Интерактивные элементы в дизайне сайтов СМИ: медиаэстетический подход

Авторы

  • Светлана Симакова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-5248-9459
  • Сергей Еременко Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-74-80

Ключевые слова:

визуализация, дизайн, интерактивность, интерактивные элементы, медиаэстетика, региональные медиа, сайты СМИ

Аннотация

Исследование посвящено оценке визуальной и функциональной составляющей интерактивных элементов на сайтах СМИ с точки зрения медиаэстетики. Рассмотрена модель медиаграмотности в части визуалистики, присущей дизайну сайтов региональных медиа. В работе представлены критерии определения функционального дизайна с набором интерактивных инструментов для комплексного отражения контента СМИ. Дизайны сайтов региональных интернет-медиа рассмотрены не только с позиции визуалистики, общего восприятия информации, но и с точки зрения технического наполнения. Детально проанализированы применяемые в структуре сайта интерактивные элементы, которые служат дополнением к предоставляемому контенту, что в свою очередь помогает читателю погрузиться в журналистские материалы, подробнее ознакомиться с информацией, лучше подчеркнуть для себя важные детали, получить необходимые данные в интересной, функциональной, интерактивной форме. В исследовании внимание было сосредоточено на региональных СМИ. Проанализированы дизайны сайтов шести медиа Челябинской и Свердловской областей. Интерактивные инструменты рассматриваются как механизм создания двумерного и трехмерного пространства, а также как способ достижения динамичности разделов сайта и его контента. Эти аспекты в статье рассматриваются с точки зрения модели медиаграмотности и медиаэстетического подхода, которые определяет в своих исследованиях Г. Зеттл. В русле этой традиции в работе предложены критерии оценивания интернет-ресурсов с позиции медиаэстетики. Сайты региональных СМИ рассматриваются по схеме, в которую включены три таких важных критерия качества контента, как набор интерактивных инструментов, их медиаэстетический характер и уровень взаимодействия с аудиторией в процессе использования данного инструментария.

Биографии авторов

Светлана Симакова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства

Сергей Еременко, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

студент кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Vasileva, E. N. (2022). Interaktivnost’ setevykh SMI: funktsional’nye zadachi i formy [Interactivity of online media: functional tasks and forms]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnye nauki, 3, 102–107. (In Russ).

Zagidullina, M. V. (2019). Mediaestetika i estetika zhurnalistiki: k voprosu o razgranichenii fenomenov [Media aesthetics and journalism aesthetics: on the issue of distinguishing phenomena]. Media v sovremennom mire, 150–151. (In Russ).

Bykov, I. A., Majorov, D. A., Slutsky, P. A., & Filatova, O. G. (2010). Internet-tekhnologii v svyazyakh s obshchestvennost’yu [Internet technologies in public relations: a textbook]. St. Petersburg: Roza Mira. 275 p. (In Russ).

Itten, I. (2007). Iskusstvo tsveta [The Art of Colour]. Moscow: D. Aronov Publishing House. 94 p. (In Russ).

Lukina, M. M., & Fomicheva, I. D. (2005). SMI v prostranstve Interneta [Media in the Internet space]. Moscow: Faculty of Journalism, Moscow State University named after M. V. Lomonosov. 87 p. (In Russ).

Zagidullina, M. V. & Kiklevich, A. K. (Eds.) (2020). Mediaesteticheskiy komponent sovremennoy kommunikatsii [Media aesthetic component of modern communication: collective monograph]. Chelyabinsk: Chelyabinsk branch of RANEPA. 293 p. (In Russ).

Minkova, E. V., & Topchii, I. V. (2021). British Museum and Louvre: A Comparative Analysis of Official Websites. Chelyabinskij Gumanitarij, 3 (56), 33–41. DOI 10.47475/1999-5407-2021-10305. (In Russ).

Nikitenko, A. A. (2009). Interaktivnost’, mul’timediynost’, gipertekstual’nost’ kak determiniruyushchie tipologicheskie priznaki setevykh izdaniy [Interactivity, multimedia, hypertextuality as determining typological features of online publications]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 1, 159–166. (In Russ).

Orlova, M. Yu. (2014). Interaktivnost’ internet-zhurnalistiki: chitatel’ kak istochnik informatsii i kritik [Interactivity of internet journalism: the reader as a source of information and critic]. Chelovek v informatsionnom prostranstve, 191–194. (In Russ).

Piskareva, Yu. A. (2021). Osobennosti oformleniya onlayn-SMI na primere internet-izdaniya [Features of online media design on the example of an internet publication]. Obrazovatel’nyy portal «Spravochnik», available at URL: https://spravochnick.ru/zhurnalistika/osobennosti_oformleniya_onlayn-smi_na_primere_internet-izdaniya/ (accessed: 14.07.2024).

Simakova, S. I. (2020). Estetika zhurnalistiki i mediaestetika [Aesthetics of journalism and media aesthetics]. Professional’naya kul’tura zhurnalista v epokhu sotsial’nykh i tekhnologicheskikh transformatsiy mediasfery. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 225–227. (In Russ).

Kuzmina, N. A. (Ed.). (2013). Sovremennyy mediatekst [Modern media text: a textbook]. 2nd ed., rev. Moscow: FLINTA: Nauka. 416 p. (In Russ).

Topchii, I. V. (2021). Official Museum Website: Criteria for Evaluating the Site and Their Testing on the Example of the Portal of the Chelyabinsk State Historical and Cultural Reserve «Arkaim». Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (41), 27–36. DOI 10.47475/2070-0695-2021-10303. (In Russ).

Minaeva, L. V. (Ed.). (2010). Uchebnyy slovar’ yazyka svyazey s obshchestvennost’yu [Educational dictionary of the language of public relations]. Moscow: Rus.yaz.-Media: Drofa. 388 p. (In Russ).

Chumikov, A. N. (2011). Sovremennye PRtekhnologii raboty v internete [Modern PR technologies for working on the internet]. Ryazan: Asmin Print. 135 p. (In Russ).

Shulepov, A. (2023). Interaktivnye elementy v veb-dizayne: dobavlenie animatsii i vizual’nogo interesa [Interactive elements in web design: adding animation and visual interest]. VC.ru, available at URL: https://vc.ru/u/22269-aleksandr-shulepov/881903-

interaktivnye-elementy-v-veb-dizaine-dobavlenie-animacii-i-vizualnogo-interesa (accessed: 14.07.2024).

Lasswell, H. (1948). Structure and Function of Communication in Society. The Communication of Ideas ; ed. L. Bryson. New York: Harper and Brothers, 37–51.

Simakova, S. & Topchii, I. (2020). Media aesthetic component in special projects of the “Arguments and Facts” edition. Przegląd Wschodnioeuropejski, XI/2, 499–507.

Zettl, H. (2011). Sight, sound, motion. Boston, MA: Wadsworth Cengage Learning. 422 р.

Загрузки

Опубликован

03-11-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.