Дизайн образовательной среды как средство профессионального развития педагогических и руководящих работников
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-69-4-6-16Ключевые слова:
образовательная среда, педагогический дизайн, профессиональное развитие, проектное решение, проектная сессия, проектная команда, сценарный план образовательного событияАннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Изучение концептуальных основ государственной политики в сфере образования с точки зрения требований к созданию образовательной среды, а также анализ результатов диагностических исследований уровня субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации, проведенный авторами статьи, позволили выделить проблему исследования. Выявленная проблема заключается в недостаточной сформированности профессиональных компетенций у педагогических и руководящих работников, необходимых для формирования и развития образовательной среды. При этом требования со стороны государства к системе образования свидетельствуют о необходимости осуществления деятельности, связанной с формированием образовательной среды. Данное противоречие свидетельствует об актуальности предлагаемой публикации. Целью исследования стало подтверждение выдвинутого авторами предположения о том, что дизайн может стать одним из действенных механизмов создания образовательной среды, позволяющий обеспечить профессиональное развитие педагогических и руководящих работников. Методологическими основаниями исследования стали нормативный, аксиологический, проектный и событийный подходы.Результаты проведенного теоретического исследования позволили определить следующее: специально организованная педагогическая деятельность и сформированная особым образом функционально-значимая образовательная среда способствует индивидуальному личностному развитию работников образования. Данная идея позволила авторам обосновать выбор дизайна как одного из средств создания образовательной среды, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических и руководящих работников. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что проведенная научная систематизация и обобщение подходов к сущности образовательной среды и специфических особенностей применения педагогического дизайна позволили определить подходы к созданию образовательной среды, обеспечивающей профессиональное развитие педагогических и руководящих работников. Практическая значимость заключается в том, что авторы статьи предлагают» авторский подход к разработке проектного решения дизайна образовательной среды на примере реализации регионального проекта «Сетевая школа консультантов по достижению современного качества образования. Предложен сценарный план образовательного события как один из неотъемлемых компонентов проектного решения.
Библиографические ссылки
Akmambetova, M. E. (2019). Tekhnologicheskii podkhod k proektirovaniyu pedagogicheskogo dizaina v usloviyakh obrazovatel’nogo protsessa [Technological approach to the design of pedagogical design in the context of the educational process]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 6 (79), 75–77. (In Russ.).
Bulankina, N. E. (2022). Didakticheskii dizain professional’noi sredy pedagogicheskogo obrazovaniya [Didactic design of the professional environment of pedagogical education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 3, 64–74. (In Russ.).
Glazychev, V. L. (2006). Dizain kak on est’ [Design as it is]. Moscow, Evropa. 340 p. (In Russ.).
Ioffe, A. N. (2019). Pedagogicheskii dizain: bloki i moduli [Pedagogical design: blocks and modules]. Obrazovatel’naya politika, 3 (79), 88–99. (In Russ.).
Isaev, I. F. (2002). Professional’no-pedagogicheskaya kul’tura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. Moscow, Akademiya. 280 p. (In Russ.).
Kipriyanova, E. V. (2017). Pedagogicheskii dizain organizatsii prostranstva samoopredeleniya uchashchikhsya kak sotsializatsii nauchno-issledovatel’skogo i polikul’turnogo tipov [Pedagogical design of organizing the space of self-determination of students as socialization of research and multicultural types] Sbornik trudov Rossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii-seminara «Tvorchestvo molodykh issledovatelei v sisteme «shkola-nauka-vuz», Moscow, Regional’naya obshchestvennaya organizatsiya «Nauchno-tekhnicheskaya assotsiatsiya «Aktual’nye problemy fundamental’nykh nauk», 68–84.( In Russ.).
Kuznetsov, A. A. (2021). Pedagogicheskii dizain: kak proektirovat’ planiruemye obrazovatel’nye rezul’taty obuchayushchikhsya [Pedagogical design: how to design the planned educational outcomes of students?]. Informatika, 6 (325), 4–10. (In Russ.).
Lebedev, S. A. (2004). Filosofiya nauki: Slovar’ osnovnykh terminov [Philosophy of science: Dictionary of basic terms]. Moscow, Akademicheskii Proekt. 320 p. (In Russ.).
Manuilov, Yu. S. (2015). Sreda v voprosakh i otvetakh [Environment in questions and answers]. Vestnik KGPU im. V. P. Astaf‘eva, 1 (31), 12–18. (In Russ.)
Parfenova, A. G. (2022). Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti v dizaine obrazovatel’noi sredy [Psychological and pedagogical features in the design of the educational environment]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 5, 310–320. (In Russ.).
Romanova, K. E. (2023). Metodologicheskie osnovy pedagogicheskogo dizaina [Methodological foundations of pedagogical design]. Nauchnyi poisk: lichnost‘, obrazovanie, kul‘tura, 3 (49), 16–22. (In Russ.).
Rubtsov, V. V. (2001). O probleme sootnosheniya razvivayushchikh obrazovatel’nykh sred i formirovaniya znaniya (k opredeleniyu predmeta ekologicheskoi psikhologii) [On the Problem of the Relationship between Developing Educational Environments and the Formation of Knowledge (Towards Defining the Subject of Environmental Psychology)]. Materialy 2-i Ros. konf. po ekologicheskoi psikhologii, Moscow, Samara, 77–81. (In Russ.).
Safronova, E. M. (2004). Formirovanie nravstvenno-smyslovogo otnosheniya k obrazovaniyu kak tsel’ i rezul’tat shkol’nogo vospitaniya [Formation of a Moral-Semantic Attitude to Education as the Goal and Result of School Education]. Volgograd, Peremena, 4–6. (In Russ.).
Slobodchikov, V. I. (2001). O ponyatii obrazovatel’noi sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya [On the Concept of the Educational Environment in the Concept of Developing Education]. Materialy 2-i Ros. konf. po ekologicheskoi psikhologii. Moscow, Samara, 172–176. (In Russ.).
Niit, T., Heidmets, M. & Kruusvall, Yu. (Eds). (1985). Sotsial’no-psikhologicheskie osnovy sredoobrazovaniya [Social and Psychological Foundations of Environment Formation]. Tallin, 152 р. (In Russ.).
Titovets, T. (2021). Proektirovanie obrazovatel’noi sredy uchrezhdenii doshkol’nogo obrazovaniya v kontekste sovremennykh dostizhenii arkhitektury i dizaina [Design of the Educational Environment of Preschool Education Institutions in the Context of Modern Achievements of Architecture and Design]. Praleska, 7 (359), 3–7. (In Russ.).
Shirinkina, E. V. (2021). Proektirovanie pedagogicheskogo dizaina obrazovatel’noi sredy universiteta [Design of Pedagogical Design of the University’s Educational Environment]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury, 1 (46), 156–162. (In Russ.).
Yasvin, V. A. (2019). Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as a subject of measurement: examination, design, management]. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 448 р. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Татьяна Абрамовских, Алексей Коптелов, Александр Машуков
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.