskiy, V. M. (2008). Obshchaya psikhologiya: poznavatel’nye protsessy: uchebnoe posobie [General psychology: cognitive processes: textbook]. 3-e izd. Minsk : Amalfeya. 223 p. (In Russ.).
Krzhizhanovskiy, S. D. (1931). Poetika zaglaviy [The Poetics of Titles]. Moscow : Nikitinskie Subbotniki. 31 p. (In Russ.).
Lotman, Yu. M. (2024). Struktura khudozhestvennogo teksta [The Structure of the Artistic Text]. Moscow : Eksmo. 509 p. (In Russ.).
Naysser, U. (1981). Poznanie i real’nost’: smysl i printsipy kognitivnoy psikhologii [Cognition and reality: Principles and implications of cognitive psychology]. Moscow : Progress. 230 p.
Nikulin, D. V. (2010). Problemy tsiklizatsii v tvorchestve Yu. D. Levitanskogo: avtoreferat dis. na soisk. uch. st. kand. filol. n.: 10.01.01 [Problems of cyclisation in the work of Y. D. Levitansky: Abstract of dissertation. ... cand. philol. sci.]. Moscow. 30 p. (In Russ.).
Silant’ev, I. V. (2004). Poetika motiva [The Poetics of Motif]. Moscow : Yazyki slavyanskoy kul’tury. 294 p. (In Russ.).
Tamarchenko, N. D. (2004). Teoriya literatury: uchebnoe posobie. T. 1. Teoriya khudozhestvennogo diskursa; Teoreticheskaya poetika [Theory of literature: textbook. V. 1. Theory of artistic discourse; Theoretical poetics] / N. D. Tamarchenko, V. I. Tyupa, S. N. Broytman. Moscow : Akademiya. 512 p.
Zenkin, S. N. (2023). Imago in fabula: intradiegeticheskiy obraz v literature i kino [Imago in fabula: intradiegetic image in literature and cinema]. Moscow : NLO. 342 p. (Nauchnaya biblioteka). (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Виктория Малкина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.