Иммерсивное обучение как фактор формирования речевых умений у будущих учителей иностранного языка
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-26-31Ключевые слова:
иммерсивное обучение, инновационные цифровые технологии, дополненная реальность, виртуальная реальность, речевые умения, умения письма, умения аудирования, умения чтенияАннотация
В данной статье иммерсивное обучение рассматривается как фактор повышения готовности будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности: у них повышается уровень сформированности всех видов речевых умений, обучение носит продуктивный характер, процесс вовлеченности в иноязычную коммуникацию способствует ориентации на педагогическую деятельность. Обращение к инновационным цифровым технологиям соответствует духу времени и социальному заказу общества, позволяет организовать работу с использованием аутентичных материалов с учетом уровня сложности, развивает критическое мышление обучающихся. Погружение в виртуальную реальность дает возможность использовать различные формы работы, творчески подходить к процессу обучения иностранному языку и разрабатывать согласно поставленным целям и задачам методические материалы, носящие аутентичный характер и создающие эффект погружения и присутствия в стране изучаемого языка. C другой стороны, такое обучение носит практико-ориентированный характер, вооружает будущих учителей методическим инструментарием, который отвечает современным требованиям. Авторы отмечают, что иммерсивное обучение позволяет творчески подходить к процессу формирования продуктивных речевых умений, используя такие формы работы, как обращение к голосовому помощнику, телефонный звонок с целью получения информации; для формирования умений всех видов чтения и умения аудирования можно использовать аутентичные материалы на различных интернет-платформах; для развития умений письменной речи подходят такие виды заданий, как заполнение бланков, анкет, регистрация на сайтах, подготовка и размещение резюме. Использование VR-очков (посещение иммерсивного кинотеатра) позволяет погрузить обучающихся в «реальность» и воздействовать на все органы чувств. Задачей этой формы работы является активизация познавательного интереса обучающихся, развитие у них эмоциональной сферы и творческих способностей.
Таким образом, интеграция иммерсивного обучения в традиционный учебный процесс, по мнению авторов, придает процессу обучения аутентичный характер, позволяет будущим учителям стать полноправными участниками иноязычной коммуникации, примерить различные социальные роли. Все это снимает психологические барьеры, стимулирует познавательную деятельность обучающихся, мотивирует их к дальнейшему изучению иностранного языка и к использованию инновационных цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности.
Библиографические ссылки
Bolbakov, R. G., Cvetkov, V. YA., Matchin, V. T., Mordvinov, V. A. (2023). Primenenie immersivnyh tekhnologij v obuchenii [Application of immersive technologies in education]. Informatizaciya obrazovaniya i nauki, 1 (57), 19–26. (In Russ.).
Borodina, M. A., Apanasyuk, L. A. (2023). Ispol’zovanie autentichnyh materialov pri obuchenii anglijskomu yazyku [Teaching English by means of authentic materials]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social’nogo universiteta, 22, 2 (167), 126– 132. (In Russ.).
Bystraj, E. B., Skorobrenko, I. A. (2018). Rechevaya napravlennost’ uroka inostrannogo yazyka kak uslovie formirovaniya kommunikativnoj kompetencii obuchayushchihsya [The speech orientation of a foreign language lesson as the condition for forming the participants’ communicative competence]. Evrazijskij gumanitarnyj zhurnal, 2, 99–102. (In Russ.).
Vas’bieva, D. G. (2024). K voprosu ob immersivnom podhode k inoyazychnomu obrazovaniyu v vuze s ispol’zovaniem tekhnologij virtual’noj i dopolnennoj real’nosti [On the immersive approach using augmented and virtual reality technology to teaching a foreign language at a university]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 14, S1, 36–41. (In Russ.).
Vilisov, D. V. (2023). Sushchnost’ i soderzhanie sub”ektnoj pozicii obuchayushchihsya: psihologo-pedagogicheskij aspekt [Essence and content of the subject position of students: psychological and pedagogical aspect]. Sibirskij uchitel’, 3 (148), 53–58. (In Russ.).
Gorbunova, N. V. (2023). Primenenie tekhnologij virtual’noj real’nosti v kontekste professional’nogo obrazovaniya [Application of virtual reality technologies in the context of professional education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 79–1, 131–134. (In Russ.).
Emel’yanova, I. N., Teplyakova, O. A., Teplyakov, D. O. (2024). Sub’ektnaya poziciya studenta kak uslovie uspeshnosti professional’nogo obucheniya [Application of virtual reality technologies in the context of professional education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 33, 5, 9–30. (In Russ.).
Korneeva, N. Yu., Uvarina, N. V. (2022). Immersivnye tekhnologii v sovremennom professional’nom obrazovanii [Immersive technologies in modern professional education]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 6, 17–22. (In Russ.).
Kotov, G. S. (2021). Immersivnyj podhod v obrazovanii: vozmozhnosti i problemy realizacii [Immersive approach in education: possibilities and problems of implementation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 73–1, 179–182. (In Russ.). Marchenko, A. K., Chernyavskaya, N. E., Gaponenko, V. P. (2023). Ocenka effektivnosti immersivnogo podhoda pri obuchenii anglijskomu yazyku studentov tekhnicheskogo vuza [Evaluation of the effectiveness of the immersive approach in teaching English to students of a technical university]. Vestnik pedagogicheskih nauk, 5, 213–221. (In Russ.).
Pashchenko, T. V. (2024). Formirovanie kriticheskogo myshleniya u vzroslyh s ispol’zovaniem problemnoorientirovannogo
obucheniya v onlajn-srede [Critical thinking development in adult learners through problem-based learning in an online setting]. Voprosy obrazovaniya, 2, 226–250. (In Russ.).
Odaryuk, I. V., Gamparcumov, A. S., Petrova, V. I. (2024). Didakticheskij potencial immersivnyh tekhnologij v obuchenii inostrannym yazykam [Didactic potential of immersive technologies in teaching foreign languages]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 82–3, 271–274. (In Russ.).
Stepanova, A. V., Hartung, V. Yu. (2022). Immersivnyj metod v obuchenii inoyazychnym kommunikativnym navykam [Immersive method in teaching foreign language communication skills]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 6 (97), 100–101. (In Russ.).
Fortova, L. K., Satarova, M. I. (2024). Innovacionnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya klyuchevyh kompetencij u obuchayushchihsya [The use of innovative technologies as a means of forming key competencies among students]. Global’nyj nauchnyj potencial, 5 (158), 66–68. (In Russ.).
Shishov, S. E., Kal’nej, V. A., Ryahimova, E. G. (2023). Vliyanie immersivnogo obucheniya na vneshnyuyu i vnutrennyuyu motivaciyu studentov [The influence of immersive learning on the external and internal motivation of students]. Gumanizaciya obrazovaniya, 1, 11–29. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Елена Бароненко, Ирина Орлова, Юлия Райсвих, Иван Скоробренко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.