Актуальные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Авторы

  • Эльмира Колеева Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Анна Зеленовская Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-51-57

Ключевые слова:

иностранный язык, неязыковой вуз, методы обучения, case study, проектный метод, информационные технологии

Аннотация

В статье представлен краткий обзор современных активных методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе обучающихся по основным образовательным программам нелингвистических направлений подготовки и специальностей. Основное внимание уделяется таким методам как case study (методу анализа конкретных ситуаций) и проектному методу. Анализ теоретических источников и опыт педагогической деятельности позволили выявить основные преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Case study содействует развитию способности к критическому мышлению обучающихся и применению ими теоретических знаний на практике, однако требует значительных временных ресурсов и подготовки как педагога, так и студентов. Проектный метод способствует развитию коммуникативных и организационных способностей, но не предполагает глубокое изучение грамматического материала. Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с избранными методами обучения открывает широкие возможности для индивидуализации учебного процесса, однако требует от преподавателей достаточно сформированного уровня технической грамотности. Приводится анализ результатов анкетирования обучающихся математического факультета и Института права Челябинского государственного университета. Полученные данные позволяют выявить особенности использования избранных методов обучения в контексте разных направлений подготовки в вузе. Авторы приходят к выводу, что применение рассмотренных методов обучения способствует повышению качества иноязычной подготовки обучающихся неязыковых направлений подготовки в вузе, однако требует тщательной адаптации их использования в конкретных условиях обучения иностранному языку. Оценка результатов личностного развития обучающихся иностранному языку в неязыковом вузе при реализации избранных методов обучения представляет перспективы дальнейшего исследования.

Биографии авторов

Эльмира Колеева, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

старший преподаватель кафедры делового иностранного языка

Анна Зеленовская, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

старший преподаватель кафедры делового иностранного языка

Библиографические ссылки

Babakulova, L. R. (2019) Protsess obucheniya inostrannomu (angliyskomu) yazyku v nefilologicheskikh vuzakh [The process of teaching a foreign (English) language in non-philological universities] // European Science. No 7 (49). 69–71. (In Russ.).

Bobykina, I. A. (2023) Inoyazychnoe obrazovanie v neyazykovom rossiyskom vuze: opyt realizatsii i perspektivy razvitiya [Foreign language education in a non-linguistic Russian university: implementation experience and development prospects] // Chelyabinskiy gumanitariy. No 4(65). S. 24–28.

Vasilenko, T. N., Polezhaykina, E. V. (2015). Ispol’zovanie proektnogo metoda pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze: vozmozhnosti i perspektivy [Using the project method in teaching a foreign language in a non-linguistic university: possibilities and prospects] // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki. No 7–10. 26–28. (In Russ.).

Ermolova, T. V. (2019). Ispol’zovanie Internet-resursov pri obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze [Using Internet resources in teaching foreign languages in a non-linguistic university] // Mir pedagogiki i psikhologii. No 5(34). 48–53. (In Russ.).

Zakharova, A. A., Manuylova, N. S., Kopaneva, T. G. (2023). Case study sovremennyy podkhod v obuchenii inostrannomu yazyku [Case study modern approach to teaching foreign language] // Nauchnoe obozrenie: aktual’nye voprosy teorii i praktiki: sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Penza, 23 fevralya 2023 goda. Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.Yu.). 134–137. (In Russ.).

Ivanova, G. N. (2021). Primenenie sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiy v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka na neyazykovykh fakul’tetakh universiteta [Application of modern pedagogical technologies in the process of teaching a foreign language at non-linguistic faculties of the university] // Modern Science. No 12–2. 220–224. (In Russ.).

Kulikova, K. M. (2020). Interaktivnye metody obucheniya na sovremennom zanyatii po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Interactive teaching methods in a modern foreign language lesson in a non-linguistic university] // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. No 6. 17–21. (In Russ.).

Maksudov, U. O. (2020). Sovremennye metody i priemy obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov [Modern methods and techniques of teaching foreign languages to students of non-linguistic universities] // Yazyk i kul’tura. No 49. 242–254. (In Russ.). Napso, M. D. (2023) Protivorechivye realii onlayn-obrazovaniya [The Contradictory Realities of Online Education] // Chelyabinskiy gumanitariy. No 4(65). S. 70–74. (In Russ.).

Rogozhova, A. M. (2021). Prakticheskie aspekty formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii u studentov neyazykovykh vuzov [Practical aspects of developing communicative competence in students of non-linguistic universities] // Innovatsionnaya nauka. No 1. 120–124. (In Russ.).

Ryabkova, E. S., Maulekesheva, M. K. (2022). Sovremennye metody obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze [Modern methods of teaching foreign languages in a non-linguistic university] // Nauchnoobrazovatel’nyy zhurnal dlya studentov i prepodavateley. «StudNet» No4. 2177–2186. (In Russ.).

Sleptsova, S. V., Akinshina, I. B. (2023). Sovremennye metody obucheniya inostrannomu yazyku v vuze s ispol’zovaniem Internet- tekhnologiy [Modern methods of teaching foreign languages at the university using Internet technologies] // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. No 94–2. 11–14. (In Russ.).

Soboleva, O. S., Kazaryan, O. V. (2019). Metodiki, imitiruyushchie estestvennuyu professional’nuyu kommunikatsiyu, pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Methods that simulate natural professional communication in teaching a foreign language in a non-linguistic university] // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. No 3. 109–116. (In Russ.).

Frolova, O. A., Lopatinskaya, V. V., Rubannikova, I. A. (2020) Proektnaya tekhnologiya obucheniya kak sposob formirovaniya inoyazychnoy professional’noy kompetentsii [Project-based learning technology as a way of developing foreign language professional competence] // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. T. 8. No 1. 39. (In Russ.).

Kurbanov, A. K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of nonlinguistic universities // Globus: Psychology and Pedagogy. 2021. Vol. 7. No 2(42). P. 21–23.

Zelenin, H. Pedagogical support of foreign languages distance learning of university students // Colloquium-journal. 2021. No 14–3(101). P. 45–47.

Загрузки

Опубликован

08-01-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.