Воспитательный потенциал формирующего оценивания
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-39-43Ключевые слова:
формирующее оценивание, воспитательный потенциал, самостоятельность, ответственность, метод, обучающиеся, университетАннотация
В статье предлагается расширить исследовательскую повестку формирующего оценивания как метода не только оценки учебных достижений, но и воспитания личности обучающегося. Актуальность исследования определяется особенностями современной деструктурированной социальной реальности и вызовами трансформации системы российского образования. В текущем контексте самостоятельность и ответственность рассматриваются как личностно и профессионально важные качества выпускников основных образовательных программ как гуманитарных, так и технических направлений подготовки и специальностей вуза. В этой связи обостряется необходимость внедрения новых или совершенствование традиционных средств и методов воспитывающего характера. В статье рассматриваются основные функции и определение формирующего оценивания. Особое внимание уделяется его воспитательному потенциалу и влиянию на развитие личности обучающегося вуза. Эмпирическое исследование направлено на изучение основных представлений обучающихся иностранному языку в нелингвистическом вузе о значении формирующего оценивания для личностного развития и профессионального становления. Выявленные субъективные оценки значимости предлагаемого метода подчеркивают важность использования воспитательного потенциала формирующего оценивания в образовательном процессе не только в образовательных учреждениях общего образования в РФ, но и в высшей школе. Результаты пилотного исследования могут быть востребованы для разработки авторских методик воспитания личности обучающегося. Полученные данные могут быть полезны преподавателям при организации эффективного взаимодействия со студентами и поддержки их образовательной траектории. Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением развития личностных и профессионально значимых качеств обучающихся вуза (самостоятельности, ответственности) посредством формирующего оценивания.
Библиографические ссылки
Agapov, A. M., Beloluczkaya, A. K., Krasheninnikov, E. E., Levan, T. N., My`sina, T. Yu., Shiyan, O. A., Shherbakova, T. V. (2022). Formiruyushhee ocenivanie v vy`sshem obrazovanii: podxody` i texnologii [Formative assessment in higher education: approaches and technologies]. M.: NP Avtorskij klub. 56 р. (In Russ.).
Anan’ev, B. G. (1980). Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika. T. I. 231 р. (In Russ.).
Vikulina, M. A., Vilkova, L. V. (2019). E`lementy` metodiki formiruyushhego ocenivaniya uchebny`x dostizhenij v ovladenii inostranny`m yazy`kom obuchayushhimisya vuza [Elements of the methodology of formative assessment of educational achievements in foreign language acquisition by university students]. Vestnik Permskogo nacional`nogo issledovatel`skogo politexnicheskogo universiteta. Problemy` yazy`koznaniya i pedagogiki. 2. 131–139. doi: 10.15593/2224-9389/2019.2.12. (In Russ.).
Voronczov, A. B. (2018). Formiruyushhee ocenivanie: normy`, instrumenty`, procedury`. Kratkoe posobie po deyatel`nostnoj pedagogike [Formative assessment: norms, tools, procedures. A short guide to activity pedagogy]. M.: NP Avtorskij klub. 165 р. (In Russ.).
Voronczov, A. B. (2018). Formiruyushhee ocenivanie: podxody`, soderzhanie, e`volyuciya : Kratkoe posobie po deyatel`nostnoj pedagogike [Formative assessment: approaches, content, evolution : A short guide to activity pedagogy]. Chast` 1. Moscow : Nekommercheskoe partnerstvo sodejstviya nauchnoj i tvorcheskoj intelligencii v integracii mirovoj kul`tury` «Avtorskij Klub». 166 р. (In Russ.).
Zemlyanskaya, E. N. (2020). Kriterial`noe ocenivanie obrazovatel`ny`x dostizhenij studentov vuza [Criteria-based assessment of educational achievements of university students]. Pedagogika. Voprosy` teorii i praktiki. Vol. 5. 2. 142–147. doi:10.30853/ pedagogy.2020.2.2. (In Russ.).
Zemczov, D. I., Yas`kov, I. O. (2021). Neformal`ny`e studencheskie ob``edineniya v usloviyax pandemii COVID-19 [Informal student associations in the context of the COVID-19 pandemic]. Voprosy` obrazovaniya. 4. pp. 97–116. doi:10.17323/1814-9545- 2021-4-97-116. (In Russ.).
Kodrle, S. V., Lopatina, N. R. (2024). Sushhnost` formativnogo ocenivaniya kak didakticheskogo koncepta vy`sshego obrazovaniya [The essence of formative assessment as a didactic concept of higher education]. Pedagogika. Voprosy` teorii i praktiki. 9 (3). 169-176. doi: 10.30853/ped20240022. (In Russ.).
Kryazhev, M. G. (2003). Problema ocenki v psihologii [The problem of evaluation in psychology]. Filologiya i kul’tura. 1. 149– 157. (In Russ.).
Leont`ev, D. A. (2024). Ot fenomena samostoyatel`nosti k mexanizmam samodeterminacii [From the phenomenon of independence to the mechanisms of self-determination]. Voprosy` obrazovaniya. 1. 142–161. doi:10.17323/vo-2024-17626. (In Russ.).
Nikitin, I. V., Beloluczkaya, А. К. (2021). Konceptualizaciya formativnogo ocenivaniya v vy`sshem obrazovanii: rezul`taty` tematicheskogo analiza [Formative Assessment Conceptualizations in Higher Education: Thematic Analysis Results]. Vysshee Obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia. 11. 96–109. (In Russ.).
Pidkasistyj, P. I. (1998) Pedagogika [Pedagogy]. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii. 640 р. (In Russ.).
Psixologiya samoregulyacii v XXI veke (2011) [Psychology of self-regulation in the XXI century] : kollektivnaya monografiya / V. I. Morosanova, V. E. Klochko, K. A. Abul`xanova [i dr.]. Moscow-Sankt-Peterburg : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost`yu «Nestor-Istoriya». 468 p. (In Russ.).
Sorokin, P., Frumin, I. (2022). Obrazovanie kak istochnik dejstviya, sovershenstvuyushhego struktury`: teoreticheskie podxody` i prakticheskie zadachi [Education as a source of action that improves structures: theoretical approaches and practical tasks]. Voprosy` obrazovaniya. Vol. 1. 116–137. doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137. (In Russ.).
Black, P. J., Wiliam, D. (2009). Developing the Theory of Formative Assessment. Educational Assessment Evaluation and Accountability. Vol. 21 (1). doi.org/10.1007/s11092-008-9068-5 20
Black, P. J., Wiliam, D. (2010). Inside the Black Box: Raising Standards through Classroom Assessment. Phi Delta Kappan. Vol. 92 (1). doi.org/10.1177/003172171009200119
Irons, A., Elkington, S. (2021). Enhancing Learning through Formative Assessment and Feedback. L.: Routledge. 176 р. doi.org/10.4324/9781138610514
Thiry, H., Hug, S. T. (2021). Sustaining Student Engagement and Equity in Computing Departments during the COVID-19 Pandemic. Proceedings of the 52nd ACM Technical Symposium on Computer Science Education (Virtual Event, USA, 2021, March 13–20). 987–993. doi:10.1145/3408877.3432381
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Ирина Бобыкина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.