Личностно ориентированное обучение в контексте цифровизации образования

Авторы

  • Марианна Напсо Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-71-76

Ключевые слова:

цифровизация образования, личностно ориентированное обучение, дистанционное обучение, смарт-образование, цифровые компетенции, цифровая аддикция, индивидуальный образовательный маршрут

Аннотация

В статье рассматриваются проблематика и востребованность личностно ориентированного обучения цифровыми реалиями, прослеживаются его особенности как образовательной технологии. Дается сопоставительный анализ воззрений на природу и специфику развивающего обучения, раскрываются его отличительные характеристики. Показывается влияние цифровых экономических и рыночных трансформаций на процессы, связанные с необходимостью «переформатирования» целей и технологий образования. Исследуется значение личностно ориентированного обучения как учебной практики и как фактора, способствующего формированию социальных норм и этических ценностей. Раскрывается роль развивающего обучения в развитии гуманистических аспектов образования, демократических и аксиологических ценностей. Обращается внимание на то, как цифровые технологии придают личностно ориентированному обучению востребованный характер, повышают его значимость как инструмента, способствующего преодолению негативных проявлений, связанных с цифровой зависимостью. Прослеживается его роль в формировании компетенций, практических навыков и умений, необходимых в учебной и профессиональной деятельности. Личностно ориентированное обучение исследуется как важнейший фактор, способствующий развитию индивидуального потенциала всех участников образовательного процесса, раскрытию способностей обучающихся, усилению трендов, связанных с самореализацией и самоидентификацией. Выявляются преимущества развивающего обучения, раскрывается природа возможных рисков, вызываемых растущей цифровизацией. Показывается, как становление нового типа человека, именуемого цифровым, трансформирует систему дидактических и методических способов обучения, соотношение применяемых традиционных и инновационных образовательных практик. Подчеркивается необходимость нахождения новых способов обучения, адекватных функциональным требованиям трансформирующейся в условиях цифровизации сферы образования, частью которых является личностно ориентированное обучение.

Биография автора

Марианна Напсо, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Библиографические ссылки

Alekseev, N. (2006). Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v shkole. Rostov-na-Donu, 332. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01002957939 (accessed: 12.01.2024). (In Russ.).

Bauman, Z. Individualizirovannoe obshhestvo. Chast` II. Kak my` dumaem. Glava 10. Obrazovanie: pri, dlya i nesmotrya na postmoderniti [Individualised society. Part II. How we think. Chapter 10. Education: at, for and in spite of postmodernity]. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4993/5005 (accessed: 12.01.2024). (In Russ.).

Gromova, T. V. (2020) Ispol`zovanie lichnostno orientirovannogo podxoda v distancionnom obuchenii v vuze [Use of Person-centred Approach in Distance Learning at Higher Education Institutions]. Nauchno-metodicheskij e`lektronny`j zhurnal “Koncept”: 3 (mart), 40–47. URL: https://ekoncept.ru/2020/201019.htm (accessed: 11.01.2024). (In Russ.).

Kameneva, I. Yu. (2021). Pedagogicheskie problemy` cifrovogo obrazovaniya v kontekste lichnostnogo podxoda [Pedagogical problems of digital education in the context of the personal approach]. Mir nauki. Pedagogika i psixologiya: 6, Tom 9, 1–12. (In Russ.). Kudina, M. V., Logunova, L. B., Petrunin, Yu. Yu. (2019). Nacional`noe obrazovanie v e`poxu global`noj cifrovoj revolyucii

[National education in the era of the global digital revolution]. Vestnik Moskovskogo universiteta: 34, 3–22. (In Russ.).

Larionov, V. G., Sheremet`eva, E. N., Barinova, E. P. (2019). Transformaciya: terminologii, kompetencij i znanij v usloviyax cifrovoj e`konomiki [Transformation: terminology, competences and knowledge in the digital economy]. Vestnik Astraxanskogo

gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. Seriya: E`konomika: 4, 21–28. (In Russ.).

Molchan, E`. M. (2019). Vliyanie cifrovizacii na formirovanie duxovno-nravstvenny`x cennostej sub``ektov vzaimodejstviya v

e`poxu globalizacii [Influence of digitalisation on the formation of spiritual and moral values of the subjects of interaction in the era of globalization]. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences: 2, 55–66. (In Russ.).

Murzina, I. Ya. (2020). Gumanitarnoe soprotivlenie v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya [Humanitarian resistance in the digitalisation of education]. Obrazovanie i nauka: 10, Tom 22, 90–115. (In Russ.).

Ostrovskij, A. V. (2020). Novaya paradigma obrazovaniya v e`poxu cifrovoj transformacii gosudarstva [A new paradigm of education in the era of digital transformation of the state]. Gosudarstvennoe upravlenie. E`lektronny`j vestnik: 78, 229–244. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1703406333&tld (accessed: 11.01.2024). (In Russ.).

Sapun, O. L., Sy`rokvash, N. A. (2021). Preimushhestva i nedostatki cifrovizacii obrazovaniya [Advantages and disadvantages of digitalisation of education]. Aktual`ny`e problemy` nauki XXI veka: 10, 11–15. (In Russ.).

Strogeczkaya, E. V., Pashkovskij, E. A., Kazarinova, N. V., Betiger, I. B., Timofeev, A. V. (2019). Opy`t obucheniya studentov v novoj cifrovoj paradigme obrazovaniya [Student learning experiences in the new digital paradigm of education]. Diskurs: 6, Tom 5, 91–107. (In Russ.).

Ustyuzhanina, E. V., Evsyukov, S. G. (2018). Cifrovizaciya obrazovatel`noj sredy`: vozmozhnosti i ugrozy [Digitalisation of the educational environment: opportunities and threats]. Vestnik RE`U im. G. V. Plexanova: 1 (97), 3–12. (In Russ.).

Shutaleva, A. V., Ciplakova, Yu. V., Kerimov, A. A. (2019). Gumanizaciya obrazovaniya v cifrovuyu e`poxu [Humanisation of Education in the Digital Age]. Perspektivy` nauki i obrazovaniya. Mezhdunarodny`j e`lektronny`j nauchny`j zhurnal: 6(42), 31– 43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-v-tsifrovuyu-epohu/viewer/ (accessed:12.01.2024). (In Russ.).

Chistyakova, O. V. (2016). Chelovek v mediatiziruyushhemsya mire postsovremennosti: antropologicheskie smy`sly` i social`ny`e sledstviya [Man in the mediatised world of post-modernity: anthropological meanings and social implications]. Chelovek. Obshhestvo. Inklyuziya: 2(26). Chast` 1, 90–98. (In Russ.).

Yaroslavceva, E. I. (2018). Chelovek autopoe`zisny`j v cifrovom formate [Autopoiesis man in digital format]. Chelovek : 2, 121–127. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

08-01-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.