Методические подходы к формированию навыков верификации информации у студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»: опыт реализации проекта EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10107Ключевые слова:
журналистское образование, верификация данных, фактчекинг, образовательный проект, межкультурная коммуникация, компетентностный подходАннотация
В статье исследуются практические аспекты реализации в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского международного образовательного проекта EUFactcheck /#СТУДFACTCHECK. Особое внимание уделяется анализу методических подходов к процессу формирования компетенций, связанных с навыками верификации информации в СМИ и социальных медиа по различной тематике, в том числе применяемых вне рамок непосредственно учебной работы со студентами, обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика». Анализируются методы и приемы организации процесса работы со студентами, дидактические инструменты, позволяющие формировать различные профессиональные навыки будущих журналистов, тематические и жанрово-стилистические особенности исследований студентов в рамках проекта по верификации информации EUFactcheck /#СТУДFACTCHECK. В заключении сформулированы рекомендации по организации образовательных проектов вне рамок учебной деятельности, также обозначены перспективы развития проекта в системе взаимодействия со студентами и преподавателями других институтов и факультетов как ННГУ им. Н.И. Лобачевского, так и других вузов России. Также отмечается, что, помимо образовательного аспекта, проект EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK имеет воспитательное значение, подчеркивается его общественный и просветительский характер.
Библиографические ссылки
Ilchenko, S. N. (2019). Feikovaya Juornalistika. Specialnyi kurs [Fake Journalism. Special Course]. Moscow, Direkt-Media Publ., 308 p. (In Russ.).
Makarova L. S., Bureev A. A., Makarov I. V. (2022). Mezhdunarodnyj obrazovatel’nyj proekt EUFactcheck v Institute filologii i zhurnalistiki NNGU im. N. I. Lobachevskogo: opyt realizacii v sisteme podgotovki studentov po napravleniyu «ZHurnalistika» [EUFactcheck, the international educational project at the institute of philology and journalism of Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod: experience of system of implementation in the system of training students in the direction of «Journalism»]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (43), 7–16. (In Russ.). https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10101.
Novikova, T. E., Makarova, L. S., Bureev, A. A. & Zhukovskaya, L. I. (2021). Aktualnye tendencii podgotovki juornalistov v sootvetstvii s trebovaniyami professionalnyh standartov I zaprosami media industrii [Current Trends in Journalism Education as Responding to Professional Journalistic Standards and Demands of Media Industry]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], 3 (10), 558–572. https://www.doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572. (In Russ.).
Raspopova, S. S. & Bogdan, E. N. (2018). Feikovie novosti. Informacionnaya mistifikaciya [Fake News. Information Hoax]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 112 p. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2020). Visualny obraz – osnova visualnogo yazyka kommunikacii. [Visual image as the basis of visual communication language]. Znak: problemnoe pole kommunicacii, 3 (37), 89–93. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2022). Mediaesteticheskiy kod infograficheskogo kontenta v zhurnalistike: monographia [Media aesthetic code of infographic content in journalism: monograph]. Chelyabinsk, Chel.SU Publ., 160 p. (In Russ.).
Bernecker, S., Flowerree, A. K. & Grundmann Th. (2021). The Epistemology of Fake News. Oxford: Oxford University Press, 374 p.
Cortada, W. J. & Aspray, F. W. (2019). Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America. London: Rowan & Littlefield, 317 p.
EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned (2020). Haaga: Helia University of Applied Sciences, 124 p.
Farmer, L. S. J. (2021). Fake News in Context. Routledge, 175 p.
Forgas, J. P. (2021). The Social Psychology of Gullibility. Fake News, Conspiracy Theories, and Irrational Beliefs. Routledge, 363 p.
Greifeneder, R., Jaffe, M. E., Newman, E. J. & Schwarz, N. (2021). The Psychology of Fake News. Accepting, Sharing, and Correcting Misinformation. Routledge, 253 p.
Journalism, «Fake News» and Disinformation (2018). Paris: UNESCO, 128 p.
Mc Brayer, J. P. (2021). Beyond fake news. Finding the Truth in a World of Misinformation. New York: Ruotledge, 181 p.
Pond, Ph. (2020). Complexity, Digital Media and Post Truth Politics. A Theory of Interactive Systems. Palgrave Macmillan, 247 p.
Shick, N. (2020). Deepfakes. The Coming Infocalypse. New York- Boston, 436 p.
Video Verification in the Fake News Era (2019). Springer, 354 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.