Образный язык метареализма: плоские онтологии и феноменология объектов

Авторы

  • Алексей Масалов Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2985-1170

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-70-1-6-15

Ключевые слова:

метареализм, образный язык, метабола, плоские онтологии, феноменология объектов, объектно-ориентированная онтология, акторно-сетевая теория

Аннотация

Классические онтологии, включаясь в метафизическую традицию, всегда предполагают иерархии (вещь – идея, верх – низ и т.п.). Плоские онтологии рассматривают все объекты (физические и виртуальные) как объекты одного онтологического порядка. К плоским онтологиям относят акторно-сетевую теорию, теорию ассамбляжей, объектно-ориентированную онтологию и т.д. В данной статье излагается гипотеза, что метареализм как одно из течений в русскоязычной поэзии 1980-х, изобретает язык, подобный новейшей философии этого онтологического направления (Б. Латур, Г. Харман, И. Богост, Л.Р. Брайант и др.). Представленная гипотеза подтверждается рядом пересечений между описанием метаболы (ключевого метареалистического тропа) в теоретических работах В.И. Тюпы и описанием отношений между объектами у Г. Хармана, а также прямым указанием И. Богоста на близость метафоризма как операции объектно- ориентированной онтологии и метареалистической поэзии. Верификацией указанных взаимосвязей становится анализ стихотворений метареалистов, в которых обнаруживается отсутствие вертикальных иерархичных отношений между объектами и между множественностью изображенных миров. Оптика метареалистических текстов характеризуется также особым отношением к восприятию, близкому и феноменологии М. Мерло-Понти, и чужой феноменологии И. Богоста. А многомерная субъективность метареалистической поэзии соотносится не только с объектно-ориентированной онтологией, но и с акторно-сетевой теорией Б. Латура, где артикулируется равенство человеческих и нечеловеческих акторов. Гибридные объекты в метареалистической поэзии создают множества переплетений и многообразие пространственно-временных масштабов, в каком-то смысле развивая идеи Ж. Делёза о виртуальном бытии объектов как составной части материального мира.

Биография автора

Алексей Масалов, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

кандидат филологических наук, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета

Библиографические ссылки

Badiou, A. (2003). Vek poetov [The Age of the Poets]. Novoe literaturnoe obozrenie. 5 (63). available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/5/vek-poetov.html (In Russ.).

Bogost, I. (2019). Chuzhaya fenomenologiya, ili Kakovo byt’ veshch’yu? [Alien Phenomenology, or What It’s Like to Be a Thing]. Perm : Hyle Press, 200 p. (In Russ.).

Bryant, L. R. (2019). Demokratiya ob”ektov [The Democracy of Objects]. Perm : Hyle Press, 320 p. (In Russ.).

Ginzburg, L. G. (1974). O lirike [About Lyric]. Leningrad: Sovetskiy pisatel’, 408 p. (In Russ.).

Deleuze, G. (2023). Kino [Cinema]. Moscow : Ad Marginem Press, Muzey sovremennogo iskusstva «Garazh», 560 p. (In Russ.).

Deleuze, G. (1998). Razlichie i povtorenie [Difference and Repetition]. St. Petersburg: TOO TK «Petropolis», 384 p. (In Russ.)

Dryomov, M. (2022). Proletaya nad gnezdom khimery [One Flew Over the Chimera’s Nest]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2 (174), 312–316. (In Russ.).

Zverev, N. (2021). Assamblyazhi i ob”ektno-orientirovannaya ontologiya v teorii iskusstva [Assemblages and object-oriented

ontology in art theory]. syg.ma. April 10. available at: https://syg.ma/@insolarance-cult/assambliazhi-i-obiektno-oriientirovannaia- ontologhiia-v-tieorii-iskusstva (In Russ.).

Korchagin, K. M. (2020). “Telesnost’ i est’ gorizont ozhidaniia...”: Arkadii Dragomoshchenko kak chitatel’ Morisa Merlo-Ponti [“Corporality is the horizon of expectations...”: Arkadii Dragomoshchenko as a Reader of Maurice Merleau-Ponty]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 22, 2 (198), 242–257. (In Russ.).

Korchagin, K. (2022). U istokov aktorno-setevoy poezii: «Den’gi» Alekseya Parshchikova [At the origins of actor-network poetry: “Money” by Alexei Parshchikov]. Figury intuitsii: poetika Alekseya Parshchikova [Figures of Intuition: The Poetics of Alexei Parshchikov]. Moscow : Editus, 159–165. (In Russ.).

Kulakov, V. (1999). Poeziya kak fakt. Stat’i o stikhakh [Poetry as Fact. Articles about Poems]. Moscow : Novoe literaturnoe obozrenie, 400 p. (In Russ.).

Latour, B. (2023) Kak luchshe registrirovat’ agentnost’ veshchey: semiotika i ontologiya [How Better to Register the Agency of Things: Semiotics and Ontology]. Sociology of Power, 35 (2), 156-196. (In Russ.).

Latour, B. (2006). Novogo Vremeni ne bylo. Esse po simmetrichnoy antropologii [We Have Never Been Modern. Essay on Symmetrical Anthropology]. St. Petersburg : Izdatel’stvo Evropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 240 p. (In Russ.).

Latour, B. (2015). Paster: Voyna i mir mikrobov, s prilozheniem «Nesvodimogo» [Microbes: War and Peace followed by Irreductions]. St. Petersburg : Izdatel’stvo Evropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 316 p. (In Russ.).

Latour, B. (2014). Peresborka sotsial’nogo: vvedenie v aktorno-setevuyu teoriyu [Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory]. Moscow : Izdatel’skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 384 p. (In Russ.).

Levkin, A. (2022). Intuitsii i resursy intuitsiy: «Kel’nskoe vremya» Alekseya Parshchikova [Intuitions and Resources of Intuitions: Alexei Parshchikov’s “Cologne Time”]. Figury intuitsii: poetika Alekseya Parshchikova [Figures of Intuition: The Poetics of Alexei Parshchikov]. Moscow : Editus, 17–26. (In Russ.).

Levkin, A. (2017). Pushka Parshchikova i obshchee pole [Parshchikov’s Cannon and the Common Field]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (146), 247–257. (In Russ.).

Lekhtsier, V. (2020). Poeziya kak fenomenologiya [Poetry as Phenomenology]. Vozdukh, 40, 311–326. (In Russ.).

Mayorova, K.S. (2017) Novye ontologii arkhitektury i arkhitektury novykh ontologiy [New Ontologies of Architecture and Architectures of New Ontologies]. Sociology of power, 29 (1), 19-40. (In Russ.).

Masalov, A. E. (2022a). «V izobreten’i slovesnogo khrupkogo mira»: metareal’nost’ v poemakh Arkadiya Dragomoshchenko «Uzhin s privetlivymi bogami» i «Nasturtsiya kak real’nost’» [“In the invention of verbal fragile world”: Metareality in Arkady Dragomoshchenko’s Poems “Dinner with Friendly Gods” and “Nasturtium as Reality”]. Real’nost’ i «drugaya real’nost’» v literature i kul’ture: vizual’nye aspekty [Reality and “Other Reality” In Literature and Culture: Visual Aspects]. Moscow : Editus, 126–131. (In Russ.).

Masalov, A. E. (2020). Obraznyy yazyk metarealizma v kontekste evolyutsii mekhanizma realizatsii metafory v russkoyazychnoy poezii XX veka [Image Language of the Metarealism in The Context of Evolution of the Mechanism of Implementation of the Metaphor in Russophone Poetry of The 20 Century]. Ural’skiy filologicheskiy vestnik. Seriya: Draft: molodaya nauka, 3, 96–109. (In Russ.).

Masalov, A. (2022b). Russkoyazychnaya neprozrachnaya poeziya: ot metarealizma do kontsa 2010-kh godov [Russian-Language Opaque Poetry: From Metarealism to the Late 2010s]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (176), 210–231. (In Russ.).

Merkulova, O.N. (2017). Poeticheskaya versiya vseedinstva v tvorchestve Ivana Zhdanova [A Poetic Version of Unity in the Works of Ivan Zhdanov]. Irkutsk : Izdatel’stvo IGU, 163 p. (In Russ.).

Rodionova, A. (2023). Soedinenie ustanovleno. Khitrospleteniya poezii, vlasti, pertseptsii i tekhnologii [The Connection is Established: Intricacies of Poetry, Technology and Power]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (182), 216–229. (In Russ.).

Severskaya, O.I. (2007). Yazyk poeticheskoy shkoly: idiolekt, idiostil’, sotsiolekt [Language of The Poetry School: Idiolect, Idiostyle, Sociolect]. Moscow : «Slovari.ru», 126 p. (In Russ.).

Temirshina, O. R. (2012). Tipologiya simvolizma: Andrey Belyy i sovremennaya poeziya. [Typology of Symbolism: Andrei Bely and Modern Poetry] Moscow : IMPE im. A. S. Griboedova, 290 p. (In Russ.).

Tyupa, V. I. (2010). Diskursnye formatsii. Ocherki po komparativnoy ritorike [Discourse Formations. Essays on Comparative Rhetoric]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 320 p. (In Russ.).

Harman, G. (2012). O zameshchayushchey prichinnosti [On Vicarious Causation]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2 (114). available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/2/o-zameshhayushhej-prichinnosti.html (In Russ.).

Harman, G. (2021). Ob”ektno-orientirovannaya ontologiya: novaya «teoriya vsego» [Object-Oriented Ontology: A New Theory of Everything]. Moscow : Ad Marginem Press, 272 p. (In Russ.).

Epshteyn, M.N. (2005). Postmodern v russkoy literature [Postmodern in Russian Literature]. Moscow : Vysshaya shkola, 495 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

23-03-2025

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.