Результаты внедрения интегративного подхода в иноязычное образование обучающихся специалитета
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-44-50Ключевые слова:
интегративный подход, иноязычное обучение, специалитет, коммуникативные технологииАннотация
В статье анализируются особенности и возможности интегративного подхода к иноязычному образованию в неязыковом вузе, сфокусированному на подготовке будущих психологов. На теоретическом уровне автор исследует многокомпонентный состав профессионализма психологов, а также различные аспекты интегративного подхода. В своих изысканиях автор опирается на работы ведущих российских и зарубежных ученых в области иноязычного образования. Полученные результаты применяются к решению проблемы организации процесса формирования способности к письменной профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. Подтверждение теоретических положений исследования осуществляется в опытно-поисковой работе, направленной на изучение эффективности интегративного подхода к формированию способности к письменной профессионально ориентированной иноязычной коммуникации у будущих специалистов-психологов. Опытно-поисковая работа проводилась среди обучающихся 1 курса специалитета (15 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной). В статье описываются этапы исследования (констатирующий, формирующий, результативный), а также методы и приемы, использованные на каждом этапе, способствующие развитию у студентов глубокого понимания коммуникативных технологий и принципов эффективного письменного взаимодействия. Специфика применения интегративного подхода раскрывается на примере обучения студентов написанию сопроводительных писем и резюме. Автор описывает систему оценивания результатов обучения, включающую уровни сформированности компетенции и критерии оценки. В заключении приводятся результаты опытно-поисковой работы в экспериментальной и контрольной группах, демонстрирующие более высокие показатели сформированности компетенции в экспериментальной группе. Результаты подтверждают эффективность формирования способности к письменной профессионально- ориентированной иноязычной коммуникации на основе интегративного подхода.
Библиографические ссылки
Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009). Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. M.: Izdatel’stvo IKAR [M.: IKAR Publishing House], 448 p. (In Russ.).
Vanyagina, M. R. (2021). Integrativno-rekombinatsionnyy podkhod k obucheniyu inostrannym yazykam v vysshey shkole [Integrative-recombination approach to teaching foreign languages in higher education]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Journal of the Humanities], 4(37), pp. 32–36. (In Russ.).
Yermakova, L. A. (2016). Integrativnyy podkhod k obucheniyu: proshloye i nastoyashcheye [Integrative approach to learning: past and present]. Sovremennaya pedagogika [Modern pedagogy], 7. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815. (In Russ.).
Zav’yalova, M. S., Razdobarova, M. N. (2020). Integrativnyy podkhod k organizatsii obucheniya distsipline “Inostrannyy yazyk v professional’noy deyatel’nosti” [Integrative approach to organizing the teaching of the discipline “Foreign language in professional activity”]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology.], 3(52), pp. 157–163. (In Russ.).
Kotukh, Ye. V. (2020). Professional’naya podgotovka budushchego psikhologa: integrativnyy podkhod [Professional training of a future psychologist: an integrative approach]. PEM: Psychology. Educology. Medicine, 3, pp. 32–44. (In Russ.).
Mamedova, A. V. (2023). CLIL v professional’no oriyentirovannom obuchenii inostrannym yazykam [CLIL in professionally oriented teaching of foreign languages]. Sovremennyye voprosy ustoychivogo razvitiya obshchestva v epokhu transformatsionnykh protsessov: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 16 oktyabrya 2023 goda [Modern issues of sustainable development of society in the era of transformation processes: collection of materials of the XII International scientific and practical conference, Moscow, October 16, 2023]. Moscow : Alef, pp. 25–28. (In Russ.).
Ul’yanova, Ye. P., Ul’yanov, M. N., Arynbayeva, R. A. (2022). Integrativnyy podkhod na zanyatiyakh po russkoy literature v inoyazychnoy auditorii [Integrative approach in Russian literature classes for foreign language audiences]. Slovo, vyskazyvaniye, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul’turologicheskom aspektakh: Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. V 2-kh chastyakh, Chelyabinsk, 07–09 aprelya 2022 goda / Otv. redaktor L. A. Nefedova. Tom Chast’ 2 [Word, statement, text in cognitive, pragmatic and cultural aspects: Proceedings of the XI International Scientific Conference. In 2 parts, Chelyabinsk, April 7–9, 2022 / Responsible. editor L. A. Nefedova. Volume Part 2]. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 293–297. (In Russ.).
Sharova, Ye. I. (2023). Integrativnyy podkhod v prepodavanii distsiplin [Integrative approach in teaching disciplines]. Predprinimatel’stva i pedagogika [Entrepreneurship and pedagogy], 2, pp. 167–172. (In Russ.).
Shepelev, A. I. (2019). Istoriko-pedagogicheskiy analiz razvitiya i vnedreniya integrativnogo podkhoda v obrazovanii [Historical and pedagogical analysis of the development and implementation of an integrative approach in education]. Mir universitetskoy nauki: kul’tura, obrazovaniye [The world of university science: culture, education], 10, pp. 55–60. (In Russ.).
Shobonova, L. YU., Solomakha, Ye. N., Troilova, YU. I. (2023). Integrativnyy podkhod v professional’nom obuchenii studentov [Integrative approach in professional training of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 81–1, pp. 295–297. (In Russ.).
Hemmi, C., Banegas, D. L. (2021). CLIL: An overview. International perspectives on CLIL, pp. 1-20. URL: https://www.researchgate.net/publication/351675392_CLIL_An_Overview
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Светлана Игнатова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.