Визуальные предпосылки формирования эффекта «зловещей долины» в цифровых медиа

Авторы

  • Никита Шестерин Высшая школа экономики, Москва, Россия Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия https://orcid.org/0000-0003-2134-8412

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-51-57

Ключевые слова:

искусственный интеллект, цифровые медиа, эффект зловещей долины, антропоморфные изображения, медиавосприятие

Аннотация

Искусственный интеллект, наряду с другими новыми технологиями, используемыми в области медиатворчества и активно обсуждаемыми в медиасфере, вызывает немало дискуссий и критических оценок. Негативная коннотация термина может быть описана в рамках эффекта «зловещей долины», во многом связанного с антропоморфизацией технологических разработок. Массмедиа, активно участвующие в процессе сопоставления искусственного интеллекта с человеком и персонифицирующие его, заметно влияют на формирование негативного эффекта. В связи с этим представляется важным дать всесторонний анализ эффекта «зловещей долины». Целью исследования является конкретизация тех визуальных параметров антропоморфных образов, которые могут вызвать отторжение со стороны аудитории. Объект исследования - цифровые медиа. Предмет исследования - распространяемые ими антропоморфные образы. На основе анализа существующих исследований в области восприятия антропоморфных изображений, анализа практик создания антропоморфных образов в видеоиграх и цифровых медиа, мы попытаемся конкретизировать те визуальные подходы к изображению искусственного интеллекта, которых стоит избегать создателям медиаконтента, чтобы не провоцировать негативную реакцию аудитории. Материал исследования - визуальная составляющая наиболее популярных компьютерных игр, демонстрирующих антропоморфные формы достаточно высокого качества, видеоряд фильмов, снятых с использованием изображений, сгенерированных нейросетями, сгенерированные виртуальные персонажи, появляющиеся в медиа в качестве телеведущих, музыкальных исполнителей, моделей, а также реакция аудитории на антропоморфные формы, зафиксированная в тематических сообществах социальных сетей и профильных медиа. Хронологические рамки исследования - 2020-2024 гг. Ключевые методы исследования - дискурс-анализ и семиотический подход к интерпретации изображений и их компонентов. Анализ визуализации антропоморфных структур позволил нам выявить наиболее опасные, препятствующие формированию эмпатии подходы к иллюстрированию с применением технологий искусственного интеллекта, ключевым из которых является убедительность создаваемого образа при незначительном искажении деталей.

Биография автора

Никита Шестерин, Высшая школа экономики, Москва, Россия Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия

аспирант НИУ «Высшая школа экономики», факультет медиа и дизайна; аспирант ФГБОУ ВО
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», факультет филологии и журналистики

Библиографические ссылки

Volkova I.I. (2017). Komp’yuternyye igry i novyye media: igrovoy podkhod k kommunikatsiyam v virtual’nom prostranstve [Video games and new media: game approach to communications within virtual space]. Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedeniye. Zhurnalistika. Rudn Journal of Studies in Literature and Journalism, 2, 312–320 (In Russ.).

Gredina, A. G. (2023). Jeffekt zloveshhej doliny [Effekt zloveshhej doliny]. Alleja nauki, 1, 8 (83), 273–275 (in Russ.).

Zuikov, I. V. (2021). Cifrovoj kinematograf v rakurse «jeffekta zloveshhej doliny». [Digital cinema from the perspective of the “uncanny valley effect”]. Bulletin of VGIK, 13, 4 (50), 65–78 (in Russ.).

Krivulja, N. G. (2022). Iskusstvennyj intellekt i chetvertaja revoljucija v kinoindustrii [Artificial intelligence and the fourth revolution in the film industry]. Actual problems of screen and interactive media. Moscow, 5–66 (in Russ.).

Lisenkova A. A., Mel’nikova A.YU. (2018). Tsifrovyye media kak zerkalo sovremennoy kul’tury [Digital media as a mirror of modern culture] Nauchnoye obozreniye, 1, 1–8 (in Russ.).

Lukina, M. M., Zamkov, A. V., Krasheninnikova, M. A., Kul’chickaja, D. Ju. (2022). Iskusstvennyj Intellekt v rossijskih media i zhurnalistike: k diskussii ob jeticheskoj kodifikacii [Artificial Intelligence in Russian Media and Journalism: Toward a Discussion on Ethical Codification]. Questions of the theory and practice of journalism, 11, 4, 680–694 (in Russ.).

Mori M. (2012). The uncanny valley. IEEE Robotics and Automation, New York City: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 98–100.

Spivakova, K. S. (2017). Vozmozhnosti Iskusstvennogo Intellekta dlja analiza i prognozirovanija povedenija potrebitelej v social’nyh media [Artificial Intelligence Capabilities for Analyzing and Predicting Consumer Behavior in Social Media] Step into the Future: Artificial Intelligence and the Digital Economy, Moscow: Gosudarstvenny universitet upravlenija Publ., 241–246 (in Russ.).

Frolova, T. I., Lukina, M. M., Krasheninnikova, M. A., Zamkov, A.V. (2019). Iskusstvennyj intellekt i media: novye terminy v professional’nom tezauruse [Artificial Intelligence and Media: New Terms in the Professional Thesaurus]. Actual problems of media research - 2020. Moscow: Fakul’tet zhurnalistiki MGU Publ., 124–126 (in Russ.).

Chistopol’skaja, A.V. (2022). Jeksperimental’naja proverka jevoljucionnoj gipotezy vozniknovenija jeffekta zloveshhej doliny [Jeksperimental’naja proverka jevoljucionnoj gipotezy vozniknovenija jeffekta zloveshhej doliny] Psihologija sposobnostej i odarennosti. Jaroslavl’, 420–422. (in Russ.).

Chistopol’skaja, A.V. (2022). Rol’ mul’tisensornogo obraza v vosprijatii chelovekom antropomorfnyh ob#ektov na materiale jeffekta «zloveshhej doliny» [Rol’ mul’tisensornogo obraza v vosprijatii chelovekom antropomorfnyh ob#ektov na materiale jeffekta «zloveshhej doliny»]. Istorija, sovremennost’ i perspektivy razvitija psihologii v sisteme Rossijskoj akademii nauk, Moskva: RAN, 276–279 (in Russ.).

Shesterin, N. O., Shesterina, A. M. (2022). Process vzaimodejstvija cheloveka i iskusstvennogo intellekta v mediaprostranstve komp’juternyh igr [The process of human interaction and artificial intelligence in the media space of computer games]. Neofilologija, 8, 1, 128–136 (in Russ.).

Shesterina, A. M. (2024). Transformacija associativnogo polja «iskusstvennyj intellekt» v studencheskoj srede [Transformation of the associative field «artificial intelligence» in the student environment]. Kommunikacija v sovremennom mire, 1, Voronezh: Izd-vo f-ta zhurnalistiki VGU, 155–157 (in Russ.).

Jur’eva, A.A., Fleming, D. Jeffekt «zloveshhej doliny»: issledovanie patternov glazodvizhenija pri vosprijatii lic robotov podobnyh chelovecheskim [The «uncanny valley» effect: a study of eye movement patterns during the perception of human-like robot faces]. Psihologija XXI veka - 2023: nauka kak svoboda i tvorchestvo, Sankt-Peterburg, 67–68 (in Russ.).

Kageki N. (2012). An uncanny mind (An interview with M. Mori). IEEE Robotics & Automation Magazine, 19(2), 112–108.

Mori M. (2012). The uncanny valley. IEEE Robotics and Automation, New York City: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 98–100.

Shummon Maass L. (2024). Artificial Intelligence in Video Games. Towards data science. URL: https://towardsdatascience.com/artificial-intelligence-in-video-games-3e2566d59c22.

Загрузки

Опубликован

03-11-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.