Тенденции креолизации текстов (на примере номинантов международной журналистской премии FJA)

Авторы

  • Ева Меркачёва Редакция газеты «Московский комсомолец»; Московский международный университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-68-73

Ключевые слова:

журналистика, креолизованный текст, журналистский текст, международная премия, визуализация

Аннотация

Цель данного исследования - рассмотреть тенденции развития креолизованных журналистских текстов на примере публикаций лауреатов крупной международной премии FJA. Автор ставил задачу на основе принятой в этой области типизации классифицировать такие работы, определить тенденции креолизации журналистских материалов, которые способствуют признанию их экспертным сообществом. Автор применил статистический метод исследования, использовав в качестве исследуемой выборки журналистские публикации, отобранные в шорт-лист международной премии FJA в период 2019-2023 гг. Признаковое пространство анализа публикаций было сформировано на основе наиболее распространенных классификаций креолизованных текстов.Основной вывод , который делается в результате исследования: в цифровую эпоху многие тексты, прежде всего созданные консорциумами СМИ, сопровождаются многочисленными дополнениями в виде невербальных (паралингвистических, визуальных) элементов, что позволяет лучше проиллюстрировать проблему и погрузить читателя в контекст истории, а также с помощью экспрессивной функции вызвать большую вовлеченность аудитории.В то же время вербальный компонент остается основой почти всех публикаций. Баланс между вербальной и невербальной частями, корректность использования паралингвистических элементов без излишней драматизации, ложных ассоциаций и прочих элементов манипулирования - всё это является главными критериями качества креолизованного текста в журналистских материалах, которые признавались лучшими на международных конкурсах.Несмотря на увеличение видов востребованных визуальных элементов в журналистских публикациях, вербальная часть остается основной и в подавляющем большинстве случаев способна передать суть медиатекста адресату без сопровождающих ее графических и интерактивных элементов.При этом разнообразие использованных визуальных элементов не коррелирует с качеством статей (по оценке жюри рассматриваемого журналистского конкурса), что также говорит о вспомогательной роли невербального компонента.

Биография автора

Ева Меркачёва, Редакция газеты «Московский комсомолец»; Московский международный университет, Москва, Россия

соискатель ученой степени кандидата наук кафедры журналистики Московского международного
университета; обозреватель при главном редакторе, АО «Редакция газеты “Московский комсомолец”»

Библиографические ссылки

Anisimova, E. E. Text linguistics and intercultural communication. Tutorial. M.: Academy. 2003. 128 p.

Bakhtin, M. M. Aesthetics of verbal creativity. M. 1986. 445 p.

Berezin, V. M. Mass communication: essence, channels, actions. M.: RIP-holding, 2003, 174 p.

Valgina, N. S. Theory of text. M.: Alliance, 2019, 280 p.

Voroshilova, M. B. Creolized text: aspects of study // Political linguistics. Issue (1)21 / Ural. state ped.University; Editor-in-chief Chudinov A.P. Ekaterinburg. 2007. pp. 75–80.

Vyrovtseva, E.V. Creolization of a journalistic text as a way of expressing the author’s position // Bulletin of ChelSU. 2017. No. 12 (408). pp. 46–55.

Gromova, N. S. Creolization of printed media texts as a way of manipulating the addressee // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2014. No. 8 (No. 38). Part 1, pp. 59–63.

Dubovitskaya, L.V. The phenomenon of creolized text (based on the material of creolized texts of written communication): diss. K. philol. n. M. 2013. 161 p.

Kodra, O. A. Creolized text in modern print media: structural and functional characteristics. abstract diss. Ph.D. Philol. Sci. M. 2013, 20 p.

Lenkova, T. A. Hermeneutics as the basis for the analysis of creolized media text // Litera. 2022. No. 7. P: 60–69.

Maksimenko, O. I. Polycode vs. creolized text: the problem of terminology // Bulletin of RUDN University, series Theory of Language. Semiotics. Semantics, 2012. No. 2. P. 93–101.

Simakova, S.I. Visualization in the media: forced necessity or objective reality // Bulletin of Samara University. 2017. No. 1.2. pp. 135–138.

Skorokhodova, E. Yu., Borodyanskaya, E. A. Creolized texts in modern media as the formation of the reader’s assessment of events and emotions // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2020. Volume 13. Issue 3. pp. 242–245.

Skorokhodova, E. Yu. The theory of norms and its implementation in the texts of modern media. M.: Prometheus. 2006. 212 p.

Sonin, A.G. Understanding polycode texts: the cognitive aspect. M.: Institute of Linguistics RAS. 2005. 219 p.

Sorokin, Yu. A., Tarasov E. F. Creolized texts and their communicative function // Optimization of speech influence / resp. ed. R. G. Kotov. M.: Science. 1990, pp. 180–186.

Sorokin, Yu. A. Psycholinguistic aspects of text learning. M.: Science. 1985, 168 p.

Загрузки

Опубликован

03-11-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.