Отражение трансформации образа женщины в национальном журнале «Сөембикә», «Азат хатын» в XX и начале XXI века
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-58-67Ключевые слова:
образ, женщина, журнал для женщин, идеология, визуализация, «Сөембикә», «Азат хатын», ТатарстанАннотация
Средства массовой информации всегда транслировали образы, которые отражали государственную идеологию или общественное мнение определенного периода. В Татарстане более 100 лет издается журнал для женщин на татарском языке «Сөембикә», в 1920 г. он был переименован в журнал«Азат хатын» («Освобожденная женщина»). Традицией журнала является публикация портрета женщины на обложке журнала. Автором статьи проведен семиотический анализ образов татарских женщин на страницах журнала «Сөембикә» с 1913 по 2024 г. Автор исходит из того, что рассмотренный относительно длительный период позволяет обратиться к обобщению важных процессов, протекавших в обществе, которые в свою очередь повлияли на представление образа женщины в СМИ.Всего было проанализировано 50 журналов. Выделено шесть периодов в истории России XX-XXI вв., социально-политические и социокультурные особенности которых, по мнению автора, повлияли на подходы к визуализации контента журнала. Автор взял за основу официально принятую в постсоветской истории периодизацию, соотнеся проблемы и задачи развития государства с проблемами и задачами деятельности национальных СМИ на каждом из определенных периодов. Если в начале XX в. женщина-татарка боролась за право получать образование, работать, снять платок, то к концу XX в. всё изменилось, теперь женщина отстаивает право не работать и заниматься рождением и воспитанием детей, снова покрывается платком, но делает это добровольно, по-своему желанию. Успешные модели трансляции женского образа в региональных национальных СМИ, журнале для татарских женщин «Сөембикә», «Азат хатын», которые были накоплены в течение целого столетия, необходимо использовать в современной журналистской деятельности для передачи идеологических задач государства на женскую массовую аудиторию.
Библиографические ссылки
Barth, R. Selected works: Semiotics: Poetics: Trans. from French / Comp., general ed. and introductory article by G. K. Kosikova. M.: Progress, 1989. 616 p.
Bogdashina, I. V. The image of a Soviet woman in the press materials of the 1950s and 1960s and in women’s social memory (regional aspect) // Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin. 2021. No. 3 (72). pp. 59–68. DOI 10.37724/RSU.2021.72.3.005.
Zagidullina, M. V. Typology of polycode units in the aspect of media logic // Mediascope. 2018. Issue 3. URL: http://www.mediascope.ru/2464 (date of application: 05/20/2024). DOI 10.30547/mediascope.3.2018.2.
Zagidullina, M. V. Journalism and challenges of modern technology: net thinking as a new stage in the development of human abilities // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. Ms 5 (360). Philology. Art history. Issue 94. pp. 20–25.
Zakharov, D. V. Transformation of the image of a woman in the mass media of Russia in the 70-90’s. XX century on the examples of magazines: “Worker”, “Peasant”, “Cosmopolitan”: Abstract of the dissertation of the candidate. History of Sciences - Moscow, 2004. – 32 p.
Zakharova, N. V. Visual female images: the experience of researching Soviet visual culture: Abstract of the dissertation of the cand. Social Sciences - Ulyanovsk, 2005. – 22 p.
Lotman, Yu. M. Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics // About art. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB, 1998. pp. 287–372.
McLuhan, M. Gutenberg’s Galaxy: The Creation of a Human Print Culture. Kiev: Nika-Center, 2004. 432 p
Manovich, L. a Post-media Aesthetics // Manovich.net. 2001. URL: http://manovich.net/index.php/projects/post-media-aesthetics
(accessed 14.05.2024).
Potapov, Yu. A. Visualization of the image of a law enforcement officer in the media and advertising // Media design: trends of the XXI century. 2019. No.4. pp.259–265.
Savitskaya, T. E. The Internet of Things: the experience of cultural analysis // Observatory of Culture. 2015. No.3. pp.20–27.
Svitich, A. L. Graphic illustration as a visual component of the content of high-quality publications: Abstract of the dissertation of the Candidate of Philology - Moscow, 2016. – 29 p.
Simakova, S. I. “The civilization of the eye”: the specifics of the visual representation of an event // Humanitarian vector. 2020. Vol. 15, No. 1. pp. 125–133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133.
Beisenkulov, A., Zharylgap, J., Sadyrova, S. Visualization as a trend of forms of culture and communication // Bulletin of the L. N. Gumilev Eurasian National University. The series “Journalism”, 2023. №142(1). Pp. 15–22.
Kumar, A., Gaur, P. Data visualization in Indian print media: a comparative study of English and Hindi newspapers // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2020 Vol. 25 No. 3 P. 554–566. DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-3-554–566.
Lenkova is THE ONE. Causes and stages of visualization of the design of a creolized media text in the german press // Russian linguistic bulletin 2021 No. 4 (28). pp. 44–48.
Manovich, L. B. Visualization of media: techniques for studying large media collections // Logos. 2015. Vol. 25, No. 2 [104] pp.66-91.
Semashkina, N., Khovanova, E. Anthropocentric model of corporate media discourse // Media Education. 2022. No. 3. pp. 491–498. DOJL: I0.l3l”7/me.2022.3.49l.
Topchii, I. Comprehensive analysis of the mass media visual component in the aspect of media aesthetics // ACM International Conference Proceeding Series : Proceedings - TEEM 2018, Salamanca, 2018. Salamanca: Association for Computing Machinery,
P. 546–552. DOI 10.1145/3284179.3284272.
Urazova, S.L. Creative industries: visualization of communications and aestheticization of media forms // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2023 Vol.28 No.3 P. 585–594. DOI: 10.22363/2312-9220-2023-28-3-585-594.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.