Визуальная репрезентация экономических кризисов в публикациях деловых и массовых СМИ: сравнительный анализ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-16-23

Ключевые слова:

визуализация, журналистика, графический анализ, экономическое мышление, экономические публикации

Аннотация

Рассматривается специфика репрезентации темы экономических кризисов в журналистских публикациях, встречающихся в двух типах периодических изданий: в массовых и деловых СМИ. Используя методики графического анализа, объектно-ориентированного анализа и модели многомерного шкалирования, автор доказывает, что визуальный язык в иллюстрации экономической тематики носит вспомогательный характер и служит средством нейтрализации негативного фона, сопровождающего журналистские материалы, посвященные кризисам. Цель исследования - продемонстрировать тождественность наиболее распространенных приемов визуального языка в рамках репрезентации тематики экономических кризисов в деловых и массовых периодических изданиях. В качестве выборки исследования рассматривались 9 360 публикаций на сайтах СМИ, сопровождающихся иллюстрациями, в пяти деловых («Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК», «Эксперт», «Forbes») и трех массовых изданиях («Известия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец») за период с 1 января 2023 г. по 1 февраля 2024 г. В статье обосновывается логика использования иллюстраций в экономических материалах СМИ, посвященных кризисам, а также предлагается классификация визуальных образов, присутствующих в соответствующих материалах. Автор отмечает, что деловые средства массовой информации прибегают к использованию деперсонифицированных иллюстраций, формализуя визуальные образы в публикациях. Также для деловых изданий типично применение принципа «локации без деталей», когда в публикациях используются формализованные образы, а вся конкретная информация нивелируется. Указанный принцип также находит широкое применение в массовой периодике, хотя и используется на другом массиве информационных поводов. В заключение статьи отмечается, что разница между деловыми и массовыми СМИ в представлении визуального контента сводится к большему абстрагированию массовых изданий касательно типовых экономических поводов, в то время как деловые издания используют подобное абстрагирование в публикациях менее проблемного толка.

Биография автора

Дмитрий Коноплев, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Simakova, S. I. (2017). Vizualizaciya v SMI: vynuzhdennaya neobhodimost’ ili ob”ektivnaya real’nost’? [Visualization in the media: forced necessity or objective reality?]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. [Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology.], №1, pp. 135–139 (in Russ.).

Shevchenko, V. E. (2014). Vizual’nyj kontent kak tendenciya sovremennoj zhurnalistiki [Visual content as a trend in modern journalism]. Mediaskop, 4, URL: http://www.mediascope.ru/1654 (in Russ.).

Colombo G., Bounegru L., Gray J. (2023). Visual Models for Social Media Image Analysis: Groupings, Engagement, Trends, and Rankings // International Journal of Communication. 2023. Vol. 17, pp. 1956–1983.

Godec P., Pancur M., Ilenic N. (2019). Democratized image analytics by visual programming through integration of deep models and small-scale machine learning // Nature Communication. 10(1). DOI: https://doi.org/10.1038/s41467-019-12397-x

Jia H., Sundar S. (2023). Vivid and Engaging: Effects of Interactive Data Visualization on Perceptions and Attitudes about Social Issues // Digital Journalism. DOI: https://doi.org/10.1080/21670811.2023.2250815

Joo J. (2022). Image as Data: Automated Content Analysis for Visual Presentations of Political Actors and Events // Computational Communication Research. 2022. Vol. 4 (1), pp. 11–67.

Kennedy H., Weber W., Engebretsen, M. (2020). Data visualization and transparency in the news // Data Visualization in Society. Amsterdam University Press, pp. 169–185.

Koivunen-Niemi L., Masoodian M. (2019). Visualizing narrative patterns in online news media // Multimedia Tools and Applications. Vol. 79, pp. 919–946.

Lopezosa C., Pérez-Montoro M., Guallar J. (2022). Data Visualization in the News Media: Trends and Challenges // Technology, Business, Innovation, and Entrepreneurship in Industry 4.0. Springer, pp. 315–334.

Mena P. (2021). Reducing misperceptions through news stories with data visualization: The role of readers’ prior knowledge and prior beliefs // Journalism. Vol. 24 (4). DOI: https://doi.org/10.1177/14648849211028762

Mingoo K. (2019). Case Study on Interactive Data Visualization in News Media // International Journal of Asia Digital Art & Design. Vol. 1, pp. 1–16.

Parveen H., Showkat N. (2020). Visual Framing and News Media: An Analysis of Contemporary Research // Advance. DOI: https://doi.org/10.31124/advance.9199931.v1

Sánchez-Holgado P., Arcila-Calderón C., Frías-Vázquez M. (2023). The effect of interest and attitude on public comprehension of news with data visualization // Visual Communication. Vol. 8. DOI: https://doi.org/10.3389/fcomm.2023.1064184

Smit G., Haan Y., Buijs D. (2014). Visualizing News // Digital Journalism. 2(3), pp. 344–354.

Stalph F., Heravi B. (2023). Exploring Data Visualisations: An Analytical Framework Based on Dimensional Components of Data Artefacts in Journalism // Digital Journalism. Vol. 11 (9), pp. 1641–1663.

Загрузки

Опубликован

03-11-2024

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.