Развитие эмоционального интеллекта и его роль в формировании личности обучающихся начальной школы через повышение уровня социальной активности и вовлечение младших школьников в общественно-полезную деятельность
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-64-70Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, гибкие навыки, младшие школьники, социальная активность, общественно-полезный труд, трудовая деятельность, формирование мотивации, мотивационные инструменты, система мотивации, образовательная средаАннотация
В современном образовательном процессе мотивация учащихся к обучению является ключевым аспектом. Ян Амос Коменский подчеркивал важность пробуждения интереса к учебе через чувства и разум, что актуально и сегодня. Успехи учеников зависят от интереса, который педагог закладывает с первых уроков, что делает учителя начальных классов центральной фигурой в образовании. Развитие эмоционального интеллекта играет значительную роль в усвоении предметов и общем процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт описывает «портрет выпускника», включающий любознательность, уважение к ценностям и доброжелательность. Воспитание таких качеств невозможно без развития эмоционального интеллекта, способствующего доверительным отношениям. Важно различать личные и социальные компетенции, создающие позитивную атмосферу общения.
Современные родители активно развивают детей, однако порой упускают из виду важность психологической стороны воспитания. В то время как школа акцентирует внимание на академических знаниях, эмоциональное развитие остается без должного внимания, что требует переосмысления подходов к обучению.
Низкая социальная активность у детей приводит к неуверенности и снижению успеваемости. Вовлечение младших школьников в общественные проекты, такие как трудовые акции и экологические мероприятия, повышает их самооценку и дисциплину, развивая эмоциональный интеллект.
Работа школьного театра в 4-м классе повысила интерес к учебе и улучшила успеваемость, особенно у слабоуспевающих. Введение «Славинки» как школьной валюты мотивирует детей к достижениям, а участие в олимпиадах увеличило успеваемость на 13,2 %. Система развивает жесткие и гибкие навыки, формируя стремление к саморазвитию.
Библиографические ссылки
Abdulaeva, E. S., AVERINA, E. I., Barysheva, E. I. i dr. (2022). Pedagogika i psikhologiya: voprosy teorii, metodologii i praktiki: monografiya [Pedagogy and Psychology: Questions of Theory, Methodology and Practice] / pod red. L. Ts. Kagermazovoy, O. A. Podkopaeva. Samara : OOO NITS “PNK”. 180 p.
Andreeva, I. N. (2012). Azbuka emotsional’nogo intellekta [The ABC of Emotional Intelligence]. SPb. : BKHV-Peterburg. 288 p.
Bordovskaya, N. V., Rean, A. A. (2006). Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy: Textbook]. SPb. : Piter. 304 p.: il. (Seriya “Uchebnoe posobie”).
Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost’ i yeye formirovanie v detskom vozraste [Personality and Its Formation in Childhood]. SPb. : Piter. 400 p. (Seriya “Mastera psikhologii”).
Goulman, D. (2009). Emotsional’nyy intellekt [Emotional Intelligence]; per. s angl. A.P. Isaevoy. M. : ACT; Vladimir: VKT. 478 p.
Kagermazova, L. Ts. (2008). Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya): uchebnik [Developmental Psychology: Textbook]. M. : Gardariki. 276 p. URL: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_ uchebnik.pdf.
Komenskiy, Ya. A. (2013). Velikaya didaktika [The Great Didactic]. M. : DirektMedya. 320 p.
Kuznetsova, K. S. (2012). Pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshikh shkol’nikov v protsesse formirovaniya emotsional’nogo intellekta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Support of Primary School Students in the Process of Forming Emotional Intelligence: Author’s Abstract of Candidate’s Dissertation]. Saratov. 25 p.
Mel’nichuk, I. A. (2022). Trudovoe i professional’noe vospitanie mladshikh shkol’nikov: posobie dlya pedagogov uchrezhdeniy obshchego srednego obrazovaniya s belorusskim i russkim yazykami obucheniya [Labor and Vocational Education of Primary School Students: A Guide for Teachers of General Secondary Education Institutions with Belarusian and Russian Languages of Instruction]; pod red. M. P. Osipovoy. Minsk: Natsional’nyy institut obrazovaniya. 168 p.
Popova, S. I. (2015). Pedagogicheskoe regulirovanie emotsional’nykh sostoyaniy shkol’nika: dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogical Regulation of Students’ Emotional States: Doctoral Dissertation]. M. 484 p.
Programma razvitiya MOU “Slavinskaya NOSH na 2022–2025 gody”[Development Program of MOE “Slavinskaya” Primary School for 2022–2025]. URL: https://slavino.educhel.ru/about/programdevelopment (data obrashcheniya: 10.12.2023).
Sayanova, G. I. (2020). Rol’ emotsional’nogo intellekta dlya razvitiya sotsiokul’turnoy kompetentsii. Problemy lingvoobrazovaniya v neyazykovom vuzе: materialy IV respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of Linguistic Education in Non- Language Universities: Materials of the IV Republican Scientific and Practical Conference]. Minsk: BGU. S. 149–152.
Stazhkova, M. A. (2014). Rol’ trudovogo vospitaniya v stanovlenii vol’evykh kachestv mladshikh shkol’nikov. Kontsept [Concept]. 11 (noyabr’). ART 14320. URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm.
Tyutorskoe soprovozhdenie v sisteme obshchego, dopolnitel’nogo i professional’nogo obrazovaniya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Tutor Support in the System of General, Additional and Vocational Education: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation] (Chelyabinsk, 15–25 fevr. 2024 g.) / pod red. V. M. Kirsanova, M. Yu. Vetkhoy, Yu. V. Smirnovoy i dr. Chelyabinsk : Kray Ra. 408 p.
Vinokurova, N. V., Mazurenko, O. V., Vasenina, S. I. (2021). O razvitiya navykov soft skills v uchebnoy deyatel’nosti mladshikh shkol’nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 73–1. 87–90.
Yurgayte, E. A. (2021). Formirovanie predstavleniy ob emotsional’nom intellekte v sovetskoy i rossiyskoy pedagogike. Vestnik DonNU. Ser. B: Gumanitarnye nauki [Bulletin of DonNU. Series B: Humanities]. 2. 184–189.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Андрей Мищенко, Екатерина Полетаева, Ирина Шаркова, Яна Никитина, Анастасия Белова, Эльзида Нурышева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.