Трансформация визуальной концепции времени в информационной программе Первого канала «Время»
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-107-116Ключевые слова:
рекламный текст, медиарекламная картина мира, концепт времени, визуализация концепт, телевидение, телевизионная программа «Время»Аннотация
Работа посвящена исследованию трансформации визуальной концепции времени в медийном контексте на примере программы Первого канала «Время», которая является старейшей из большеформатных информационных передач программ отечественного телевидения. В работе проанализированы основные парадигмы исследования образов времени и пространства в отечественной и зарубежной культуре; выявлено, что медийная картина мира, отражая всё многообразие типов связей и отношений между объектами реальности, представлена множеством различных хронотопов, т. е. единством пространственно-временных связей, транслирующих определенные культурные смыслы. В исследовании показана динамика визуальной составляющей концепта времени в программе «Время», которая на протяжении длительного времени, благодаря широкому охвату аудитории и высокому уровню ее доверия, формирует у потребителей медиаконтента определенную картину реальности. В ходе исследования сделан вывод о том, что визуальная концепция времени в программе менялась, пройдя путь от статичных образов времени – через образы кругового и линейного движения – к динамическому образу времени как спиральному поступательному движению. Показано, что программа «Время» стала не только отражением динамики в восприятии образов времени и пространства аудиторией, но и активно влияла на трансформацию этих представлений. На формирование структурной целостности медийной картины мира преобладающее влияние оказывают не только культурные стереотипы в представлениях человека о пространстве и времени, но и возможности инфокоммуникационных технологий передачи и восприятия этих феноменов.
Библиографические ссылки
Artamonov, D. S. (2021). Vremya v tsifrovoy istorii [Time in digital history]. News of Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. Vol. 21. No. 2. 125–129. (In Russ.).
Batasheva, A. A. (2019). Interpretatsiya mediasobytiy kak element formirovaniya natsional’noy kartiny mira [Interpretation of media events as an element of the formation of a national picture of the world]. Media in the modern world. 58th St. Petersburg Readings : materials of the International Scientific Forum. In 2 vol. Vol. 2. 208–210. (In Russ.).
Bakhtin, M. M. (1975). Formy vremeni i khronotopa v romane: ocherki po istoricheskoy poetike [Forms of time and chronotope in the novel: essays on historical poetics]. Questions of literature and aesthetics. Moscow : Khudozhestvennaya literatura. 234–407. (In Russ.).
Bergson, A. (1999). Tvorcheskaya evolyutsiya. Materiya i pamyat’ [Creative evolution. Matter and memory]. Minsk : Harvest. 1407 p. (In Russ.).
Bykov, D. V. (2023). Spetsifika podgotovki novostnykh televizionnykh materialov na kul’turnuyu tematiku [Specifics of preparing television news materials on cultural topics]. Journalism of the 21st century: in the space of culture : materials of the International scientific and practical conference. St. Petersburg: Mediapaper. 304–310. (In Russ.).
Wierzbicka, A. (1996). Yazyk. Kul’tura. Poznanie [Language. Culture. Cognition]. Moscow : Russkie slovari. 416 pp. (In Russ.).
Grushina, N. B. (2021). Kontsept vremeni v kontseptosfere sovremennogo russkogo yazyka [The concept of time in the conceptual sphere of the modern Russian language]. Current issues of modern linguistics. Tikhonov readings : materials of the International scientific conference. Yelets : Publishing house of Yelets State University. I. A. Bunina. 408–412. (In Russ.).
Ezhova, E. N. (2009). Prostranstvo i vremya v media-reklamnoy kartine mira [Space and time in the media-advertising picture of the world] : monograph. Moscow : Ileksa ; Stavropol : Publishing house of the Stavropol State University. 178 p. (In Russ.).
Zakharov, E. E. (2018). Printsipy videomontazha i transformatsiya obraza vremeni v audiovizual’noy kommunikatsi [Principles of video editing and transformation of the image of time in audiovisual communication]. Communication in the modern world : materials of the International Scientific and Practical Conference “Problems of Mass Communication”. Voronezh : Publishing house of Voronezh State University. 121–123. (In Russ.).
Kashchuk, A. A. (2021). Sovremennyy yazyk vizual’noy kommunikatsii [Modern language of visual communication]. Russian school of public relations : almanac. Vol. 21. Moscow. 58–70. (In Russ.).
Lomakin, B. E. (2022). Model’ mediasobytiya kak elementa mediynoy kartiny mira [Model of a media event as an element of the media picture of the world]. Modern discourse analysis. No. 2 (30). 12–18. (In Russ.).
Lotman, Yu. M. (1999). Vnutri myslyashchikh mirov: chelovek – tekst – semiosfera – istoriya [Inside thinking worlds: man – text – semiosphere – history]. Moscow : Languages of Russian culture. 447 p. (In Russ.).
Lukov, M. V. (2005). Televidenie kak «tret’ya real’nost’» i televizionnaya kartina mira (aspekty tezaurusnogo analiza) [Television as a “third reality” and the television picture of the world (aspects of thesaurus analysis)]. Thesaurus analysis of world culture. Vol. 1. Moscow : Moscow State University Publishing House. 56–74. (In Russ.).
Parkhomenko, I. V. (2014). Khudozhestvennye vyrazitel’nye sredstva novostnogo efira (na primere voskresnykh vypuskov programmy «Vremya») [Artistic expressive means of news broadcast (using the example of Sunday editions of the Vremya program)]. Bulletin of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism. No. 1. pp. 199–202. (In Russ.).
Savelyeva, V. V. (1996). Khudozhestvennyy tekst i khudozhestvennyy mir [Literary text and artistic world]. Almaty: Dyke-Press LLP. 191 p. (In Russ.).
Toporov, V. N. (2004). Issledovaniya po etimologii i semantike [Research on etymology and semantics]. Vol. 1. Moscow : Languages of Slavic culture. 816 pp. (In Russ.).
Tulupov, V. V. (2001). Gazeta: marketing, dizayn, reklama. Novye tendentsii v izdanii gazet [Newspaper: marketing, design, advertising. New trends in newspaper publishing]. Voronezh : Kvarta. 320 pp. (In Russ.).
Cherevko, T. S. (2013). Informatsionno-analiticheskie programmy federal’nykh telekanalov kak instrument formirovaniya imidzha strany : na primere vypuskov «Vesti nedeli», «Voskresnoe “Vremya», «Segodnya. Itogovaya programma» [Information and analytical programs of federal television channels as a tool for forming the image of the country: on the example of the releases “News of the Week”, “Sunday Time”, “Today. Final Program”] : diss. ... cand. of philological : 10.01.10. Moscow, 2013. 217 pp. (In Russ.).
Cherednichenko, L. V., Cherepanova A. D. (2023). Sotsial’no znachimoe sobytie kak predmet otobrazheniya i analiza v zhurnalistskom tekste [A socially significant event as a subject of display and analysis in a journalistic text]. Naukosfera. No. 5 (2). 403–407. (In Russ.).
Chugunova, S. A. (2008). Obraz vremeni v razlichnykh kul’turakh: obzor [The image of time in different cultures: a review]. Questions of psycholinguistics. Vol. 7. 122–129. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.