Развитие эмоционального интеллекта и его роль в формировании личности обучающихся начальной школы через повышение уровня социальной активности и вовлечение младших школьников в общественно-полезную деятельность

Авторы

  • Андрей Мищенко МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия
  • Екатерина Полетаева МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия
  • Ирина Шаркова МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия
  • Яна Никитина МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия
  • Анастасия Белова МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия
  • Эльзида Нурышева МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-64-70

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, гибкие навыки, младшие школьники, социальная активность, общественно-полезный труд, трудовая деятельность, формирование мотивации, мотивационные инструменты, система мотивации, образовательная среда

Аннотация

В современном образовательном процессе мотивация учащихся к обучению является ключевым аспектом. Ян Амос Коменский подчеркивал важность пробуждения интереса к учебе через чувства и разум, что актуально и сегодня. Успехи учеников зависят от интереса, который педагог закладывает с первых уроков, что делает учителя начальных классов центральной фигурой в образовании. Развитие эмоционального интеллекта играет значительную роль в усвоении предметов и общем процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт описывает «портрет выпускника», включающий любознательность, уважение к ценностям и доброжелательность. Воспитание таких качеств невозможно без развития эмоционального интеллекта, способствующего доверительным отношениям. Важно различать личные и социальные компетенции, создающие позитивную атмосферу общения.

Современные родители активно развивают детей, однако порой упускают из виду важность психологической стороны воспитания. В то время как школа акцентирует внимание на академических знаниях, эмоциональное развитие остается без должного внимания, что требует переосмысления подходов к обучению.

Низкая социальная активность у детей приводит к неуверенности и снижению успеваемости. Вовлечение младших школьников в общественные проекты, такие как трудовые акции и экологические мероприятия, повышает их самооценку и дисциплину, развивая эмоциональный интеллект.
Работа школьного театра в 4-м классе повысила интерес к учебе и улучшила успеваемость, особенно у слабоуспевающих. Введение «Славинки» как школьной валюты мотивирует детей к достижениям, а участие в олимпиадах увеличило успеваемость на 13,2 %. Система развивает жесткие и гибкие навыки, формируя стремление к саморазвитию.

Биографии авторов

Андрей Мищенко, МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

директор

Екатерина Полетаева, МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

заместитель директора по воспитательной работе

Ирина Шаркова, МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Яна Никитина, МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

учитель английского языка высшей квалификационной категории

Анастасия Белова, МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

советник директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Эльзида Нурышева, МОУ «Славинская НОШ», Челябинская область, Россия

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Библиографические ссылки

Abdulaeva, E. S., AVERINA, E. I., Barysheva, E. I. i dr. (2022). Pedagogika i psikhologiya: voprosy teorii, metodologii i praktiki: monografiya [Pedagogy and Psychology: Questions of Theory, Methodology and Practice] / pod red. L. Ts. Kagermazovoy, O. A. Podkopaeva. Samara : OOO NITS “PNK”. 180 p.

Andreeva, I. N. (2012). Azbuka emotsional’nogo intellekta [The ABC of Emotional Intelligence]. SPb. : BKHV-Peterburg. 288 p.

Bordovskaya, N. V., Rean, A. A. (2006). Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy: Textbook]. SPb. : Piter. 304 p.: il. (Seriya “Uchebnoe posobie”).

Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost’ i yeye formirovanie v detskom vozraste [Personality and Its Formation in Childhood]. SPb. : Piter. 400 p. (Seriya “Mastera psikhologii”).

Goulman, D. (2009). Emotsional’nyy intellekt [Emotional Intelligence]; per. s angl. A.P. Isaevoy. M. : ACT; Vladimir: VKT. 478 p.

Kagermazova, L. Ts. (2008). Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya): uchebnik [Developmental Psychology: Textbook]. M. : Gardariki. 276 p. URL: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_ uchebnik.pdf.

Komenskiy, Ya. A. (2013). Velikaya didaktika [The Great Didactic]. M. : DirektMedya. 320 p.

Kuznetsova, K. S. (2012). Pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshikh shkol’nikov v protsesse formirovaniya emotsional’nogo intellekta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Support of Primary School Students in the Process of Forming Emotional Intelligence: Author’s Abstract of Candidate’s Dissertation]. Saratov. 25 p.

Mel’nichuk, I. A. (2022). Trudovoe i professional’noe vospitanie mladshikh shkol’nikov: posobie dlya pedagogov uchrezhdeniy obshchego srednego obrazovaniya s belorusskim i russkim yazykami obucheniya [Labor and Vocational Education of Primary School Students: A Guide for Teachers of General Secondary Education Institutions with Belarusian and Russian Languages of Instruction]; pod red. M. P. Osipovoy. Minsk: Natsional’nyy institut obrazovaniya. 168 p.

Popova, S. I. (2015). Pedagogicheskoe regulirovanie emotsional’nykh sostoyaniy shkol’nika: dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogical Regulation of Students’ Emotional States: Doctoral Dissertation]. M. 484 p.

Programma razvitiya MOU “Slavinskaya NOSH na 2022–2025 gody”[Development Program of MOE “Slavinskaya” Primary School for 2022–2025]. URL: https://slavino.educhel.ru/about/programdevelopment (data obrashcheniya: 10.12.2023).

Sayanova, G. I. (2020). Rol’ emotsional’nogo intellekta dlya razvitiya sotsiokul’turnoy kompetentsii. Problemy lingvoobrazovaniya v neyazykovom vuzе: materialy IV respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of Linguistic Education in Non- Language Universities: Materials of the IV Republican Scientific and Practical Conference]. Minsk: BGU. S. 149–152.

Stazhkova, M. A. (2014). Rol’ trudovogo vospitaniya v stanovlenii vol’evykh kachestv mladshikh shkol’nikov. Kontsept [Concept]. 11 (noyabr’). ART 14320. URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm.

Tyutorskoe soprovozhdenie v sisteme obshchego, dopolnitel’nogo i professional’nogo obrazovaniya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Tutor Support in the System of General, Additional and Vocational Education: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation] (Chelyabinsk, 15–25 fevr. 2024 g.) / pod red. V. M. Kirsanova, M. Yu. Vetkhoy, Yu. V. Smirnovoy i dr. Chelyabinsk : Kray Ra. 408 p.

Vinokurova, N. V., Mazurenko, O. V., Vasenina, S. I. (2021). O razvitiya navykov soft skills v uchebnoy deyatel’nosti mladshikh shkol’nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 73–1. 87–90.

Yurgayte, E. A. (2021). Formirovanie predstavleniy ob emotsional’nom intellekte v sovetskoy i rossiyskoy pedagogike. Vestnik DonNU. Ser. B: Gumanitarnye nauki [Bulletin of DonNU. Series B: Humanities]. 2. 184–189.

Загрузки

Опубликован

08-01-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.