Воспитательный потенциал формирующего оценивания

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-39-43

Ключевые слова:

формирующее оценивание, воспитательный потенциал, самостоятельность, ответственность, метод, обучающиеся, университет

Аннотация

В статье предлагается расширить исследовательскую повестку формирующего оценивания как метода не только оценки учебных достижений, но и воспитания личности обучающегося. Актуальность исследования определяется особенностями современной деструктурированной социальной реальности и вызовами трансформации системы российского образования. В текущем контексте самостоятельность и ответственность рассматриваются как личностно и профессионально важные качества выпускников основных образовательных программ как гуманитарных, так и технических направлений подготовки и специальностей вуза. В этой связи обостряется необходимость внедрения новых или совершенствование традиционных средств и методов воспитывающего характера. В статье рассматриваются основные функции и определение формирующего оценивания. Особое внимание уделяется его воспитательному потенциалу и влиянию на развитие личности обучающегося вуза. Эмпирическое исследование направлено на изучение основных представлений обучающихся иностранному языку в нелингвистическом вузе о значении формирующего оценивания для личностного развития и профессионального становления. Выявленные субъективные оценки значимости предлагаемого метода подчеркивают важность использования воспитательного потенциала формирующего оценивания в образовательном процессе не только в образовательных учреждениях общего образования в РФ, но и в высшей школе. Результаты пилотного исследования могут быть востребованы для разработки авторских методик воспитания личности обучающегося. Полученные данные могут быть полезны преподавателям при организации эффективного взаимодействия со студентами и поддержки их образовательной траектории. Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением развития личностных и профессионально значимых качеств обучающихся вуза (самостоятельности, ответственности) посредством формирующего оценивания.

Биография автора

Ирина Бобыкина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка

Библиографические ссылки

Agapov, A. M., Beloluczkaya, A. K., Krasheninnikov, E. E., Levan, T. N., My`sina, T. Yu., Shiyan, O. A., Shherbakova, T. V. (2022). Formiruyushhee ocenivanie v vy`sshem obrazovanii: podxody` i texnologii [Formative assessment in higher education: approaches and technologies]. M.: NP Avtorskij klub. 56 р. (In Russ.).

Anan’ev, B. G. (1980). Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika. T. I. 231 р. (In Russ.).

Vikulina, M. A., Vilkova, L. V. (2019). E`lementy` metodiki formiruyushhego ocenivaniya uchebny`x dostizhenij v ovladenii inostranny`m yazy`kom obuchayushhimisya vuza [Elements of the methodology of formative assessment of educational achievements in foreign language acquisition by university students]. Vestnik Permskogo nacional`nogo issledovatel`skogo politexnicheskogo universiteta. Problemy` yazy`koznaniya i pedagogiki. 2. 131–139. doi: 10.15593/2224-9389/2019.2.12. (In Russ.).

Voronczov, A. B. (2018). Formiruyushhee ocenivanie: normy`, instrumenty`, procedury`. Kratkoe posobie po deyatel`nostnoj pedagogike [Formative assessment: norms, tools, procedures. A short guide to activity pedagogy]. M.: NP Avtorskij klub. 165 р. (In Russ.).

Voronczov, A. B. (2018). Formiruyushhee ocenivanie: podxody`, soderzhanie, e`volyuciya : Kratkoe posobie po deyatel`nostnoj pedagogike [Formative assessment: approaches, content, evolution : A short guide to activity pedagogy]. Chast` 1. Moscow : Nekommercheskoe partnerstvo sodejstviya nauchnoj i tvorcheskoj intelligencii v integracii mirovoj kul`tury` «Avtorskij Klub». 166 р. (In Russ.).

Zemlyanskaya, E. N. (2020). Kriterial`noe ocenivanie obrazovatel`ny`x dostizhenij studentov vuza [Criteria-based assessment of educational achievements of university students]. Pedagogika. Voprosy` teorii i praktiki. Vol. 5. 2. 142–147. doi:10.30853/ pedagogy.2020.2.2. (In Russ.).

Zemczov, D. I., Yas`kov, I. O. (2021). Neformal`ny`e studencheskie ob``edineniya v usloviyax pandemii COVID-19 [Informal student associations in the context of the COVID-19 pandemic]. Voprosy` obrazovaniya. 4. pp. 97–116. doi:10.17323/1814-9545- 2021-4-97-116. (In Russ.).

Kodrle, S. V., Lopatina, N. R. (2024). Sushhnost` formativnogo ocenivaniya kak didakticheskogo koncepta vy`sshego obrazovaniya [The essence of formative assessment as a didactic concept of higher education]. Pedagogika. Voprosy` teorii i praktiki. 9 (3). 169-176. doi: 10.30853/ped20240022. (In Russ.).

Kryazhev, M. G. (2003). Problema ocenki v psihologii [The problem of evaluation in psychology]. Filologiya i kul’tura. 1. 149– 157. (In Russ.).

Leont`ev, D. A. (2024). Ot fenomena samostoyatel`nosti k mexanizmam samodeterminacii [From the phenomenon of independence to the mechanisms of self-determination]. Voprosy` obrazovaniya. 1. 142–161. doi:10.17323/vo-2024-17626. (In Russ.).

Nikitin, I. V., Beloluczkaya, А. К. (2021). Konceptualizaciya formativnogo ocenivaniya v vy`sshem obrazovanii: rezul`taty` tematicheskogo analiza [Formative Assessment Conceptualizations in Higher Education: Thematic Analysis Results]. Vysshee Obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia. 11. 96–109. (In Russ.).

Pidkasistyj, P. I. (1998) Pedagogika [Pedagogy]. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii. 640 р. (In Russ.).

Psixologiya samoregulyacii v XXI veke (2011) [Psychology of self-regulation in the XXI century] : kollektivnaya monografiya / V. I. Morosanova, V. E. Klochko, K. A. Abul`xanova [i dr.]. Moscow-Sankt-Peterburg : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost`yu «Nestor-Istoriya». 468 p. (In Russ.).

Sorokin, P., Frumin, I. (2022). Obrazovanie kak istochnik dejstviya, sovershenstvuyushhego struktury`: teoreticheskie podxody` i prakticheskie zadachi [Education as a source of action that improves structures: theoretical approaches and practical tasks]. Voprosy` obrazovaniya. Vol. 1. 116–137. doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137. (In Russ.).

Black, P. J., Wiliam, D. (2009). Developing the Theory of Formative Assessment. Educational Assessment Evaluation and Accountability. Vol. 21 (1). doi.org/10.1007/s11092-008-9068-5 20

Black, P. J., Wiliam, D. (2010). Inside the Black Box: Raising Standards through Classroom Assessment. Phi Delta Kappan. Vol. 92 (1). doi.org/10.1177/003172171009200119

Irons, A., Elkington, S. (2021). Enhancing Learning through Formative Assessment and Feedback. L.: Routledge. 176 р. doi.org/10.4324/9781138610514

Thiry, H., Hug, S. T. (2021). Sustaining Student Engagement and Equity in Computing Departments during the COVID-19 Pandemic. Proceedings of the 52nd ACM Technical Symposium on Computer Science Education (Virtual Event, USA, 2021, March 13–20). 987–993. doi:10.1145/3408877.3432381

Загрузки

Опубликован

08-01-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.