Визуальные практики экранного селебрити-контента как элемента массовой культуры
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-68-3-7-15Ключевые слова:
селебрити-контент, массовая культура, знаменитости, развлекательное телевидение, YouTube, экранные средства выразительности, манипуляцияАннотация
Рассматривается визуальная составляющая медиаматериалов, в которых фигурируют знаменитости, на примере федерального телевидения (телепередачи в жанре светского репортажа «Ты не поверишь!», «Хватит слухов!», ток-шоу «Пусть говорят», «Андрей Малахов. Прямой эфир») и русскоязычного YouTube-пространства (каналы в жанре «обзор» светской хроники Anton S Live, «Будда Гришна» и ток-шоу «Шоу без названия», «Новое шоу») за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Предпринимается попытка исследовать экранный селебрити-контент с точки зрения критической теории массовой культуры. Исходя из распространенного в научной среде утверждения, что аудитория часто заимствует ценности и модели поведения, транслируемые знаменитостями, делается предположение о том, что информационные сообщения о «звездах», создаваемые средствами массовой информации и представителями блогосферы, могут определенным образом воздействовать на сознание и поведение медиапотребителя. Таким образом, ссылаясь на труды теоретиков Франкфуртской школы, автор утверждает, что экранный селебрити-контент, являясь продуктом индустрии культуры, обладает манипулятивным потенциалом. В работе выявляется ряд визуальных практик, активно используемых на телевидении и видеохостинге YouTube для удержания внимания массовой аудитории и удовлетворения ее рекреационных потребностей. Фрагментарность, грамотно выстроенные «мизансцены», яркие цветовые решения, крупные и детальные планы, применение средств кинесики и такесики, использование «любительских» видео, съемка с квадрокоптера и работа видеооператора без штатива - всё это формирует эмоциональный отклик у зрителя и, следовательно, постоянно стимулирует его интерес и желание дальше «потреблять» такого рода информацию, интересоваться новостями из мира селебрити.
Библиографические ссылки
Basargina, E. O. (2022). Infoteynment kak strategiya sozdaniya avtorskoy programmy na televidenii [Infotainment as strategy for creating author’s program on television]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal, 5–4 (119), 57–60 (In Russ.).
Davydov, D. A. (2020). Revolyutsiya lichnosti, ili Voskhozhdenie personaliata [Revolution of personality, or the rise of personaliat]. Politiya, 4 (99), 68–89 (In Russ.).
Dotsenko, E. L. (2000). Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita [Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]. Moscow : CheRo, Izdatel’stvo MGU, 342 (In Russ.).
Zakharchenko, N.A. & Karelova, T. V. (2021). Infoteynment kak perspektivnyy sposob prezentatsii videoinformatsii [Infotainment as a promising way of presenting video information]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva, 1, 4 (36), 102–111 (In Russ.).
Kara-Murza, S. G. (2001). Manipulyatsiya soznaniem [Manipulation of consciousness]. Moscow : EKSMO-Press, 830 (In Russ.).
Lebon, G. (2021). Psikhologiya narodov i mass [The Psychology of Peoples and Masses]. Moscow : AST Publ., 384 (In Russ.).
Logunova, O. S. & Lebedev, P. A. (2021). Digital-selebriti: transformatsiya teoreticheskikh podkhodov [Digital celebrities: transformation of theoretical approaches]. Monitoring obshchestvennogo mneniya : ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 5, 12–31 (In Russ.).
Lysyakova, M. V. & Dzhukman, E. R. N. (2020). Tok-shou kak zhanr televizionnoy zhurnalistiki i lingvisticheskiy fenomen [Talk shows as a genre of television journalism and a linguistic phenomenon]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 1, 116–121 (In Russ.).
Makusheva, M. O. (2021). Kak internet-inflyuensery vliyayut na traditsionnye media, institut ekspertizy i povedenie pol’zovateley [How Internet influencers influence traditional media, the institute of expertise and user behavior]. Sotsiodigger, 5, 10, 36–41 (In Russ.).
Marcuse, H. (1994). Odnomernyy chelovek [One-Dimensional Man]. Moscow : REFL-book, 368 (In Russ.).
Ortega y Gasset, J. (2020). Vosstanie mass [The Revolt of the Masses]. Moscow : AST, 256 (In Russ.).
Plakhov, V. D. (2008). Geroi i geroizm: opyt sovremennogo osmysleniya vekovoy problem : monografiya [Heroes and heroism: the experience of modern understanding of an age-old problem: monograph]. Saint Petersburg : KARO, 239 (In Russ.).
Pomyrlyanu, N. A. (2013). Rechevoe vozdeystvie: sposoby, tipy i priemy [Speech influence: types and methods]. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Filologicheskie nauki, 3, 71–78 (In Russ.).
Radiontseva, E. S. (2023). Teleperedachi o mode vsegda v mode: formatoobrazuyushchee yadro televizionnykh fashion-programm [TV shows about fashion are always in fashion: the format-forming core of television fashion shows]. Nauka o cheloveke : gumanitarnye issledovaniya, 17, 1, 51–59 (In Russ.).
Sibidanov, B. B. (2019). Televizionnyy mediatekst: tri tipa mediasituatsiy [Television media text: three types of media situations].
Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki, 2, 58–68 (In Russ.).
Sternin, I. A. (2001). Vvedenie v rechevoe vozdeystvie [Introduction to speech influence]. Voronezh : Istoki, 252 (In Russ.).
Tataru, L. V. (2010). Istoriya znamenitosti kak novyy fenomen masskul’tury [The history of celebrity as a new phenomenon of mass culture]. Filologicheskie nauki, 5–6, 46–55 (In Russ.).
Trofimov, D. V. (2018). Vizualizatsiya konflikta v ekrannom proctranstve [Conflict visualization in the screen space]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika, 1 (17), 74–79 (In Russ.).
Freud, S. (2021). Psikhologiya mass i analiz chelovecheskogo «Ya» [Group Psychology and the Analysis of the Ego]. Saint-Petersburg: Azbuka, 192 (In Russ.).
Fromm, E. (2021). Begstvo ot svobody [Escape from Freedom]. Moscow : AST. Publ., 288 (In Russ.).
Habermas, J. (2016). Strukturnoe izmenenie publichnoy sfery: issledovaniya otnositel’no kategorii burzhuaznogo obshchestva [The Structural Transformation of the Public Sphere]. Moscow : Ves’ Mir, 344 (In Russ.).
Horkheimer, M. & Adorno, T. V. (1997). Dialektika Prosveshcheniya. Filosofskie fragment [Dialectic of enlightenment. Philosophical fragments]. Moscow – Saint-Petersburg : Medium, Yuventa, 312 (In Russ.).
Chemodanova, A. A. (2022). Instrumenty infoteynmenta v sovremennom televizionnom proizvodstve [Infotainment tools in modern television production]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Slovo v nauke», special issue, 53–56 (In Russ.).
Shabalin, V. V. (2017). Issledovanie fenomena vizual’nosti ekrannogo prostranstva v obraznoy strukture televizionnogo informatsionnogo materiala [The research of visual screen space in the figurative structure of TV information]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 10, 18–24 (In Russ.).
Sheynov, V. P. (2001). Skrytoe upravlenie chelovekom (Psikhologiya manipulirovaniya) [Hidden human control (Psychology of manipulation)] Moscow – Minsk : AST, Kharvest, 814 (In Russ.).
Shesterina, A. M. (2021). Tendentsii vliyaniya videobloginga na sovremennyy televizionnyy kontent [Trends in the influence of video bloging on modern TV content]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 3 (41), 118–123.
Adorno, T. W. (1991). The Culture Industry. Selected essays on mass culture. London : Routledge, 178.
Boorstin, D. (1992). The image: A Guide to Pseudo-Events in America. New York : Vintage Books, 336.
Braudy, L. (1986). The Frenzy of Renown: Fame and Its History. New York : Oxford University Press, 649.
Du Bois, C. A. (1960). The people of Alor: A Social-psychological study of an East Indian Island. Cambridge : Harvard University Press, 654.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.