Визуализация женских образов на советских плакатах 1930-х годов
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-133-147Ключевые слова:
советский плакат, 1930-е годы, пропаганда, женщина, женские образы, визуализация, работница, крестьянка, восточница, общественницаАннотация
Плакат сыграл значительную роль в формировании и распространении советской идеологии. В статье рассматривается пропагандистский аспект женских образов советских плакатов 1930-х гг. После установления советской власти в стране началась реализация политики, направленной на раскрепощение женского населения: равноправие закрепляется на законодательном уровне, экономическая эмансипация начинает связываться с активным привлечением женщин в профессиональную сферу. Женщины были массово задействованы в индустриализации, коллективизации, выполнении пятилетних планов и поднятии уровня культуры. Значительную роль в изменении мировоззрения женщин, их поведения сыграли политические плакаты. Автор рассматривает типологию женских образов, представленных на советских политических плакатах, сформированных в условиях масштабной пропагандистской деятельности. С начала указанного десятилетия выпуск плакатной продукции был взят под контроль ЦК ВКП(б), вследствие чего тематическое разнообразие плакатов координировалось партийными постановлениями. С помощью исторического, системного, классификационного методов анализируются изображения женщин на плакатах, выявляются популярные женские образы (женщины-работницы, женщины-крестьянки, женщины-восточницы, женщины-общественницы) и причины их формирования, рассматривается влияние деятельности коммунистической партии, партийной идеологии на утверждение актуальных женских образов. В свете формирования советской идеологии основной героиней плаката становится работающая женщина, женщина-труженица, в изображении которой прослеживаются новые каноны женственности и женской красоты, акцентируется внимание на деталях, символике, цвете. В условиях, когда часть населения оставалась неграмотной, плакат являлся эффективным средством информирования об изменениях в обществе, пропаганды нового строя, героев, ценностей, социализации - вовлечения женщин в профессиональную, общественную деятельность.
Библиографические ссылки
Atanova, S. A. (2021). “Borites za osvobozhdenie zhenshhiny Vostoka!”. Sovetskie kovry i plakaty za e`mansipaciyu zhenshhin Centralnoj Azii v 1920–1930-e gg. [“Fight for the liberation of the woman of the East!” Soviet carpets and posters for the emancipation of Central Asian women in the 1920s and 1930s.] // Sibirskie istoricheskie issledovaniya, 3, 140–170. DOI 10.17223/2312461X/33/7. (In Russ.).
Barysheva, E. V. (2011). Reprezentaciya vlasti kak forma politicheskogo konstruirovaniya social`noj sredy [Representation of power as a form of political construction of the social environment] // Vestnik RGGU. Seriya : Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodny`e otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie, 1(62), 123–131. (In Russ.).
Blyumin, M. (2017). Platok kak znamya revolyucii [A handkerchief as a banner of revolution] // NLO, 45. available at: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/45_tm_3_2017/article/1267. (In Russ.).
Buslenko, N. I. (1987) Diversanty s mikrofonami : Razoblacheniya tekh, kto vdohnovlyaet, organizuet i osushchestvlyaet podryvnuyu radiopropagandu protiv SSSR [Saboteurs with microphones : Revelations of those who inspire, organize and carry out subversive radio propaganda against the USSR]. Rostov-on-Don: Rostov University Press, 189 p. (In Russ.).
Volodina, N. A. & Alekhin, E. V. (2015). Sovetskij plakat v sisteme bol’shevistskoj propagandy : obraz budushchego (1917– 1941 gg.) [The Soviet Poster in the Bolshevik Propaganda system : the Image of the Future (1917–1941)] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 21, 179–181. (In Russ.).
Golovin, Yu. A. & Kohanaya, O. E. (2018). Gazeta “Pionerskaya pravda” kak fenomen effektivnoj kommunikacii [Newspaper “Pionerskaya Pravda” as a phenomenon of effective communication] // Reklama i svyazi s obshchestvennost’yu : tradicii i innovacii : mater. Shestoj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Rostov-on-Don : RSTU, 13–24. (In Russ.).
Gurevich, P. S. (1987). Propaganda v ideologicheskoj bor’be [Propaganda in the ideological struggle]. Moscow : Higher School, 262 p. (In Russ.).
Drozdova, A. V. (2014). Vizual’nost’ kak fenomen sovremennogo mediaobshchestva [Visuality as a phenomenon of the modern media community] // Diskussiya, 10(51), 29–36. (In Russ.).
Efimenko, A. A. (2017). Hudozhestvennye tekhnologii v sovetskom social’nom plakate [Artistic technologies in the Soviet social poster] // Nauka, obrazovanie i kul’tura, T. 2, 5(20), 61–63. (In Russ.).
Zazaeva, N. B. (2017). Razvitie propagandy kak kommunikativnoj tekhnologii v sovremennoj Rossii [The development of propaganda as a communication technology in modern Russia] // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya, T. 17, 4, 103–110. DOI: 10.22394/1682-2358-2017-4-103-110. (In Russ.).
Kornilov, E. A. (1984). Sovetskaya pechat’ Dona i Severnogo Kavkaza. 1917–1925 : istoricheskaya tipologiya [ The Soviet seal of the Don and the North Caucasus. 1917–1925 : historical typology]. Rostov-on-Don: Rostov University Press, 171 p. (In Russ.).
Kuznecov, I. V. & Shumakov, A. V. (1980). Partijno-sovetskaya pechat’ Moskvy, (1917–1945 gg.) [The Party-Soviet Press of Moscow, (1917–1945)] : monografiya. Moscow : Moscow Worker, 447 p. (In Russ.).
Kulyapin, A. I. (2011). Odna : sovetskaya zhenshchina v literature i kul’ture tridcatyh godov [One : a Soviet woman in the literature and culture of the thirties] // Filologiya i chelovek, 4, 158–164. (In Russ.).
Kulyapin, A. I. & Skubach, O. A. (2013). Mifologiya sovetskoj povsednevnosti v literature i kul’ture stalinskoj epohi [The Mythology of Soviet Everyday Life in Literature and Culture of the Stalin Era] : monografiya. Moscow : Languages of Slavic culture, 240 p. (In Russ.).
Minaeva, O. D. (2016). Formirovanie i razvitie sistemy periodicheskih izdanij dlya sovetskih zhenshchin v 1917–1941 gg. : dis. ... d-ra filol. nauk : 10.01.10 – zhurnalistika [Formation and development of the system of periodicals for Soviet women in 1917–1941. Abstract of thesis]. Moscow : Lomonosov Moscow State University, 592 p. (In Russ.).
Morozova, E. A. (2009). Semantika zhenskoj seksual’noj privlekatel’nosti v sovetskoj kul’ture 30-h godov [The semantics of female sexual attractiveness in the Soviet culture of the 30s] // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 117, 341–345. (In Russ.).
Nikolaeva, M. F. (2013). Modeli identifikacii cheloveka v sovetskoj kul’ture (na materiale sovetskogo plakatnogo iskusstva 1917– 1941) : dis. kand. kul’turologii : 24.00.01 – teoriya i istoriya kul’tury [Models of human identification in Soviet culture (based on the material of Soviet poster art 1917–1941. Abstract of thesis)]. St. Petersburg: A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, 198 p. (In Russ.).
Nikolaeva, M. F. (2012). Sovetskij plakat (1917–1941) : mezhdu iskusstvom i medijnoj tekhnologiej [Soviet Poster (1917–1941) : between Art and Media Technology] // Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 3(24), 129–132. (In Russ.).
Nurok, A. Yu. (1962). Sovetskij plakat v bor’be za kommunizm [A Soviet poster in the struggle for Communism]. Moscow : Publishing House of the USSR Academy of Arts, 61 p. (In Russ.).
Ovsepyan, R. P. (1996) Istoriya novejshej otechestvennoj zhurnalistiki (fevr. 1917–nach. 90-h gg.) [The history of modern Russian journalism (February 1917–early 90s).]. Moscow: Moscow University Press, 206 p. (In Russ.).
Polonskij, V. (1925). Russkij revolyucionnyj plakat [Russian Revolutionary Poster] : monografiya. Moscow : State Publishing House, 312 p. (In Russ.).
Pochepcov, G. G. (2004). Propaganda i kontrpropaganda [Propaganda and counter-propaganda]. Moscow : Centr, 252 p. (In Russ.).
Ryabov, O. V. (2006). “Rodina-Mat” : istoriya obraza [“Motherland” : the history of the image] // Zhenshchina v rossijskom obshchestve, 3, 33–46. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2018). Vizual’nyj obraz v SMI – formirovanie mediaestetiki potrebitelya massovoj informacii [Visual image in the media – formation of media aesthetics of the consumer of mass media] // Znak : problemnoe pole mediaobrazovanija, 3(29), 83–92. (In Russ.).
Slepuhin, V. V. (2019). Zhanr plakata v formirovanii zhiznennoj sredy sovetskogo cheloveka : 1920–1930-e gody [The poster genre in the formation of the living environment of the Soviet man : the 1920s–1930s] // Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury, 2, 159–171. (In Russ.).
Snopkov, A. E. & Snopkov, P. A. & Shklyaruk, A. F. (2004). Shest’sot plakatov [Six hundred posters]. Moscow : Kontakt-Kultura, 191 p. (In Russ.).
Ul’yanova, S. B. (2007). Pervoe desyatiletie oktyabrya v sisteme sovetskoj propagandy [The first decade of October in the Soviet propaganda system] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya, 2, 157–162. (In Russ.).
Hloponina, O. O. (2017). “Zhenskij mir” v sovetskom plakate 1910–1930-h godov : evolyuciya mifologicheskih konstruktov [The “Women’s World” in the Soviet Poster of the 1910s and 1930s : the evolution of mythological constructs] // Znanie. Ponimanie. Umenie, 4, 287–295. DOI 10.17805/zpu.2017.4.25. (In Russ.).
Hloponina, O. O. (2017). Transformaciya zhenskoj obraznosti v sovetskom kinematografe 1920–1930-h gg. [The transformation of female imagery in Soviet cinema in the 1920s and 1930s.] // Znanie. Ponimanie. Umenie, 2, 140–151. DOI 10.17805/zpu.2017.2.11. (In Russ.).
Shabatura, E. A. (2006). Obraz “novoj zhenshchiny” v sovetskoj kul’ture 1917–1929 gg. : avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskih nauk : 07.00.02 – otechestvennaya istoriya [The image of the “new woman” in Soviet culture 1917–1929. Abstract of thesis]. Omsk : Dostoevsky Omsk State University, 25 p. (In Russ.).
Shamanina, T. S. (2019). Obraz zhenshchiny v sovetskom plakatnom iskusstve mezhvoennogo perioda (1918–1939 gg.) [The image of a woman in Soviet poster art of the interwar period (1918–1939)] // Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1 : Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury, T. 25, 1(183), 139–144. (In Russ.).
Sharkov, F. I. (2016). Vizualizaciya politicheskogo mediaprostranstva [Visualization of the political media space] // Polis. Politicheskie issledovaniya, 5, 97–107. DOI 10.17976/jpps/2016.05.08. (In Russ.).
Yakovlev, A. I. (1984). Effektivnost’ ideologicheskoj raboty [The effectiveness of ideological work]. Moscow : Politizdat, 304 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.