Современные образы китайских героев (на примере компьютерной игры «Тёмный миф: Укун»)
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2025-71-2-91-99Ключевые слова:
китайские герои, Сунь Укун, конфуцианство, даосизм, антигероиАннотация
За последние 2000 лет на китайскую цивилизацию в значительной степени повлияли конфуцианство и даосизм, под влиянием которых сложился круг сюжетов и персонажей, связанных с темой героя. Для современной массовой культуры характерно обращение к традиционным образам и архетипам. С появлением таких культурных продуктов, как китайская компьютерная игра «Тёмный миф: Укун», традиционный образ героя Царя обезьян приобрел современный характер. В статье на примере «Сунь Укун» анализируется трансформация архетипа героя под влиянием конфуцианства и даосизма. Материалом для сравнения послужили изображения героя в классической китайской книге «Путешествие на Запад» и в современной компьютерной игре «Тёмный миф: Укун». Сравнивая образ героя Сунь Укун, мы приходим к такому выводу: Традиционный классический образ героя «Сунь Укун» обладает идеальными моральными качествами, которые высоко ценит китайский народ: самопожертвованием, интересами страны и народа на первом месте, обладает тремя благородными качествами конфуцианства: «жэнь, чжи, юн», но он скромен и осторожен, не гордится заслугами, обладает даосской моралью «несоперничества» и «пустоты и покоя». Образ героя в китайском стиле под влиянием современной культуры на основе первоначальных духовных качеств постепенно пробуждает себя, подчеркивает независимость своей личности, пропагандирует свою природу, настаивает на сопротивлении внешним силам, которые контролируют и подавляют его, но перед лицом интересов страны и народа он может проявить коллективизм и очень отождествляется со своей национальной культурой. Страна и нация нуждаются в героических образах. Героические образы в классической китайской культуре контекстуальны, имеют разные культурные значения в разные исторические периоды, которые неотделимы от социального и культурного контекста. Только героический образ, соответствующий культуре современного общества, может постоянно восстанавливаться и стать общей культурной памятью в сердцах людей.
Благодарности: Данная статья является промежуточным результатом проекта фонда планирования социальных наук провинции Ляонин в 2024 году «Исследование ценности и применения революционной культуры “шести городов” Ляонина в перспективе китайского национального сообщества в новом веке» (проект No L24CMZ002).
Библиографические ссылки
WANG Bi. (2011). Interpretation of “Dao De Jing” // Пекин: Китайское книгоиздательство [老子道德经注]. Beijing: Zhonghua Book Company [北京: 中华书局], 217 p. (In Chinese).
WANG Haihong. (2015). A postmodern interpretation of “The Monkey King: The Hero is Back” [《西游记之大圣归来》的后 现代性解读]. Movie Review [电影评介], 17, 17-19. (In Chinese).
Volkotrubova, A. V. (Translated from Chinese). (2018). “Dao De Tszin”. Kommentariy Patriarkha chan-buddizma Khanshan Detsina (Na russkom i kitayskom yazykakh) [“The Dao De Jing”. Commentary by the Patriarch of Chan Buddhism Hanshan Deqing (In Russian and Chinese)]. Chita: Express Publishing House, 208 p. (In Russ.).
LAI, Ganjian. (1995). The anti-hero is an important role of the postmodern novel [反英雄–后现代主义小说的重要角色]. Modern foreign literature [当代外国文学], 1, 140–146. (In Chinese).
LI, Kexin. (2022). An exploration of Jan Assmann’s theory of cultural memory [扬·阿斯曼文化记忆理论探微]. // Journal of Chaohu University [巢湖学院学报], 6, 81–88. (In Chinese).
LIN, Hai. (2017). On Sun Wukong’s “people-oriented” Confucianism to save the world and help people [略论孙悟空“以人为本” 救世济人的儒家思想] // Journal of Inner Mongolia Normal University (Philosophy & Social Sciences) [内蒙古师范大学学报(哲 学社会科学版)], 6, 305–307. (In Chinese).
LUO, Juan, WU, Hao. (2021). The transformation of the human and divine nature of “Sun Wukong” in the era of film and television [影视时代“孙悟空”人性与神性的转变] // Hubei Social Sciences [湖北社会科学], 4, 112–117. (In Chinese).
MEI, Xinlin, CUI, Xiaojing. (2008). A study of “Journey to the West” in the 20th century [20世纪《西游记》研究] // Beijing: Culture and Art Press [北京: 文化艺术出版社], 789 p. (In Chinese).
PU, Jiangqing. (2018). Manuscripts of Chinese Literary History (Ming and Qing Dynasty volumes) [中国文学史稿 (明清卷)]. Beijing: Beijing Press [北京: 北京出版社], 414 p. (In Chinese).
SU, Xun. (1999). Quan Shu [权书]. Beijing: National Press [北京: 民族出版社], 251 p. (In Chinese).
SUN, Ping, YANG Zi. (2020). Changes in the image of Sun Wukong in animated films of different eras [不同时代动画电影中孙 悟空形象的变迁]. Movie Review [电影评介], 20, 82–85. (In Chinese).
SUN, Qinshan. (2018). New notes on “Lun Yu” [论语新注]. Beijing: Zhonghua Book Company [北京: 中华书局], 523 p. (In Chinese).
WU, Cheng’en. (1987). Journey to the West [西游记]. Changsha: Yuelu shushe [长沙: 岳麓书社], 764 p. (In Chinese).
FANG, Yong. (2010). Translations and commentaries on “Meng zi” [孟子译注]. Beijing: Zhonghua Book Company [北京: 中华 书局], 305 p. (In Chinese).
CAO, Shule, LIU, Xuanbo. (2024). From “Journey to the West” to “Black Myth: Wukong”: Sun Wukong’s changing playful image and cross-media narrative [从《西游记》到《黑神话:悟空》:孙悟空的游戏形象变迁与跨媒介叙事]. Chinese digital edition [ 中国数字出版], 5, 27–34. (In Chinese).
JIN, Shoufu. (2017). Jan Assmann’s theory of cultural memory [扬·阿斯曼的文化记忆理论]. Foreign philology [外国语文], 2, 36–40. (In Chinese).
ZUO, Qiuming, CHEN, Tongsheng (translation with notes). (2013). Guo Yu [国语]. Beijing: Zhonghua Book Company [北京: 中 华书局], 737 p. (In Chinese).
ZHANG, Mei, LI, Jianwei. (2017). Heroic totem in the change of era – ethnocultural and psychological evolution of Sun Wukong’s image change [时代更迭中的英雄图腾–孙悟空形象变迁的民族文化心理演进]. Movie Review [电影评介], 22, 49–52. (In Chinese).
ZHANG, Xichen (proofreading). (1985). Collected Works of Zhang Zai [张载集]. Beijing: Zhonghua Book Company [北京: 中 华书局], 416 p. (In Chinese).
CHENG, Shude. (2013). Collection of interpretations of “Lun Yu” (part 1) [论语集释 (上)]. Beijing: Zhonghua Book Company [ 北京: 中华书局], 766 p. (In Chinese).
CHEN, Guying. (2007). Commentaries and translations of “Zhuang zi” [庄子今注今译]. Beijing: Zhonghua Book Company [北 京: 中华书局], 1043 p. (In Chinese).
CHEN, Xin. (2016). Beginning with the film adaptation of “Journey to the West”: a characterization of domestic superheroes in a modern aesthetic [从《西游记》的电影改编谈起–当代审美下国产超级英雄的人物塑造]. Journal of Beijing Film Academy [北 京电影学院学], 4, 58–63. (In Chinese).
CHEN, Houjun, YIN, Xinyi, GAO, Shang. (2023). A study of the changing image of Chinese animated characters: centered on Sun Wukong in “Journey to the West” [中国动画角色形象的变化研究–以《西游记》中的孙悟空为中心]. Gujin Wenchuang [古 今文创], 46, 108–111. (In Chinese).
Shtukin, A. (Translated from Chinese). (1987). Shitszin: Kniga pesen i gimnov [Shijing: A book of songs and hymns]. Moskva : Khudozhestvennaya literatura [Moscow: Art work], 351 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Фэн Цзин

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.