Педагогическая поддержка формирования этнокультурной компетентности будущих журналистов: принципы реализации
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10406Ключевые слова:
этнокультурная компетентность, журналист, этнокультурное образование, принципы образования, личность журналистаАннотация
Одним из наиболее эффективных средств межкультурной коммуникации является диалог, способствующий достижению согласия и понимания различными культурами ценностей друг друга. Задачи по организации и поддержанию диалога решаются журналистами, поэтому этнокультурная компетентность журналиста становится важным условием ведения данного диалога. В статье представлен анализ процесса формирования этнокультурной компетентности будущего журналиста при реализации совокупности принципов организации образовательной деятельности как профессионально-творческой, способствующей развитию личности как освоившей этнокультурные ценности этноса, к которому принадлежит, и уважающей культуру других этносов. На основе обобщения опыта преподавания специальных и профессиональных дисциплин для студентов-бакалавров направления «Журналистика» Казанского (Приволжского) федерального университета описано содержание этнокультурного образования будущего журналиста, сформулированы принципы организации образовательного и воспитательного процесса, представлена модель этнокультурной компетентности будущего журналиста.
Библиографические ссылки
Afanas’eva A. B. (2004). Narodnoe tvorchestvo v esteticheskom razvitii rebenka [Folk art in the aesthetic development of the child]. Kreativnyj rebenok: Diagnostika i razvitie tvorcheskih sposobnostej [Creative child: Diagnostics and development of creative abilities]. Sost. T. A. Barysheva, V. A. SHekalov. Rostov n/D: Feniks. 414 p. (In Russ.).
Afanas’eva A. B. (2014). Etnokul’turnoe obrazovanie kak fenomen kul’turnogo polya [Ethno-cultural education as a phenomenon of the cultural field]: monografiya. SPb.: FGBOUVPO «SPGUTD». 188 p. (In Russ.).
Baklanova T. I. (2017). Razrabotka i konceptual’noe obosnovanie gosudarstvennoj programmy «Narodnaya hudozhestvennaya kul’tura i etnokul’turnoe obrazovanie» kak aktual’naya nauchno-prakticheskaya zadacha [Development and conceptual justification of the state program “Folk art culture and ethno-cultural education” as an actual scientific and practical task]. Etnokul’turnaya deyatel’nost’ v sovremennyh obrazovatel’nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul’tury: opyt, problemy, perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Ethno-cultural activity in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference] (Moskow, 25 marta 2017 g.) / Redkol.: T.I. Baklanova [i dr.]. CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 20–28. (In Russ.).
Baklanova T. I. (2015). Etnokul’turnaya pedagogika. Problemy russkogo etnokul’turnogo i etnohudozhestvennogo obrazovaniya [Ethno-cultural pedagogy. Problems of Russian ethno-cultural and ethno-artistic education]. Monografiya. Saratov: Vuzovskoe obrazovanie. 155 p. (In Russ.).
Grebenyuk O. S. & Grebenyuk T. B. (1999). Metodologicheskie osnovaniya razrabotki principa individualizacii vospitaniya [Methodological foundations of the development of the principle of individualization of education]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 1 (19), 104–107. (In Russ.).
Enikeeva A. R. (2021). K voprosu o podhodah k etnokul’turnomu obrazovaniyu v doshkol’nom vozraste [On the question of approaches to ethno-cultural education in preschool age]. Mnogogrannyj mir tradicionnoj kul’tury i narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah Vserossijskogo konkursa AR/VR «Hakaton v sfere kul’tury» [The multifaceted world of traditional culture and folk art. Materials of the All-Russian scientific and practical conference within the framework of the All-Russian AR/VR competition “Hackathon in the field of culture”]. Kazan: Kazanskij gosudarstvennyj institut kul’tury, 121–123. (In Russ.).
Enikeeva A. R. (2020). Osnovnye formy narodnogo tvorchestva v etnokul’turnoj zhizni obshchestva [The main forms of folk art in the ethno-cultural life of society]. Kazan’: SHkola. 254 p. (In Russ.).
Enikeeva A. R. (2018). Etnohudozhestvennoe vospitanie kak vazhnejshee napravlenie sovremennogo obrazovaniya [Ethno- artistic education as the most important direction of modern education] Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2, 140–142. (In Russ.).
Ershova L. V. (2008). Nauchnye principy razrabotki soderzhaniya etnohudozhestvennogo obrazovaniya [Scientific principles of the development of the content of ethno-artistic education]. Nauka i shkola [Science and School], 1, 3. (In Russ.).
Zaporozhec A V. (2000). Psihologiya dejstviya [Psychology of action]: Izbr. psihol. tr. Moskva: Mosk. psihol.-soc. in-t; Voronezh: MODEK. 731 p. (In Russ.).
Zarkenova Zh. T. (2017). Soderzhanie i struktura etnokul’turnoj kompetencii budushchih pedagogov [The content and structure of the ethno-cultural competence of future teachers]. Scientific review. Pedagogical sciences, 3, 14–17. (In Russ.).
Zaharova A. I. & Nogovicyna S. S. (2021). Opyt raboty sel’skoj gimnazii po formirovaniyu lichnosti na osnove etnokul’turnyh cennostej [The experience of the rural gymnasium on the formation of personality on the basis of ethno-cultural values] Nauchno- metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal “Concept”], 5 (maj), 97–113. URL: http://e-koncept.ru/2021/211034.htm. (In Russ.).
Zimnyaya I. A. (2009). Klyuchevye kompetencii – novaya paradigma rezul’tata sovremennogo obrazovaniya [Key competencies – a new paradigm of the result of modern education]. Eksperiment i innovacii v shkole [Experiment and innovation in school], 2, 7–13. (In Russ.).
Zimnyaya I. A. (2013). Kompetenciya i kompetentnost’ v kontekste kompetentnostnogo podhoda [Competence and competence in the context of a competence approach] Uchenye zapiski nacional’nogo obshchestva prikladnoj lingvistiki [Scientific Notes of the National Society of Applied Linguistics], 4 (4), 16–31. (In Russ.).
Sivaev E. B. & Krylov D. A. (2017). Sushchnost’ i soderzhanie etnokul’turnoj kompetentnosti budushchego pedagoga [The essence and content of the ethno-cultural competence of the future teacher]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science- intensive technologies], 5, 140–144. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36684. (In Russ.).
Shackij S. T. (1980). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical essays]: v dvuh tomah. Moskow: Pedagogika. (In Russ.).
Flier A. Ya. (2013). Kul’tura preodoleniya kul’tury [Culture of overcoming culture]. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta], 4, 270–282. (In Russ.).
Flier A. Ya. (2016). Kul’turologiya kak sistema poznaniya [Cultural studies as a system of cognition]. Vestnik CHelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2 (46), 53–59. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.