К вопросу о разделении «эстетического» и «медиаэстетического»
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10104Ключевые слова:
медиаэстетика, эстетика, теория медиума, КантАннотация
В статье предлагается анализ классических представлений об эстетике (прежде всего – «Критики способности суждения» Иммануила Канта) как основания современного медиаэстетического подхода. Опираясь на русскую философскую мысль, автор статьи доказывает, что в эстетике Канта уже содержались основы медиаэстетики, что проявляется в трех основных моментах: 1) эстетический домен рассматривается как пространство «перевода» с языка чувств на язык рациональности (пространство транзита); 2) способность эстетического суждения по своей сути есть процесс синтетической до- рациональной оценки любого стимула, а не только прекрасного или возвышенного; 3) эстетическое выступает медиумом восприятия и понимания окружающего мира посредством «интуитивного рассудка». На основании сделанных выводов автор обращается к цифровой реальности как полю опредмечивания эстетической способности суждения и выявляет особенности медиаэстетического подхода как способа выявления и описания «работы» медиума.
Библиографические ссылки
Grinbaum, O. N. (2012). Roman A. S. Pushkina «Yevgeniy Onegin»: ritmiko-smyslovoy kommentariy. Glavy pervaya, vtoraya, tret’ya, chetvertaya [A. S. Pushkin’s novel «Eugene Onegin»: rhythmic and semantic commentary. Chapters one, two, three, four]. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publ. (In Russ.).
Gulyga, A. V. (1994). Estetika Kanta (Aesthetics of Kant). Kant, I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of Judgment], 9–36. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.).
Kant, I. (1994). Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of Judgment]. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.).
McLuhan, M. (2003). Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding media: the extensions of man], tr. by V. G. Nikolaev. Moscow: KANON- press-C; Zhukovsky: Kuchkovo field. (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2021). Mediaesteticheskiye granitsy v interfeyse kulʹturno- prosvetitelʹskikh proyektov «Arzamas» i «Polka» [Media aesthetic boundaries in the interface of cultural and educational projects “Arzamas” and “Polka”]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya, 3 (41), 55–62. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10306. (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2021). Mediaesteticheskiye funktsii interfeysa kul’turno- prosvetitel’skoy zhurnalistiki (na primere proyekta «Arzamas») [Media aesthetic functions of the interface of cultural and educational journalism (on the example of the Arzamas project)]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury [Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in education, science and culture], 3 (27), 38–45. (In Russ.).
Böhme, G. (1993). Atmosphere as the fundamental concept of a new aesthetics. Thesis eleven, 36, 113–126.
Fetveit, А. (2013). Medium-Specific Noise. In: Thinking Media Aesthetics : Media Studies, Film Studies and the Arts, Liv Hausken, ed., 189–215. Berlin : Peter Lang.
Hausken, L. (ed.) (2013). Thinking Media Aesthetics : Media Studies, Film Studies and the Arts. Berlin : Peter Lang.
Huhtamo, E. & Parikka, J. (2011). Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications. Berkeley : University of California Press.
Redies,C.(2015).Combininguniversalbeautyandculturalcontextinaunifyingmodel of visual aesthetic experience. Frontiers in Human Neuroscience, 9, Article 218, doi: http://dx.doi.org/10.3389/fnhum.2015.00218.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Челябинский гуманитарий

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.