Фантархитектура как реальное воплощение проективных пластических утопий
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10209Ключевые слова:
фантастическая архитектура, визуальные паттерны, архитектурная утопия, реальная архитектура, опережающая» функция фантархитектурыАннотация
В статье рассматривается явление фантархитектуры, сочетающей свободную пластическую фантазию и ее визуальные проекции. Отмечается укорененность архитектурных фантазий в истории культуры. Выделена роль визуально-пластических паттернов, определяющих разнообразные вариации их воплощения в образах фантастической архитектуры. Приведен пример одного из наиболее значительных паттернов – образ Дома-Дворца как символического центра пространственного локуса, функционально синтезирующего значимые социокультурные интенции конкретной культуры. Проведено типологическое разделение архитектурных утопий и архитектурных фантазий как разных вариантов соотношения с реальной архитектурной средой. Показан процесс взаимной трансформации одного типа в другой и изменений их соотношения с реальной архитектурой в ходе развития креативных, технологических и технических возможностей культуры. В результате к XXI веку границы между утопическими проектами, произвольными фантазиями и реальными проектами оказываются зыбкими и проницаемыми. Это обстоятельство ставит под сомнение самостоятельное значение и ценность фантархитектуры, однако ее популярность и влиятельность не снижаются. Рассматриваются аспекты этой ситуации: утрата притягательного воздействия фантастической образности при практическом воплощении фантазийных артефактов; эффект оповседневнивания архитектурного объекта, воспринимающегося как привычный элемент реальной архитектурной среды; изживание генетически заложенного в фантархитектуре принципа игрового, «театрализованного» создания «невозможного» архитектурного образа. В этом контексте фантархитектура выполняет уникальную «опережающую» функцию: выступает провокативным фактором, способствующим появлению непривычных, креативных решений в реальной архитектуре. В то же время она остается особой самодостаточной сферой «невозможных» фантазийных образов, удовлетворяющих потребность в восприятии несбыточного, но визуально убедительного, возбуждающего и провоцирующего воображение.
Библиографические ссылки
Ivanov, A. (2017). Arhitekturnye fantazii v izobrazitel’nom iskusstve Vozrozhdeniya [Architectural fantasies in the visual arts of the Renaissance]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 12 (86), 64–67. (In Russ.).
Lysenkov, A. & Lysenkova, L. (2020). Vliyanie graficheskih rabot D. B. Piranezi na formirovanie konceptual’noj arhitektury i real’nogo arhitekturnogo prostranstva [Influence of graphic works by D. B. Piranesi on the formation of conceptual architecture and real architectural space]. Kul’tura i iskusstvo [Culture and Art], 2, 10–18. (In Russ.).
Maevskaya, M. (2016). YAzyk arhitekturnoj utopii XXI veka [The language of the architectural utopia of the XXI century]. Sovremennaya arhitektura mira [Contemporary World’s Architecture], 7, 41–61. (In Russ.).
Skizhali-Weis, A. (2007). Arhitekturnaya fantastika – novaya real’nost’ [Architectural fiction – a new reality]. Arhitektura. Stroitel’stvo. Dizajn [Architecture of the USSR], 3 (48), 56–63. (In Russ.).
Tkachev, V. & Sarvut, T. (2020). Ottorzhenie garmonii [Rejection of harmony]. Arhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education], 3 (71), available at: http://archvuz.ru/2020_3/1, accessed: 07.05.2022. (In Russ.).
Fedorov V. & Levikov A. (2014). Arhitektura absurda (formy, polozheniya, sopolozheniya) [Architecture of the absurd (form, position, juxtaposition)]. Vestnik MGSU, 4, 21–28. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.