Образный язык метареализма: плоские онтологии и феноменология объектов
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-6-15Ключевые слова:
метареализм, образный язык, метабола, плоские онтологии, феноменология объектов, объектно-ориентированная онтология, акторно-сетевая теорияАннотация
Классические онтологии, включаясь в метафизическую традицию, всегда предполагают иерархии (вещь – идея, верх – низ и т.п.). Плоские онтологии рассматривают все объекты (физические и виртуальные) как объекты одного онтологического порядка. К плоским онтологиям относят акторно-сетевую теорию, теорию ассамбляжей, объектно-ориентированную онтологию и т.д. В данной статье излагается гипотеза, что метареализм как одно из течений в русскоязычной поэзии 1980-х, изобретает язык, подобный новейшей философии этого онтологического направления (Б. Латур, Г. Харман, И. Богост, Л.Р. Брайант и др.). Представленная гипотеза подтверждается рядом пересечений между описанием метаболы (ключевого метареалистического тропа) в теоретических работах В.И. Тюпы и описанием отношений между объектами у Г. Хармана, а также прямым указанием И. Богоста на близость метафоризма как операции объектно- ориентированной онтологии и метареалистической поэзии. Верификацией указанных взаимосвязей становится анализ стихотворений метареалистов, в которых обнаруживается отсутствие вертикальных иерархичных отношений между объектами и между множественностью изображенных миров. Оптика метареалистических текстов характеризуется также особым отношением к восприятию, близкому и феноменологии М. Мерло-Понти, и чужой феноменологии И. Богоста. А многомерная субъективность метареалистической поэзии соотносится не только с объектно-ориентированной онтологией, но и с акторно-сетевой теорией Б. Латура, где артикулируется равенство человеческих и нечеловеческих акторов. Гибридные объекты в метареалистической поэзии создают множества переплетений и многообразие пространственно-временных масштабов, в каком-то смысле развивая идеи Ж. Делёза о виртуальном бытии объектов как составной части материального мира.
Библиографические ссылки
Badiou, A. (2003). Vek poetov [The Age of the Poets]. Novoe literaturnoe obozrenie. 5 (63). available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/5/vek-poetov.html (In Russ.).
Bogost, I. (2019). Chuzhaya fenomenologiya, ili Kakovo byt’ veshch’yu? [Alien Phenomenology, or What It’s Like to Be a Thing]. Perm : Hyle Press, 200 p. (In Russ.).
Bryant, L. R. (2019). Demokratiya ob”ektov [The Democracy of Objects]. Perm : Hyle Press, 320 p. (In Russ.).
Ginzburg, L. G. (1974). O lirike [About Lyric]. Leningrad: Sovetskiy pisatel’, 408 p. (In Russ.).
Deleuze, G. (2023). Kino [Cinema]. Moscow : Ad Marginem Press, Muzey sovremennogo iskusstva «Garazh», 560 p. (In Russ.).
Deleuze, G. (1998). Razlichie i povtorenie [Difference and Repetition]. St. Petersburg: TOO TK «Petropolis», 384 p. (In Russ.)
Dryomov, M. (2022). Proletaya nad gnezdom khimery [One Flew Over the Chimera’s Nest]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2 (174), 312–316. (In Russ.).
Zverev, N. (2021). Assamblyazhi i ob”ektno-orientirovannaya ontologiya v teorii iskusstva [Assemblages and object-oriented
ontology in art theory]. syg.ma. April 10. available at: https://syg.ma/@insolarance-cult/assambliazhi-i-obiektno-oriientirovannaia- ontologhiia-v-tieorii-iskusstva (In Russ.).
Korchagin, K. M. (2020). “Telesnost’ i est’ gorizont ozhidaniia...”: Arkadii Dragomoshchenko kak chitatel’ Morisa Merlo-Ponti [“Corporality is the horizon of expectations...”: Arkadii Dragomoshchenko as a Reader of Maurice Merleau-Ponty]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 22, 2 (198), 242–257. (In Russ.).
Korchagin, K. (2022). U istokov aktorno-setevoy poezii: «Den’gi» Alekseya Parshchikova [At the origins of actor-network poetry: “Money” by Alexei Parshchikov]. Figury intuitsii: poetika Alekseya Parshchikova [Figures of Intuition: The Poetics of Alexei Parshchikov]. Moscow : Editus, 159–165. (In Russ.).
Kulakov, V. (1999). Poeziya kak fakt. Stat’i o stikhakh [Poetry as Fact. Articles about Poems]. Moscow : Novoe literaturnoe obozrenie, 400 p. (In Russ.).
Latour, B. (2023) Kak luchshe registrirovat’ agentnost’ veshchey: semiotika i ontologiya [How Better to Register the Agency of Things: Semiotics and Ontology]. Sociology of Power, 35 (2), 156-196. (In Russ.).
Latour, B. (2006). Novogo Vremeni ne bylo. Esse po simmetrichnoy antropologii [We Have Never Been Modern. Essay on Symmetrical Anthropology]. St. Petersburg : Izdatel’stvo Evropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 240 p. (In Russ.).
Latour, B. (2015). Paster: Voyna i mir mikrobov, s prilozheniem «Nesvodimogo» [Microbes: War and Peace followed by Irreductions]. St. Petersburg : Izdatel’stvo Evropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 316 p. (In Russ.).
Latour, B. (2014). Peresborka sotsial’nogo: vvedenie v aktorno-setevuyu teoriyu [Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory]. Moscow : Izdatel’skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 384 p. (In Russ.).
Levkin, A. (2022). Intuitsii i resursy intuitsiy: «Kel’nskoe vremya» Alekseya Parshchikova [Intuitions and Resources of Intuitions: Alexei Parshchikov’s “Cologne Time”]. Figury intuitsii: poetika Alekseya Parshchikova [Figures of Intuition: The Poetics of Alexei Parshchikov]. Moscow : Editus, 17–26. (In Russ.).
Levkin, A. (2017). Pushka Parshchikova i obshchee pole [Parshchikov’s Cannon and the Common Field]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (146), 247–257. (In Russ.).
Lekhtsier, V. (2020). Poeziya kak fenomenologiya [Poetry as Phenomenology]. Vozdukh, 40, 311–326. (In Russ.).
Mayorova, K.S. (2017) Novye ontologii arkhitektury i arkhitektury novykh ontologiy [New Ontologies of Architecture and Architectures of New Ontologies]. Sociology of power, 29 (1), 19-40. (In Russ.).
Masalov, A. E. (2022a). «V izobreten’i slovesnogo khrupkogo mira»: metareal’nost’ v poemakh Arkadiya Dragomoshchenko «Uzhin s privetlivymi bogami» i «Nasturtsiya kak real’nost’» [“In the invention of verbal fragile world”: Metareality in Arkady Dragomoshchenko’s Poems “Dinner with Friendly Gods” and “Nasturtium as Reality”]. Real’nost’ i «drugaya real’nost’» v literature i kul’ture: vizual’nye aspekty [Reality and “Other Reality” In Literature and Culture: Visual Aspects]. Moscow : Editus, 126–131. (In Russ.).
Masalov, A. E. (2020). Obraznyy yazyk metarealizma v kontekste evolyutsii mekhanizma realizatsii metafory v russkoyazychnoy poezii XX veka [Image Language of the Metarealism in The Context of Evolution of the Mechanism of Implementation of the Metaphor in Russophone Poetry of The 20 Century]. Ural’skiy filologicheskiy vestnik. Seriya: Draft: molodaya nauka, 3, 96–109. (In Russ.).
Masalov, A. (2022b). Russkoyazychnaya neprozrachnaya poeziya: ot metarealizma do kontsa 2010-kh godov [Russian-Language Opaque Poetry: From Metarealism to the Late 2010s]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (176), 210–231. (In Russ.).
Merkulova, O.N. (2017). Poeticheskaya versiya vseedinstva v tvorchestve Ivana Zhdanova [A Poetic Version of Unity in the Works of Ivan Zhdanov]. Irkutsk : Izdatel’stvo IGU, 163 p. (In Russ.).
Rodionova, A. (2023). Soedinenie ustanovleno. Khitrospleteniya poezii, vlasti, pertseptsii i tekhnologii [The Connection is Established: Intricacies of Poetry, Technology and Power]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (182), 216–229. (In Russ.).
Severskaya, O.I. (2007). Yazyk poeticheskoy shkoly: idiolekt, idiostil’, sotsiolekt [Language of The Poetry School: Idiolect, Idiostyle, Sociolect]. Moscow : «Slovari.ru», 126 p. (In Russ.).
Temirshina, O. R. (2012). Tipologiya simvolizma: Andrey Belyy i sovremennaya poeziya. [Typology of Symbolism: Andrei Bely and Modern Poetry] Moscow : IMPE im. A. S. Griboedova, 290 p. (In Russ.).
Tyupa, V. I. (2010). Diskursnye formatsii. Ocherki po komparativnoy ritorike [Discourse Formations. Essays on Comparative Rhetoric]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 320 p. (In Russ.).
Harman, G. (2012). O zameshchayushchey prichinnosti [On Vicarious Causation]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2 (114). available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/2/o-zameshhayushhej-prichinnosti.html (In Russ.).
Harman, G. (2021). Ob”ektno-orientirovannaya ontologiya: novaya «teoriya vsego» [Object-Oriented Ontology: A New Theory of Everything]. Moscow : Ad Marginem Press, 272 p. (In Russ.).
Epshteyn, M.N. (2005). Postmodern v russkoy literature [Postmodern in Russian Literature]. Moscow : Vysshaya shkola, 495 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Алексей Масалов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.