К вопросу о разделении «эстетического» и «медиаэстетического»

Авторы

  • Марина Загидуллина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10104

Ключевые слова:

медиаэстетика, эстетика, теория медиума, Кант

Аннотация

В статье предлагается анализ классических представлений об эстетике (прежде всего – «Критики способности суждения» Иммануила Канта) как основания современного медиаэстетического подхода. Опираясь на русскую философскую мысль, автор статьи доказывает, что в эстетике Канта уже содержались основы медиаэстетики, что проявляется в трех основных моментах: 1) эстетический домен рассматривается как пространство «перевода» с языка чувств на язык рациональности (пространство транзита); 2) способность эстетического суждения по своей сути есть процесс синтетической до- рациональной оценки любого стимула, а не только прекрасного или возвышенного; 3) эстетическое выступает медиумом восприятия и понимания окружающего мира посредством «интуитивного рассудка». На основании сделанных выводов автор обращается к цифровой реальности как полю опредмечивания эстетической способности суждения и выявляет особенности медиаэстетического подхода как способа выявления и описания «работы» медиума.

Биография автора

Марина Загидуллина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Grinbaum, O. N. (2012). Roman A. S. Pushkina «Yevgeniy Onegin»: ritmiko-smyslovoy kommentariy. Glavy pervaya, vtoraya, tret’ya, chetvertaya [A. S. Pushkin’s novel «Eugene Onegin»: rhythmic and semantic commentary. Chapters one, two, three, four]. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publ. (In Russ.).

Gulyga, A. V. (1994). Estetika Kanta (Aesthetics of Kant). Kant, I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of Judgment], 9–36. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.).

Kant, I. (1994). Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of Judgment]. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.).

McLuhan, M. (2003). Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding media: the extensions of man], tr. by V. G. Nikolaev. Moscow: KANON- press-C; Zhukovsky: Kuchkovo field. (In Russ.).

Medvedeva, A. R. (2021). Mediaesteticheskiye granitsy v interfeyse kulʹturno- prosvetitelʹskikh proyektov «Arzamas» i «Polka» [Media aesthetic boundaries in the interface of cultural and educational projects “Arzamas” and “Polka”]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya, 3 (41), 55–62. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10306. (In Russ.).

Medvedeva, A. R. (2021). Mediaesteticheskiye funktsii interfeysa kul’turno- prosvetitel’skoy zhurnalistiki (na primere proyekta «Arzamas») [Media aesthetic functions of the interface of cultural and educational journalism (on the example of the Arzamas project)]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury [Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in education, science and culture], 3 (27), 38–45. (In Russ.).

Böhme, G. (1993). Atmosphere as the fundamental concept of a new aesthetics. Thesis eleven, 36, 113–126.

Fetveit, А. (2013). Medium-Specific Noise. In: Thinking Media Aesthetics : Media Studies, Film Studies and the Arts, Liv Hausken, ed., 189–215. Berlin : Peter Lang.

Hausken, L. (ed.) (2013). Thinking Media Aesthetics : Media Studies, Film Studies and the Arts. Berlin : Peter Lang.

Huhtamo, E. & Parikka, J. (2011). Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications. Berkeley : University of California Press.

Redies,C.(2015).Combininguniversalbeautyandculturalcontextinaunifyingmodel of visual aesthetic experience. Frontiers in Human Neuroscience, 9, Article 218, doi: http://dx.doi.org/10.3389/fnhum.2015.00218.

Загрузки

Опубликован

29-08-2022

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.