Результаты внедрения интегративного подхода в иноязычное образование обучающихся специалитета

Авторы

  • Светлана Игнатова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-44-50

Ключевые слова:

интегративный подход, иноязычное обучение, специалитет, коммуникативные технологии

Аннотация

В статье анализируются особенности и возможности интегративного подхода к иноязычному образованию в неязыковом вузе, сфокусированному на подготовке будущих психологов. На теоретическом уровне автор исследует многокомпонентный состав профессионализма психологов, а также различные аспекты интегративного подхода. В своих изысканиях автор опирается на работы ведущих российских и зарубежных ученых в области иноязычного образования. Полученные результаты применяются к решению проблемы организации процесса формирования способности к письменной профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. Подтверждение теоретических положений исследования осуществляется в опытно-поисковой работе, направленной на изучение эффективности интегративного подхода к формированию способности к письменной профессионально ориентированной иноязычной коммуникации у будущих специалистов-психологов. Опытно-поисковая работа проводилась среди обучающихся 1 курса специалитета (15 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной). В статье описываются этапы исследования (констатирующий, формирующий, результативный), а также методы и приемы, использованные на каждом этапе, способствующие развитию у студентов глубокого понимания коммуникативных технологий и принципов эффективного письменного взаимодействия. Специфика применения интегративного подхода раскрывается на примере обучения студентов написанию сопроводительных писем и резюме. Автор описывает систему оценивания результатов обучения, включающую уровни сформированности компетенции и критерии оценки. В заключении приводятся результаты опытно-поисковой работы в экспериментальной и контрольной группах, демонстрирующие более высокие показатели сформированности компетенции в экспериментальной группе. Результаты подтверждают эффективность формирования способности к письменной профессионально- ориентированной иноязычной коммуникации на основе интегративного подхода.

Биография автора

Светлана Игнатова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

старший преподаватель кафедры делового иностранного языка

Библиографические ссылки

Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009). Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. M.: Izdatel’stvo IKAR [M.: IKAR Publishing House], 448 p. (In Russ.).

Vanyagina, M. R. (2021). Integrativno-rekombinatsionnyy podkhod k obucheniyu inostrannym yazykam v vysshey shkole [Integrative-recombination approach to teaching foreign languages in higher education]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Journal of the Humanities], 4(37), pp. 32–36. (In Russ.).

Yermakova, L. A. (2016). Integrativnyy podkhod k obucheniyu: proshloye i nastoyashcheye [Integrative approach to learning: past and present]. Sovremennaya pedagogika [Modern pedagogy], 7. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815. (In Russ.).

Zav’yalova, M. S., Razdobarova, M. N. (2020). Integrativnyy podkhod k organizatsii obucheniya distsipline “Inostrannyy yazyk v professional’noy deyatel’nosti” [Integrative approach to organizing the teaching of the discipline “Foreign language in professional activity”]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology.], 3(52), pp. 157–163. (In Russ.).

Kotukh, Ye. V. (2020). Professional’naya podgotovka budushchego psikhologa: integrativnyy podkhod [Professional training of a future psychologist: an integrative approach]. PEM: Psychology. Educology. Medicine, 3, pp. 32–44. (In Russ.).

Mamedova, A. V. (2023). CLIL v professional’no oriyentirovannom obuchenii inostrannym yazykam [CLIL in professionally oriented teaching of foreign languages]. Sovremennyye voprosy ustoychivogo razvitiya obshchestva v epokhu transformatsionnykh protsessov: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 16 oktyabrya 2023 goda [Modern issues of sustainable development of society in the era of transformation processes: collection of materials of the XII International scientific and practical conference, Moscow, October 16, 2023]. Moscow : Alef, pp. 25–28. (In Russ.).

Ul’yanova, Ye. P., Ul’yanov, M. N., Arynbayeva, R. A. (2022). Integrativnyy podkhod na zanyatiyakh po russkoy literature v inoyazychnoy auditorii [Integrative approach in Russian literature classes for foreign language audiences]. Slovo, vyskazyvaniye, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul’turologicheskom aspektakh: Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. V 2-kh chastyakh, Chelyabinsk, 07–09 aprelya 2022 goda / Otv. redaktor L. A. Nefedova. Tom Chast’ 2 [Word, statement, text in cognitive, pragmatic and cultural aspects: Proceedings of the XI International Scientific Conference. In 2 parts, Chelyabinsk, April 7–9, 2022 / Responsible. editor L. A. Nefedova. Volume Part 2]. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 293–297. (In Russ.).

Sharova, Ye. I. (2023). Integrativnyy podkhod v prepodavanii distsiplin [Integrative approach in teaching disciplines]. Predprinimatel’stva i pedagogika [Entrepreneurship and pedagogy], 2, pp. 167–172. (In Russ.).

Shepelev, A. I. (2019). Istoriko-pedagogicheskiy analiz razvitiya i vnedreniya integrativnogo podkhoda v obrazovanii [Historical and pedagogical analysis of the development and implementation of an integrative approach in education]. Mir universitetskoy nauki: kul’tura, obrazovaniye [The world of university science: culture, education], 10, pp. 55–60. (In Russ.).

Shobonova, L. YU., Solomakha, Ye. N., Troilova, YU. I. (2023). Integrativnyy podkhod v professional’nom obuchenii studentov [Integrative approach in professional training of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 81–1, pp. 295–297. (In Russ.).

Hemmi, C., Banegas, D. L. (2021). CLIL: An overview. International perspectives on CLIL, pp. 1-20. URL: https://www.researchgate.net/publication/351675392_CLIL_An_Overview

Загрузки

Опубликован

08-01-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.