Отражение трансформации образа женщины в национальном журнале «Сөембикә», «Азат хатын» в XX и начале XXI века

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-58-67

Ключевые слова:

образ, женщина, журнал для женщин, идеология, визуализация, «Сөембикә», «Азат хатын», Татарстан

Аннотация

Средства массовой информации всегда транслировали образы, которые отражали государственную идеологию или общественное мнение определенного периода. В Татарстане более 100 лет издается журнал для женщин на татарском языке «Сөембикә», в 1920 г. он был переименован в журнал«Азат хатын» («Освобожденная женщина»). Традицией журнала является публикация портрета женщины на обложке журнала. Автором статьи проведен семиотический анализ образов татарских женщин на страницах журнала «Сөембикә» с 1913 по 2024 г. Автор исходит из того, что рассмотренный относительно длительный период позволяет обратиться к обобщению важных процессов, протекавших в обществе, которые в свою очередь повлияли на представление образа женщины в СМИ.Всего было проанализировано 50 журналов. Выделено шесть периодов в истории России XX-XXI вв., социально-политические и социокультурные особенности которых, по мнению автора, повлияли на подходы к визуализации контента журнала. Автор взял за основу официально принятую в постсоветской истории периодизацию, соотнеся проблемы и задачи развития государства с проблемами и задачами деятельности национальных СМИ на каждом из определенных периодов. Если в начале XX в. женщина-татарка боролась за право получать образование, работать, снять платок, то к концу XX в. всё изменилось, теперь женщина отстаивает право не работать и заниматься рождением и воспитанием детей, снова покрывается платком, но делает это добровольно, по-своему желанию. Успешные модели трансляции женского образа в региональных национальных СМИ, журнале для татарских женщин «Сөембикә», «Азат хатын», которые были накоплены в течение целого столетия, необходимо использовать в современной журналистской деятельности для передачи идеологических задач государства на женскую массовую аудиторию.

Биография автора

Айгуль Гильманова, Российский исламский институт, Казань, Россия

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики

Библиографические ссылки

Barth, R. Selected works: Semiotics: Poetics: Trans. from French / Comp., general ed. and introductory article by G. K. Kosikova. M.: Progress, 1989. 616 p.

Bogdashina, I. V. The image of a Soviet woman in the press materials of the 1950s and 1960s and in women’s social memory (regional aspect) // Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin. 2021. No. 3 (72). pp. 59–68. DOI 10.37724/RSU.2021.72.3.005.

Zagidullina, M. V. Typology of polycode units in the aspect of media logic // Mediascope. 2018. Issue 3. URL: http://www.mediascope.ru/2464 (date of application: 05/20/2024). DOI 10.30547/mediascope.3.2018.2.

Zagidullina, M. V. Journalism and challenges of modern technology: net thinking as a new stage in the development of human abilities // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. Ms 5 (360). Philology. Art history. Issue 94. pp. 20–25.

Zakharov, D. V. Transformation of the image of a woman in the mass media of Russia in the 70-90’s. XX century on the examples of magazines: “Worker”, “Peasant”, “Cosmopolitan”: Abstract of the dissertation of the candidate. History of Sciences - Moscow, 2004. – 32 p.

Zakharova, N. V. Visual female images: the experience of researching Soviet visual culture: Abstract of the dissertation of the cand. Social Sciences - Ulyanovsk, 2005. – 22 p.

Lotman, Yu. M. Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics // About art. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB, 1998. pp. 287–372.

McLuhan, M. Gutenberg’s Galaxy: The Creation of a Human Print Culture. Kiev: Nika-Center, 2004. 432 p

Manovich, L. a Post-media Aesthetics // Manovich.net. 2001. URL: http://manovich.net/index.php/projects/post-media-aesthetics

(accessed 14.05.2024).

Potapov, Yu. A. Visualization of the image of a law enforcement officer in the media and advertising // Media design: trends of the XXI century. 2019. No.4. pp.259–265.

Savitskaya, T. E. The Internet of Things: the experience of cultural analysis // Observatory of Culture. 2015. No.3. pp.20–27.

Svitich, A. L. Graphic illustration as a visual component of the content of high-quality publications: Abstract of the dissertation of the Candidate of Philology - Moscow, 2016. – 29 p.

Simakova, S. I. “The civilization of the eye”: the specifics of the visual representation of an event // Humanitarian vector. 2020. Vol. 15, No. 1. pp. 125–133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133.

Beisenkulov, A., Zharylgap, J., Sadyrova, S. Visualization as a trend of forms of culture and communication // Bulletin of the L. N. Gumilev Eurasian National University. The series “Journalism”, 2023. №142(1). Pp. 15–22.

Kumar, A., Gaur, P. Data visualization in Indian print media: a comparative study of English and Hindi newspapers // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2020 Vol. 25 No. 3 P. 554–566. DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-3-554–566.

Lenkova is THE ONE. Causes and stages of visualization of the design of a creolized media text in the german press // Russian linguistic bulletin 2021 No. 4 (28). pp. 44–48.

Manovich, L. B. Visualization of media: techniques for studying large media collections // Logos. 2015. Vol. 25, No. 2 [104] pp.66-91.

Semashkina, N., Khovanova, E. Anthropocentric model of corporate media discourse // Media Education. 2022. No. 3. pp. 491–498. DOJL: I0.l3l”7/me.2022.3.49l.

Topchii, I. Comprehensive analysis of the mass media visual component in the aspect of media aesthetics // ACM International Conference Proceeding Series : Proceedings - TEEM 2018, Salamanca, 2018. Salamanca: Association for Computing Machinery,

P. 546–552. DOI 10.1145/3284179.3284272.

Urazova, S.L. Creative industries: visualization of communications and aestheticization of media forms // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2023 Vol.28 No.3 P. 585–594. DOI: 10.22363/2312-9220-2023-28-3-585-594.

Загрузки

Опубликован

03-11-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.