Визуальные предпосылки формирования эффекта «зловещей долины» в цифровых медиа
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-51-57Ключевые слова:
искусственный интеллект, цифровые медиа, эффект зловещей долины, антропоморфные изображения, медиавосприятиеАннотация
Искусственный интеллект, наряду с другими новыми технологиями, используемыми в области медиатворчества и активно обсуждаемыми в медиасфере, вызывает немало дискуссий и критических оценок. Негативная коннотация термина может быть описана в рамках эффекта «зловещей долины», во многом связанного с антропоморфизацией технологических разработок. Массмедиа, активно участвующие в процессе сопоставления искусственного интеллекта с человеком и персонифицирующие его, заметно влияют на формирование негативного эффекта. В связи с этим представляется важным дать всесторонний анализ эффекта «зловещей долины». Целью исследования является конкретизация тех визуальных параметров антропоморфных образов, которые могут вызвать отторжение со стороны аудитории. Объект исследования - цифровые медиа. Предмет исследования - распространяемые ими антропоморфные образы. На основе анализа существующих исследований в области восприятия антропоморфных изображений, анализа практик создания антропоморфных образов в видеоиграх и цифровых медиа, мы попытаемся конкретизировать те визуальные подходы к изображению искусственного интеллекта, которых стоит избегать создателям медиаконтента, чтобы не провоцировать негативную реакцию аудитории. Материал исследования - визуальная составляющая наиболее популярных компьютерных игр, демонстрирующих антропоморфные формы достаточно высокого качества, видеоряд фильмов, снятых с использованием изображений, сгенерированных нейросетями, сгенерированные виртуальные персонажи, появляющиеся в медиа в качестве телеведущих, музыкальных исполнителей, моделей, а также реакция аудитории на антропоморфные формы, зафиксированная в тематических сообществах социальных сетей и профильных медиа. Хронологические рамки исследования - 2020-2024 гг. Ключевые методы исследования - дискурс-анализ и семиотический подход к интерпретации изображений и их компонентов. Анализ визуализации антропоморфных структур позволил нам выявить наиболее опасные, препятствующие формированию эмпатии подходы к иллюстрированию с применением технологий искусственного интеллекта, ключевым из которых является убедительность создаваемого образа при незначительном искажении деталей.
Библиографические ссылки
Volkova I.I. (2017). Komp’yuternyye igry i novyye media: igrovoy podkhod k kommunikatsiyam v virtual’nom prostranstve [Video games and new media: game approach to communications within virtual space]. Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedeniye. Zhurnalistika. Rudn Journal of Studies in Literature and Journalism, 2, 312–320 (In Russ.).
Gredina, A. G. (2023). Jeffekt zloveshhej doliny [Effekt zloveshhej doliny]. Alleja nauki, 1, 8 (83), 273–275 (in Russ.).
Zuikov, I. V. (2021). Cifrovoj kinematograf v rakurse «jeffekta zloveshhej doliny». [Digital cinema from the perspective of the “uncanny valley effect”]. Bulletin of VGIK, 13, 4 (50), 65–78 (in Russ.).
Krivulja, N. G. (2022). Iskusstvennyj intellekt i chetvertaja revoljucija v kinoindustrii [Artificial intelligence and the fourth revolution in the film industry]. Actual problems of screen and interactive media. Moscow, 5–66 (in Russ.).
Lisenkova A. A., Mel’nikova A.YU. (2018). Tsifrovyye media kak zerkalo sovremennoy kul’tury [Digital media as a mirror of modern culture] Nauchnoye obozreniye, 1, 1–8 (in Russ.).
Lukina, M. M., Zamkov, A. V., Krasheninnikova, M. A., Kul’chickaja, D. Ju. (2022). Iskusstvennyj Intellekt v rossijskih media i zhurnalistike: k diskussii ob jeticheskoj kodifikacii [Artificial Intelligence in Russian Media and Journalism: Toward a Discussion on Ethical Codification]. Questions of the theory and practice of journalism, 11, 4, 680–694 (in Russ.).
Mori M. (2012). The uncanny valley. IEEE Robotics and Automation, New York City: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 98–100.
Spivakova, K. S. (2017). Vozmozhnosti Iskusstvennogo Intellekta dlja analiza i prognozirovanija povedenija potrebitelej v social’nyh media [Artificial Intelligence Capabilities for Analyzing and Predicting Consumer Behavior in Social Media] Step into the Future: Artificial Intelligence and the Digital Economy, Moscow: Gosudarstvenny universitet upravlenija Publ., 241–246 (in Russ.).
Frolova, T. I., Lukina, M. M., Krasheninnikova, M. A., Zamkov, A.V. (2019). Iskusstvennyj intellekt i media: novye terminy v professional’nom tezauruse [Artificial Intelligence and Media: New Terms in the Professional Thesaurus]. Actual problems of media research - 2020. Moscow: Fakul’tet zhurnalistiki MGU Publ., 124–126 (in Russ.).
Chistopol’skaja, A.V. (2022). Jeksperimental’naja proverka jevoljucionnoj gipotezy vozniknovenija jeffekta zloveshhej doliny [Jeksperimental’naja proverka jevoljucionnoj gipotezy vozniknovenija jeffekta zloveshhej doliny] Psihologija sposobnostej i odarennosti. Jaroslavl’, 420–422. (in Russ.).
Chistopol’skaja, A.V. (2022). Rol’ mul’tisensornogo obraza v vosprijatii chelovekom antropomorfnyh ob#ektov na materiale jeffekta «zloveshhej doliny» [Rol’ mul’tisensornogo obraza v vosprijatii chelovekom antropomorfnyh ob#ektov na materiale jeffekta «zloveshhej doliny»]. Istorija, sovremennost’ i perspektivy razvitija psihologii v sisteme Rossijskoj akademii nauk, Moskva: RAN, 276–279 (in Russ.).
Shesterin, N. O., Shesterina, A. M. (2022). Process vzaimodejstvija cheloveka i iskusstvennogo intellekta v mediaprostranstve komp’juternyh igr [The process of human interaction and artificial intelligence in the media space of computer games]. Neofilologija, 8, 1, 128–136 (in Russ.).
Shesterina, A. M. (2024). Transformacija associativnogo polja «iskusstvennyj intellekt» v studencheskoj srede [Transformation of the associative field «artificial intelligence» in the student environment]. Kommunikacija v sovremennom mire, 1, Voronezh: Izd-vo f-ta zhurnalistiki VGU, 155–157 (in Russ.).
Jur’eva, A.A., Fleming, D. Jeffekt «zloveshhej doliny»: issledovanie patternov glazodvizhenija pri vosprijatii lic robotov podobnyh chelovecheskim [The «uncanny valley» effect: a study of eye movement patterns during the perception of human-like robot faces]. Psihologija XXI veka - 2023: nauka kak svoboda i tvorchestvo, Sankt-Peterburg, 67–68 (in Russ.).
Kageki N. (2012). An uncanny mind (An interview with M. Mori). IEEE Robotics & Automation Magazine, 19(2), 112–108.
Mori M. (2012). The uncanny valley. IEEE Robotics and Automation, New York City: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 98–100.
Shummon Maass L. (2024). Artificial Intelligence in Video Games. Towards data science. URL: https://towardsdatascience.com/artificial-intelligence-in-video-games-3e2566d59c22.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.