Актуальные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-51-57Ключевые слова:
иностранный язык, неязыковой вуз, методы обучения, case study, проектный метод, информационные технологииАннотация
В статье представлен краткий обзор современных активных методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе обучающихся по основным образовательным программам нелингвистических направлений подготовки и специальностей. Основное внимание уделяется таким методам как case study (методу анализа конкретных ситуаций) и проектному методу. Анализ теоретических источников и опыт педагогической деятельности позволили выявить основные преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Case study содействует развитию способности к критическому мышлению обучающихся и применению ими теоретических знаний на практике, однако требует значительных временных ресурсов и подготовки как педагога, так и студентов. Проектный метод способствует развитию коммуникативных и организационных способностей, но не предполагает глубокое изучение грамматического материала. Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с избранными методами обучения открывает широкие возможности для индивидуализации учебного процесса, однако требует от преподавателей достаточно сформированного уровня технической грамотности. Приводится анализ результатов анкетирования обучающихся математического факультета и Института права Челябинского государственного университета. Полученные данные позволяют выявить особенности использования избранных методов обучения в контексте разных направлений подготовки в вузе. Авторы приходят к выводу, что применение рассмотренных методов обучения способствует повышению качества иноязычной подготовки обучающихся неязыковых направлений подготовки в вузе, однако требует тщательной адаптации их использования в конкретных условиях обучения иностранному языку. Оценка результатов личностного развития обучающихся иностранному языку в неязыковом вузе при реализации избранных методов обучения представляет перспективы дальнейшего исследования.
Библиографические ссылки
Babakulova, L. R. (2019) Protsess obucheniya inostrannomu (angliyskomu) yazyku v nefilologicheskikh vuzakh [The process of teaching a foreign (English) language in non-philological universities] // European Science. No 7 (49). 69–71. (In Russ.).
Bobykina, I. A. (2023) Inoyazychnoe obrazovanie v neyazykovom rossiyskom vuze: opyt realizatsii i perspektivy razvitiya [Foreign language education in a non-linguistic Russian university: implementation experience and development prospects] // Chelyabinskiy gumanitariy. No 4(65). S. 24–28.
Vasilenko, T. N., Polezhaykina, E. V. (2015). Ispol’zovanie proektnogo metoda pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze: vozmozhnosti i perspektivy [Using the project method in teaching a foreign language in a non-linguistic university: possibilities and prospects] // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki. No 7–10. 26–28. (In Russ.).
Ermolova, T. V. (2019). Ispol’zovanie Internet-resursov pri obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze [Using Internet resources in teaching foreign languages in a non-linguistic university] // Mir pedagogiki i psikhologii. No 5(34). 48–53. (In Russ.).
Zakharova, A. A., Manuylova, N. S., Kopaneva, T. G. (2023). Case study sovremennyy podkhod v obuchenii inostrannomu yazyku [Case study modern approach to teaching foreign language] // Nauchnoe obozrenie: aktual’nye voprosy teorii i praktiki: sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Penza, 23 fevralya 2023 goda. Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.Yu.). 134–137. (In Russ.).
Ivanova, G. N. (2021). Primenenie sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiy v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka na neyazykovykh fakul’tetakh universiteta [Application of modern pedagogical technologies in the process of teaching a foreign language at non-linguistic faculties of the university] // Modern Science. No 12–2. 220–224. (In Russ.).
Kulikova, K. M. (2020). Interaktivnye metody obucheniya na sovremennom zanyatii po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Interactive teaching methods in a modern foreign language lesson in a non-linguistic university] // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. No 6. 17–21. (In Russ.).
Maksudov, U. O. (2020). Sovremennye metody i priemy obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov [Modern methods and techniques of teaching foreign languages to students of non-linguistic universities] // Yazyk i kul’tura. No 49. 242–254. (In Russ.). Napso, M. D. (2023) Protivorechivye realii onlayn-obrazovaniya [The Contradictory Realities of Online Education] // Chelyabinskiy gumanitariy. No 4(65). S. 70–74. (In Russ.).
Rogozhova, A. M. (2021). Prakticheskie aspekty formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii u studentov neyazykovykh vuzov [Practical aspects of developing communicative competence in students of non-linguistic universities] // Innovatsionnaya nauka. No 1. 120–124. (In Russ.).
Ryabkova, E. S., Maulekesheva, M. K. (2022). Sovremennye metody obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze [Modern methods of teaching foreign languages in a non-linguistic university] // Nauchnoobrazovatel’nyy zhurnal dlya studentov i prepodavateley. «StudNet» No4. 2177–2186. (In Russ.).
Sleptsova, S. V., Akinshina, I. B. (2023). Sovremennye metody obucheniya inostrannomu yazyku v vuze s ispol’zovaniem Internet- tekhnologiy [Modern methods of teaching foreign languages at the university using Internet technologies] // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. No 94–2. 11–14. (In Russ.).
Soboleva, O. S., Kazaryan, O. V. (2019). Metodiki, imitiruyushchie estestvennuyu professional’nuyu kommunikatsiyu, pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Methods that simulate natural professional communication in teaching a foreign language in a non-linguistic university] // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. No 3. 109–116. (In Russ.).
Frolova, O. A., Lopatinskaya, V. V., Rubannikova, I. A. (2020) Proektnaya tekhnologiya obucheniya kak sposob formirovaniya inoyazychnoy professional’noy kompetentsii [Project-based learning technology as a way of developing foreign language professional competence] // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. T. 8. No 1. 39. (In Russ.).
Kurbanov, A. K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of nonlinguistic universities // Globus: Psychology and Pedagogy. 2021. Vol. 7. No 2(42). P. 21–23.
Zelenin, H. Pedagogical support of foreign languages distance learning of university students // Colloquium-journal. 2021. No 14–3(101). P. 45–47.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Эльмира Колеева, Анна Зеленовская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.